27 мая 2021, 16:02
Источник sputnik.kg
Комментарии 6
Кыргызстанка является учредителем многоотраслевого завода по производству оборудования, в том числе лифтового, президентом ОО "Кыргызская лифтовая ассоциация", учредителем и гендиректором официального дистрибьютора южнокорейской компании по производству лифтов. Свою историю она рассказала в интервью Sputnik.
— Расскажите о себе.
— Я родилась на Иссык-Куле, окончила школу в селе Боконбаево с золотой медалью. Это позволило мне поступить в вуз без экзаменов. Я выбрала Бишкекский гуманитарный университет, а именно факультет востоковедения, который тогда пользовался особой популярностью. Во время учебы изучала корейский язык, и этот выбор отчасти стал судьбоносным.
Окончив университет, я продолжила работать с корейским языком и продолжаю делать это по сей день. Сначала работала переводчиком, потом открыла небольшой бизнес. Однако все оказалось не так просто: довольно трудно с первой попытки найти отрасль, в которой ты хочешь развиваться. Чем я только не занималась! Это и магазин косметики, и мелкий строительный бизнес, и консалтинг… Многие мои начинания не увенчались успехом. Бывали времена, когда мы с семьей оставались практически без денег, потому что мой бизнес не всегда приносил ожидаемую прибыль.
Путь проб и ошибок занял около десяти лет, после чего я стала осознаннее относиться к выбору отрасли. Мне хотелось запустить действительно успешный проект. Первые шаги в этом направлении я сделала на рубеже 2010-х. Тогда обстоятельства сложились удачно: с одной стороны, мэрия объявила о тендере на замену лифтов, с другой — ко мне обратились корейские предприниматели, которые занимались производством лифтового оборудования и хотели поставлять свою продукцию на наш рынок.
Во мне они видели не только переводчика, но и партнера. Так мы и начали работать. Конечно, на первых порах у меня, как у гуманитария, голова кипела от обилия технических тонкостей. В конце концов, лифты — это не просто товар, который ты привез и забыл. Это сложное оборудование, за которое несешь ответственность.
Поработав со многими поставщиками, в какой-то момент мы поняли, что пора искать крупную компанию. В то время корейское оборудование пользовалось большим спросом на нашем рынке, а в Корее работала компания, которая практически была монополистом в этой сфере. Мы решили, что это как раз наш вариант: написали им письмо, но ответа не получили. Оказалось, что это не так-то просто: только после долгих переговоров нам дали согласие на поставки.
Компания и не думала, что продажи в Кыргызстане пойдут хорошо: все-таки у нас маленький рынок по сравнению с тем же Китаем. Однако уровень продаж приятно удивил корейскую сторону, наши показатели превзошли их ожидания. В то время, а это был 2013-2014 год, в Кыргызстане начался бурный рост строительной отрасли, компании нуждались в качественном лифтовом оборудовании.
© Sputnik / Бегайым КасымбековаУчредитель многоотраслевого завода по производству лифтового оборудования Рахат Жунушбаева: объездив множество заводов в Китае и Корее, я начала серьезно задумываться о том, что мы тоже можем производить лифтовое оборудование, ведь это выгодно для нашей страны — Как появилась идея открыть лифтостроительный завод в Кыргызстане?
— Идея возникла не так давно, всего три-четыре года назад. Объездив множество заводов в Китае и Корее, я начала серьезно задумываться о том, что мы тоже можем производить лифтовое оборудование, ведь это выгодно для нашей страны. Во-первых, очень много денег в этом деле уходит на логистику, из-за чего растет себестоимость как самих лифтов, так и строящихся объектов, продаваемого жилья. Во-вторых, мы сильно зависим от границ: бывали периоды, когда наше оборудование подолгу простаивало из-за закрытых рубежей. В-третьих, в один 40-тонный контейнер много лифтов не загрузишь: перевозка столь объемного оборудования — дело не из легких во всех смыслах.
Так мы и задались вопросом: почему бы не открыть свое производство? Конечно, собственных средств не хватало, поэтому мы с бизнес-планом в руках начали обивать пороги банков. На первом этапе нам не верили, мол, неужели в Кыргызстане можно заниматься машиностроением? Ведь лифт — это тоже машина.
Конечно, сумма на такой проект требовалась немаленькая, тем более что к лифтостроительному заводу нужны дополнительные инфраструктурные объекты — шоурум, тестовая башня, лаборатория…
Несмотря на недоверие, мы не сдавались. В итоге нас поддержали банки и Российско-Кыргызский фонд развития. РКФР профинансировал определенную часть проекта, выделив 800 тысяч долларов, которые мы направили на строительство предприятия и покупку оборудования.
— Как часто вас пытались отговорить от этой затеи?
