13 июля 2021, 12:58
Источник sputnik.kg
Комментарии
C 12 июля при первичной регистрации автомобиля, ввезенного в Кыргызстан из стран, не входящих в ЕАЭС, стало обязательным свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.
Что это за документ, где его можно получить и сколько надо потратить? Sputnik Кыргызстан поговорил со специалистами ГУ "Унаа" и собрал ответы на распространенные вопросы, которые возникли у автолюбителей после прочтения этой новости.
Что это за документ? Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства — это документ, который подтверждает, что конструкция машины или другого транспорта соответствует требованиям актуальных норм безопасности.
Это не новшество: такие свидетельства выдавали в Кыргызстане еще с 2017 года, когда в силу вступили новые правила регистрации авто, ввезенных не из стран ЕАЭС. Это было сделано для того, чтобы в страны союза ввозились только безопасные машины.
Тогда же в стране открыли диагностические лаборатории, которые все это время проверяли импортные машины на безопасность. Свидетельство о безопасности конструкции входило в перечень обязательных документов, которые необходимы для первичной регистрации автомобиля, импортируемого из стран вне Евразийского экономического союза.
Однако в декабре 2020 года правила регистрации изменили: кыргызстанцам, "пригнавшим" машину из стран не из стран ЕАЭС, разрешили не проводить лабораторную экспертизу машины на безопасность конструкции. Процедуру оставили обязательной только для юридических лиц и физлиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
С апреля этого года в стране стали разворачивать систему электронного паспорта транспортного средства. Это делается в рамках соглашения стран ЕАЭС, в котором прописано, что на территории союза будет действовать единая система учета и контроля транспортных средств. Она позволяет отследить всю историю машины c момента изготовления авто или ввоза в ЕАЭС до утилизации или вывоза машины из стран евразийского пространства. Для первичного формирования электронного паспорта машины необходимы сведения, которые указываются в свидетельстве о безопасности конструкции авто.
На этом фоне в июне нынешнего года норму об этом свидетельстве вернули в прежний вид, убрав из нее примечание, по которому документ нужен только юрлицам и ИП.
Кому нужно это свидетельство? Документ необходим при первичной регистрации автомобиля, ввезенного в Кыргызстан из стран, не являющихся членами ЕАЭС.
Как получить документ? Свидетельства выдают испытательные лаборатории, которые имеют соответствующую аккредитацию и входят в специальный реестр ЕАЭС. Такие есть в Бишкеке, Оше и Таласе. Лаборатории для удобства граждан находятся рядом с территориальными отделениями госучреждения "Унаа". В столице работают две лаборатории: возле авто-ЦОНа на улице Чокана Валиханова и возле отдела ГУ "Унаа" на рынке "Риом-авто".
Сам процесс начинается с подачи заявки, затем составляется договор между лабораторией и клиентом. Если документы на авто соответствуют требованиям, его отправляют на техническую экспертизу. Машина, ввезенная в Кыргызстан не из стран ЕАЭС, должна соответствовать техрегламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", так что в ходе осмотра эксперты ориентируются именно на него.
Они полностью сверяют транспорт с приложенными документами — таможенно-приходным ордером, VIN-кодом и другими. Далее машина отправляется на полный осмотр: эксперты проверяют блокировку, ремни, аптечку, огнетушитель, шины, люфт рулевого управления, выхлопную систему, фары и, конечно же, тормозную систему.
Что, если машина "провалит" осмотр? Если эксперты лаборатории не признают автомобиль безопасным, они сообщат об этом владельцу и выдадут ему заключение, в котором будет указано, по каким параметрам машина не прошла экспертизу. Как показала практика, неполадки в автомобилях обычно устраняют заранее.
Сколько стоит экспертиза? Раньше базовая стоимость экспертизы для легковых авто составляла 3 300 сомов, но сейчас цены на эту услугу снизили в половину — до 1 650 сомов.
Почему в других городах нет лабораторий? В "Унаа" объясняют, что машины из-за рубежа, как правило, пребывают путем железнодорожных перевозок. Каждая из них должна пройти таможенную очистку, то есть растаможку. Железнодорожные терминалы в основном находятся на территории Бишкека. Иначе говоря, кыргызстанец может растаможить авто и отправиться в лабораторию на экспертизу, чтобы получить свидетельство. Система регистрации машин работает по принципу "единого окна", то есть машину зарегистрируют вне зависимости от прописки владельца.
Что будет, если не получить это свидетельство? Фактически без свидетельства о безопасности конструкции вам откажут в регистрации автомобиля. В Министерстве цифрового развития сообщили, что без такого документа транспортное средство нельзя эксплуатировать на дорогах, продавать, сдавать в аренду и проводить другие действия.