15 июля 2021, 18:17
Источник akipress.kg
Комментарии
Жогорку Кенеш 15 июля в первом чтении планирует рассмотреть проект закона о статусе судей КР, инициированный Администрацией президента.
Законопроект подготовлен в целях приведения законодательства в соответствие с новой Конституцией, состоит из 8 глав и 36 статей.
Настоящий закон определяет статус судей КР, гарантии независимости судей, порядок избрания, назначения судей КР, их перевод (ротацию), освобождение от должности, ответственность, меры материального и социального обеспечения деятельности судей и иные положения, связанные с данным статусом.
Ниже приведен текст проекта:
Глава 1
Общие положения
Статья 1. Судьи - носители судебной власти
Судебная власть в Кыргызской Республике принадлежит только судам в лице судей: Конституционного суда Кыргызской Республики (далее - Конституционный суд);
Верховного суда Кыргызской Республики (далее - Верховный суд);
местных судов Кыргызской Республики (далее - местные суды);
специализированных судов, учрежденных законом.
Судьями являются лица, наделенные в порядке, предусмотренном Конституцией и настоящим конституционным Законом, полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность. Статья 2. Законодательство о статусе судей
Законодательство о статусе судей состоит из Конституции, настоящего конституционного Закона, иных законов и нормативных правовых актов Кыргызской Республики. Законодательство Кыргызской Республики о государственной службе, труде, социальном, материально-техническом и ином обеспечении, государственном страховании распространяется на судей в части, не урегулированной настоящим конституционным Законом. Статья 3. Принципы отправления правосудия
При отправлении правосудия судьи руководствуются следующими основными принципами: - осуществлением правосудия только судом;
- осуществлением правосудия бесплатно в предусмотренных законом случаях;
- самостоятельностью судов и независимостью судей;
- равенством всех перед законом и судом;
- ответственностью судей;
- открытостью и публичностью разбирательства дел во всех судах;
- обязательностью судебных актов;
- участием граждан в отправлении правосудия в порядке, определенном законом.
Граждане Кыргызской Республики имеют право на бесплатную судебную защиту в предусмотренных законом случаях. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Кыргызской Республики и закону. Судьи, присяжные заседатели, участвующие в отправлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Кыргызской Республики и закону.
В Кыргызской Республике не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
Все равны перед законом и судом. Судьи осуществляют правосудие беспристрастно, не отдавая предпочтения каким-либо органам, лицам, сторонам, участвующим в процессе, по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, независимо от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно по другим, не предусмотренным законом, основаниям.
Вступившие в законную силу судебные акты судов Кыргызской Республики, требования и распоряжения судьи при осуществлении правосудия являются обязательными для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению. Суды контролируют исполнение вступивших в законную силу судебных актов.
Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, обязательны к предоставлению по требованию судей.
Неисполнение судебных актов, требований и распоряжений судей влечет ответственность, предусмотренную законом.
Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением дел, подлежащих рассмотрению в закрытом заседании в предусмотренных законом случаях. Граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия в предусмотренных законом случаях. Требования к гражданам, участвующим в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей, устанавливаются законом. За время участия в отправлении правосудия присяжным заседателям выплачивается вознаграждение из государственного бюджета в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.
Статья 4. Статус судьи
Статус судьи определяется повышенными требованиями к его приобретению и прекращению, установлением высоких стандартов к личности обладателя, квалификации и поведению, усилением ответственности за ненадлежащее исполнение судейских полномочий, материальным и социальным обеспечением и иными гарантиями, соответствующими высокому статусу. Статус судьи у лица возникает со дня вступления в должность судьи соответствующего суда и прекращается со дня издания акта об освобождении судьи от должности и прекращения полномочий судьи в соответствии с настоящим конституционным Законом. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Судьи всех судов Кыргызской Республики обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями, определяемыми законодательством об организации и процессуальной деятельности соответствующих судов. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Установление различий в размере заработной платы в зависимости от занимаемой должности, а также в размерах выходных пособий при выходе в отставку или прекращении статуса и другие различия, установленные настоящим конституционным Законом в зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных обстоятельств, не означает изменения статуса. Статья 5. Присяга судьи
Осуществление полномочий избранными или назначенными судьями Кыргызской Республики начинается со дня принесения присяги. Присяга приносится в торжественной обстановке следующего содержания:
"Я,... вступая в должность судьи Кыргызской Республики, перед своим Отечеством и своим народом клянусь:
честно, добросовестно, беспристрастно и справедливо осуществлять правосудие в соответствии с Конституцией и законами Кыргызской Республики;
строго соблюдать правила Кодекса чести судьи.".
