21 мая 2021, 11:32
Источник akipress.kg
Комментарии
Жогорку Кенеш с 20 мая вынес на общественное обсуждение проект закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс в целях защиты права работника на личную неприкосновенность, а также обеспечения защиты работника от домогательства в сфере трудовых правоотношений.
Инициаторами внесения изменений выступила группа женщин-депутатов Жогорку Кенеша - Айнуру Алтыбаева, Гюльшат Асылбаева, Айнура Осмонова, Евгения Строкова, Наталья Никитенко, Бурун Аманова, Махабат Мавлянова.
Авторы законопроекта привели в пример исследование, проведенное при поддержке программы USAID по совместному управлению. Так, Кыргызская ассоциация женщин-судей анонимно опросила 877 женщин и девушек на различных рабочих местах и в вузах в Бишкеке, Кара-Балте, Оше и Токмаке. Их спрашивали, сталкивались ли они с сексуальными домогательствами. Большинство опрошенных признали, что проблема существует. 23% работающих женщин и 21,9% студенток сообщили, что они подвергались сексуальным домогательствам. Исследование показывает, что 80% случаев домогательств происходит в государственных учреждениях. Преимущественно с домогательствами сталкивались женщины в возрасте от 20 до 38 лет, не состоявшие в браке и занимающие должность рядовой сотрудницы (70%). При этом, как отмечают авторы исследования, женщины, у которых меньше властных полномочий, больше подвержены сексуальным домогательствам. Сексуальные домогательства чаще всего происходят со стороны мужчин руководителей среднего и высшего звена (44%).
На основании результатов исследования Кыргызская ассоциация женщин-судей разработала рекомендации по преодолению этой проблемы, включая внесение изменений в законодательство для привлечения к ответственности виновных, а также различные превентивные меры, которые могут быть приняты на рабочем месте, следовательно, актуальность данного законопроекта доказана временем и научно обоснованно, рассказали инициаторы.
Разработка и принятие законопроекта, направленного на обеспечение защиты прав и свобод человека по принятию мер на законодательном уровне по предупреждению домогательства в отношении работника, как считают депутаты, является необходимостью, продиктованной требованиями общества и международными обязательствами Кыргызской Республики в области защиты прав и свобод человека.
Законопроект направлен на решение следующих задач:
- запрещение дискриминации и домогательства в сфере трудовых правоотношений;
- обеспечение права на возмещение материального и морального, причиненного домогательством в отношении работника;
- введение в обязанности работодателя обязанности по принятию актов, направленных на закрепление этических правил и норм организационной культуры;
- введение в обязанность работодателя обязанности по созданию условий исключающие домогательства в отношении работников;
- предоставление работникам права защиты от домогательства;
- разработки государственных нормативных требований охраны труда в сфере защиты права работника на личную неприкосновенность и защиты от домогательств;
- расследование и учет случаев домогательств в отношении работника;
- возложение на работодателя ответственности за вред, причиненный работнику домогательством;
- включение в способы защиты трудовых прав работников нормы по защите прав работника от домогательства уполномоченными государственными органами и судом.
Женщины-депутаты отмечают, что в подавляющем большинстве домогательствам подвергаются женщины, работающие в таких условиях, в которых по причине функциональных обязанностей женщины находиться в служебной зависимости от работодателя или коллеги, что создаёт благоприятные условия для домогательства в отношении работника в лице женщины.
В настоящее время в трудовом законодательстве Кыргызской Республики, по информации авторов законопроекта, отсутствуют нормы, позволяющие защитить права и законные интересы работника в случае домогательства, что создает угрозу для личной неприкосновенности и безопасности работника в трудовых правоотношениях.
"В ходе анализа законодательства Кыргызской Республики на предмет регулирования вопросов, связанных с защитой домогательства в отношении женщин было выявлено, что в настоящее время на законодательном уровне запрет сексуального домогательства закреплен в законе "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин", где дается понятие сексуального домогательства как действия сексуального характера, выраженные словесно или физически, унижающие и оскорбляющие лицо, находящееся в трудовой, служебной, материальной, семейной и иной зависимости. Также согласно статье 21 указанного закона работодатель не имеет права подвергать работающих лиц разного пола давлению или преследованию на основании того, что они отказали работодателю в его сексуальных домогательствах или подали на работодателя жалобу за гендерную дискриминацию", - говорится в справке-обосновании.
Несмотря на то, что в законе "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин" имеются нормы, которые защищают женщин от сексуальных домогательств, в Трудовом кодексе отсутствуют нормы, защищающие женщин как работников от сексуального насилия, что создает благоприятные условия для безнаказанности работодателя в случае сексуальных домогательств в отношении работника, как со стороны работодателя, так и со стороны работника в отношении женщины-работника, сообщают авторы.
Данный законопроект направлен на выполнение положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Конвенции МОТ о искоренении насилия и домогательства в сфере труда (Конвенция Мот № 190), в особенности в части реализации право на охрану здоровья и безопасные условия труда, пишут депутаты.