— Я ни минуты не сомневалась в этой идее, но меня до сих пор отговаривают! Люди не верят в проект, относятся к нему с долей скепсиса. Многие говорят: "Зачем тебе это надо? Ты можешь просто привозить и продавать лифты, жить в свое удовольствие!" Мы не сдаемся, главное — это моя вера и вера моей команды.
За 12 лет работы в отрасли я убедилась, что проект необходим Кыргызстану. В нашей стране это первый лифтостроительный завод, один из первых в Средней Азии, в СНГ не так много подобных предприятий. У нас бурно развивается строительство, на жилье есть и будет большой спрос.
Мы ориентированы не только на внутренний рынок: в перспективе планируем экспортировать оборудование в соседние страны и далее расширять географию.
© Фото / Валерия ВартановаРахат Жунушбаева: за 12 лет работы в отрасли я убедилась, что проект необходим Кыргызстану. В нашей стране это первый лифтостроительный завод, один из первых в Средней Азии, в СНГ не так много подобных предприятий. У нас бурно развивается строительство, на жилье есть и будет большой спрос — На каком этапе проект?
— Мы начали строить завод в 2019 году и рассчитывали запустить его в 2020-м, однако грянула пандемия, и запуск предприятия пришлось отложить. Наше оборудование застряло на границе, почти год мы ждали его поступления.
Сейчас строительство практически завершено, презентация завода запланирована на начало июня. Первую продукцию получим уже в сентябре этого года: лифтовое оборудование — это всегда предпродажи, и у нас уже есть первые контракты.
Когда мы закладывали оборудование для завода, то не ограничивали себя производством только лифтов. Конечно, это будет основным направлением, но мы планируем выпускать и много сопутствующей продукции: автопарковочные системы, бронированные двери, строительные мачтовые подъемники, кухонное оборудование (например, газовые плиты или конвекторы). Запуск этих производств будет поэтапным.
Производственные площади завода составляют 20 тысяч квадратных метров. При полном запуске всех этапов планируется, что предприятие даст до 1 000 рабочих мест.
— Смею предположить, что специалистов в области лифтостроения в Кыргызстане не так уж и много…
— Когда я только начала работать в этой сфере, столкнулась с острой нехваткой специалистов в лифтовой отрасли. Речь даже не о конструкторах, а об обычных монтажниках и обслуживающем персонале. К нам приезжали специалисты из Казахстана и Кореи, наши работники тоже вылетали за рубеж и проходили тренинги.
При реализации идеи строительства завода, мы обратились к корейским и китайским специалистам, которые совместно с нами разрабатывали применяемые на предприятии технологии.
— Сколько времени понадобится проекту, чтобы окупиться?
— У производства на это уходит значительно больше времени, чем в торговле или обслуживании. Мы запланировали выйти на окупаемость через пять лет.
© Sputnik / Бегайым КасымбековаРахат Жунушбаева: когда мы закладывали оборудование для завода, то не ограничивали себя производством только лифтов. Конечно, это будет основным направлением, но мы планируем выпускать и много сопутствующей продукции: автопарковочные системы, бронированные двери, строительные мачтовые подъемники, кухонное оборудование (например, газовые плиты или конвекторы) — На сколько лифтовое оборудование местного производства будет дешевле импортного?
— Наши лифты будут обходиться местным компаниям до 30 процентов дешевле. Это должно автоматически отразиться на стоимости продаваемых квартир. Надеемся, что через такой проект мы внесем свой вклад в то, чтобы наше население было обеспечено доступным жильем.
— В последнее время кыргызстанцы особенно переживают за нашу экологию. Лифтостроительный завод — это тяжелая промышленность, не скажется ли его работа на окружающей среде?
— Завод не нанесет вреда экологии: технологии разработаны так, что производство будет почти безотходным.
— Далеко не все кыргызстанцы готовы поддерживать местных производителей: многие сомневаются в качестве местной продукции, предпочитая покупать импортное. Это особенно касается тяжелой промышленности. Как вы намерены бороться за доверие кыргызстанцев к оборудованию местного производства?
— Такая проблема действительно есть. Если пищевой и легкой промышленности уже удалось завоевать доверие населения, то в нашей отрасли дела обстоят иначе: к словосочетанию "кыргызстанская тяжелая промышленность" люди невольно относятся со скепсисом. Однако я уверена, что мы преодолеем это обстоятельство. Все-таки начинаем далеко не с нуля: на рынке нас знают давно.
В конце концов, мы не только продаем лифты, но и занимаемся обслуживанием на протяжении всей жизни оборудования, а это, между прочим, 25 лет. Мы даем гарантию на свою продукцию и несем за нее ответственность, поэтому подобные предрассудки — лишь вопрос времени.