Присяга судей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда приносится на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш) в день их избрания. Присяга судей местных судов приносится на собрании судей Верховного суда не позднее пяти дней со дня их назначения. Судья местного суда, переведенный из одного местного суда в другой, к присяге не приводится.
Статья 6. Требования, предъявляемые к судье в соответствии с его статусом
Судья обязан: 1) неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики, быть верным присяге судьи;
2) соблюдать требования Кодекса чести судей Кыргызской Республики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет и достоинство судьи;
3) противостоять попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия;
4) соблюдать тайну совещания судей;
5) декларировать свое имущество, доходы и расходы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
6) соблюдать правила трудового распорядка.
Судья не вправе: 1) быть представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц в судах и других государственных органах;
2) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;
3) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;
4) пользоваться подарками, полученными в связи с протокольными и другими официальными мероприятиями. Такие подарки признаются государственной собственностью и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным и другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;
5) принимать без разрешения Совета судей Кыргызской Республики (далее - Совет судей) почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий;
6) выезжать в служебные командировки за пределы Кыргызской Республики за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, международными договорами Кыргызской Республики или договоренностями на взаимной основе Конституционного суда, Верховного суда, Совета судей с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
7) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Кыргызской Республики иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики, международными договорами Кыргызской Республики или договоренностями на взаимной основе Конституционного суда, Верховного суда с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
8) участвовать в забастовках и митингах;
9) осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать должность судьи с депутатской деятельностью или деятельностью в государственных органах и органах местного самоуправления, другой оплачиваемой работой, за исключением:
- педагогической, научной, экспертной и творческой деятельности, дополнительно оплачиваемой из средств, не запрещенных законодательством, по согласованию с председателем соответствующего суда. Осуществление указанной деятельности не должно отражаться на количестве и качестве выполняемой работы по месту работы судьи;
- участия в деятельности органов судейского самоуправления (съезда, Совета и собраний судей), комиссий Совета судей, Совета по делам правосудия Кыргызской Республики (далее - Совет по делам правосудия).
Судьи не могут состоять в партиях, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии. Статья 7. Основные права судьи
Судья имеет право в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим конституционным Законом и принятыми на его основе другими законами: на перевод (ротацию) в другой суд;
на назначение председателем или заместителем председателя суда, а также избрание в органы судейского самоуправления, в Совет по делам правосудия;
на отставку;
требовать опровержения или признания необоснованными любые обвинения против него о нарушении требований безупречности поведения судьи;
на содействие со стороны государства и органов судейского самоуправления в реализации его законных интересов;
на обеспечение гарантий, установленных настоящим конституционным Законом.
Перечисление в части 1 настоящей статьи прав не ограничивает другие права гражданина, являющегося судьей, предоставленные Конституцией гражданам Кыргызской Республики, если реализация этих прав не вступает в противоречие с высоким статусом судьи. Статья 8. Повышение квалификации судей
Судья обязан повышать квалификацию. Повышение квалификации судей осуществляется в соответствии с учебными программами не реже одного раза в три года с сохранением на этот период заработной платы.