В целях восполнение пробелов в трудовом законодательстве в части защиты работников от сексуальных домогательств, выполнение положений Конвенции МОТ о искоренении насилия и домогательства в сфере труда законопроектом предлагает внести следующие изменения:
1) предлагается в статье 2 Трудового кодекса ввести принцип запрещения дискриминации и домогательства в сфере трудовых правоотношений, принцип обеспечения права на возмещение материального и морального, причиненного дискриминацией и домогательством, что позволит предупредить прямые и косвенные дискриминации по признаку пола в трудовых и других, связанных с ними отношений, законодательно закрепить запрет сексуальных домогательств, являющихся проявлением дискриминации, а также реализовать работником право на возмещение материального и морального, причиненного дискриминацией и домогательством;
2) предлагается в статье 8 отразить, что Трудовой кодекс регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, а также отношения, связанные с организацией и управлением трудом. Данной нормой охватываются трудовые отношения между работниками, которые также подлежат регуляции;
3) предлагается дополнить Трудовой кодекс статьёй "9-1", предусматривающей запрет домогательства, Детализация нормы о запрете домогательств, как принципа регулирования трудовых отношений. Включение данной статьи в ТК позволит работнику в полном объёме реализовать свое право на возмещение вреда, причинённого домогательством;
4) в статье 20 ввести нормы, которые обязуют работодателя принимать в установленном порядке локальные нормативные акты, направленные обеспечение в организации безопасность труда и условия исключающие домогательства в отношении работников. Данная норма, направлена на организацию труда (положения, инструкции, приказы), содержащие нормы этики и организационной культуры, и другие акты, необходимые для нормальной работы организации, в том числе исключающие домогательство в отношении работника;
5) в статье 42 предусмотреть нормы, о включении в коллективные трудовые договора положений о создании условий, исключающих домогательства на рабочем месте. Введение данной нормы обусловлена тем, что тенденция усиления влияния коллективного договора в организациях с сильными профсоюзами позволит добиваться предоставления гарантий, связанных с исключением домогательств даже в отсутствие условий в индивидуальном трудовом договоре ;
6) в статье 76 включение нормы по отстранению работника по основанию совершения домогательства в отношении другого работника. Отстранение от работы - мера для защиты других работников от действий лица, создающего не безопасную среду для других работников, осуществляя домогательства, связи с чем, видеться целесообразным ввести данную норму как способ защиты домогательства;
7) в статье 209 ввести в понятие безопасные условия труда положения, касающиеся условий, исключающие домогательства на рабочем месте;
8) в статье 210 ввести нормы по разработке и принятию государственных нормативных требований охраны труда по реализации права работника на личную неприкосновенность и защиты от домогательств;
9) в статье 215 предлагается ввести нормы, предусматривающую, что в трудовом договоре в обязательном порядке указывать нормы по правилам и порядке обеспечения защиты работника от домогательств компенсации, а также порядок и размер компенсации за причинение вреда домогательством в отношении работника;
10) в статье 216 предлагается включить норму, согласно которой все работники организаций, включая работодателя, обязаны проходить обучение, проверку знаний по охране труда, этических правил и норм организационной культуры в порядке, установленном правительством. Данная норма позволить обеспечить знание этических правил и норм организационной культуры по защите работника от домогательства;
10) в статье 217 предлагается возложить на работодателя обязанность по организации работы и контроля за соблюдением этических правил и норм организационной культуры, выполнением мероприятий по защите работника от домогательств. Данная норма позволит решить вопросы, связанные с соблюдением этических правил и норм организационной культуры, выполнением мероприятий по защите работника от домогательств, что позитивно отразиться на создании благоприятных условий по защите работника от домогательства;
11) в статье 222 предлагается на службу охраны труда возложить работу по контролю за соблюдением правил и норм по защите работника от домогательства. Данная норма позволит определить ответственный орган по контролю за соблюдением правил и норм по защите работника от домогательства, что в результате позволит работнику обращаться в службу охраны труда с жалобой по факту домогательства;
12) дополнить Кодекс статьей 223-1, предусматривающей расследование и учет случаев домогательств в отношении работника. Данная норма направлена на расследование и учет случаев домогательств в отношении работника, что позволит вести учет случаев домогательства в трудовых отношениях, принимать меры предупреждения и привлекать к ответственности работодателя за вред, причиненный работнику домогательством;
13) дополнить Кодекс статьей 225-1, предусматривающей ответственность работодателя за вред, причиненный работнику домогательством. Данная норма направлена на возложение ответственности на работодателя за вред, причиненный работнику домогательством так как именно работодатель несет ответственность за создание безопасных условий труда, следовательно, работник должен обладать правом на возмещение вреда;
14) в статье 228 включить норму, предусматривающей в качестве доказательной базы для подтверждения случая домогательства Акт расследования случая домогательства в отношении работника. Данная норма позволит в полной мере реализовать право работника на возмещение вреда, причиненного работнику домогательством;
15) в статье 248 ввести норму, чтобы обязать работодателя возместить работнику морального вреда, причинённого домогательством в отношении работника. Данная норма позволить работнику получить возмещение за вред причинённый домогательством, что в полной мере защитить его трудовые права;
16) в статье 398 включить норму, предусматривающей по включению в способы защиты трудовых прав работников способ защиты прав работника от домогательства уполномоченными государственными органами и судом;
17) в статье 411 предусмотреть, что к индивидуальным трудовым спорам относятся споры, связанные с реализацией работником права на защиту личной неприкосновенности и защиты от домогательства. Данная норма позволить реализовать работником право на решение трудового спора, связанного с домогательством, а также возможностью обращения сторон к услугам медиации в случае домогательства.