Порядок и сроки прохождения судьей повышения квалификации определяются председателями Конституционного суда, Верховного суда и Советом судей. Повышение квалификации судей осуществляется за счет средств республиканского бюджета, а также иных источников, не запрещенных законодательством. Статья 9. Обучение и стажировка претендентов на должности судей местных судов
Лица, впервые претендующие на должность судьи местного суда, должны пройти обучение сроком до одного года. Обучение претендентов на должности судей осуществляется Высшей школой правосудия. По окончании обучения проводится квалификационный экзамен. Лица, успешно сдавшие квалификационный экзамен, должны пройти стажировку в аппарате суда сроком до одного года. Обучение и стажировка лиц, впервые претендующих на должность судьи местного суда, осуществляется за счет средств государственного бюджета, выделяемых на эти цели. Порядок и сроки прохождения обучения и стажировки претендентов на должности судей местных судов определяются Советом судей по предложению председателя Верховного суда. Примечание: Требование о прохождении стажировки не распространяется на работников аппаратов судов, занимающих не менее одного года должности, для замещения которых необходимо наличие высшего юридического образования.
Статья 10. Безупречность поведения судей
Судья занимает свою должность и сохраняет свои полномочия до тех пор, пока его поведение является безупречным. Под нарушением требований безупречности понимается несовместимое с высоким званием судьи существенное либо систематическое совершение судьей дисциплинарных проступков (проступка), предусмотренных частью 2 статьи 31 настоящего конституционного Закона. Статья 11. Символы судебной власти
При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии и выносят решение от имени Кыргызской Республики. В залах судебных заседаний вывешиваются Герб и Флаг Кыргызской Республики. Избранным и назначенным судьям Кыргызской Республики выдаются удостоверения. Удостоверение судьи Конституционного суда, Верховного суда выдается Торага Жогорку Кенеша.
Удостоверение председателя, заместителя председателя Конституционного суда, Верховного суда выдается Президентом Кыргызской Республики (далее - Президент).
Удостоверение председателя, заместителя председателя местного суда выдается Президентом по представлению председателя Верховного суда.
Статья 12. Квалификационные классы судей
Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи, качества осуществления правосудия, безупречного поведения присваиваются квалификационные классы. Квалификационные классы подразделяются: - на пятый квалификационный класс;
- на четвертый квалификационный класс;
- на третий квалификационный класс;
- на второй квалификационный класс;
- на первый квалификационный класс;
- на высший квалификационный класс.
Квалификационные классы присваиваются судьям Президентом по представлению Совета судей. Статья 13. Порядок присвоения квалификационного класса судье Кыргызской Республики
Квалификационные классы присваиваются: 1) судьям местных судов - пятый - второй квалификационные классы;
2) судьям Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда - первый и высший квалификационные классы.
Судьям местных судов с учетом стажа работы, качества осуществления правосудия, безупречного поведения может быть присвоен первый квалификационный класс.
Судье местного суда, впервые назначенному на должность и не имеющему квалификационного класса, присваивается пятый квалификационный класс не ранее шести месяцев со дня назначения. Очередной квалификационный класс может быть присвоен судье не ранее трех лет. При этом трехгодичный срок не включает в себя срок, в период которого полномочия судьи не осуществлялись. В случае применения в отношении судьи дисциплинарного взыскания течение трехгодичного срока приостанавливается до дня, когда дисциплинарное взыскание будет считаться погашенным.
Судьи, которым присвоены квалификационные классы, состоят в них пожизненно. При присвоении очередного квалификационного класса предыдущий квалификационный класс утрачивается.
Лишение судьи квалификационного класса допускается только в судебном порядке как вид дополнительного наказания, назначенного приговором суда по уголовному делу. Статья 14. Доплата к квалификационным классам
Судьям, имеющим квалификационные классы, устанавливаются доплаты к должностным окладам в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке. Глава 2
Гарантии независимости судей
Статья 15. Независимость судьи
Независимость судьи обеспечивается: 1) осуществлением правосудия в порядке, предусмотренном только законом;
2) запретом, под угрозой ответственности, вмешательства в деятельность судьи с чьей бы то ни было стороны;
3) несменяемостью судьи;
4) неприкосновенностью судьи;
5) обязательностью предоставления судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;
6) функционированием органов судейского самоуправления;
7) правом на отставку.
Гарантии независимости судьи, предусмотренные Конституцией и настоящим конституционным Законом, не могут быть отменены либо снижены ни при каких обстоятельствах. Статья 16. Недопустимость вмешательства в деятельность судьи
Запрещается всякое вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия. Лица, виновные во вмешательстве в деятельность судьи по осуществлению правосудия, несут ответственность, предусмотренную законом. Никто не вправе требовать от судьи отчета по конкретному судебному делу. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в его производстве дел, представлять дела кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. Статья 17. Несменяемость судьи
Судьи всех судов Кыргызской Республики несменяемы. Они занимают свои должности и сохраняют свои полномочия в пределах конституционного срока. Судья не может быть досрочно освобожден или отстранен от должности либо его полномочия не могут быть приостановлены или прекращены не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным Конституцией и настоящим конституционным Законом. Судья, осуществляющий свои полномочия в местном суде, находящемся в одном регионе республики, может быть в порядке перевода (ротации) направлен в другой местный суд на равнозначную или вышестоящую должность для осуществления полномочий судьи этого местного суда только в случаях и по основаниям, предусмотренным настоящим конституционным Законом. Статья 18. Неприкосновенность судьи
Судья обладает правом неприкосновенности и не может быть задержан и арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой правоохранительный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Судья, в том числе после прекращения своих полномочий и освобождения от занимаемой должности, не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, за противоправные деяния, совершенные им в период осуществления полномочий судьи, в ином порядке, чем установлено настоящим конституционным Законом. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом в целях обеспечения безопасности других людей. Глава 3
Порядок избрания судей
Конституционного суда, Верховного суда,
назначения и освобождения
председателя и заместителей председателя
Конституционного суда, Верховного суда
Статья 19. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда, Верховного суда, порядок их избрания
Судьей Конституционного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" с присвоением академической степени "магистр" при наличии академической степени "бакалавр" по соответствующему направлению и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, владеющий государственным и официальным языками. Судьей Верховного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" с присвоением академической степени "магистр" при наличии академической степени "бакалавр" по соответствующему направлению и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, в том числе судьей не менее пяти лет, владеющий государственным и официальным языками.
В стаж работы по юридической профессии, требуемой для занятия должности судьи Конституционного суда, Верховного суда, засчитывается время работы на должностях, предусмотренных для судей местных судов, установленных частью 4 статьи 21 настоящего конституционного Закона. Судьи Конституционного суда, Верховного суда избираются не менее половиной от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по представлению Президента, основанному на предложении Совета по делам правосудия, с учетом гендерного представительства не более семидесяти процентов лиц одного пола до достижения предельного возраста. Отбор кандидатов на замещение вакантной должности судьи Конституционного суда, Верховного суда осуществляется Советом по делам правосудия на конкурсной основе. Конкурс на замещение вакантной должности судьи Конституционного суда, Верховного суда осуществляется путем проведения конкурсного отбора, в порядке, установленном статьей 24 настоящего конституционного Закона.
К лицам, впервые претендующим на замещение должности судьи Конституционного суда и не имеющим стаж судейской работы, а также к лицам, у которых при этом срок перерыва между подачей заявления на участие в конкурсе и освобождением лица от должности судьи либо прекращением полномочий судьи превышает десять лет, устанавливается следующее дополнительное требование - наличие сертификата, выдаваемого по результатам обучения претендентов. К лицам, претендующим на замещение должности судьи Верховного суда, у которых при этом срок перерыва между подачей заявления на участие в конкурсе и освобождением лица от должности судьи либо прекращением полномочий судьи превышает десять лет, устанавливается следующее дополнительное требование - наличие сертификата, выдаваемого по результатам обучения претендентов.
Сертификат действителен в течение трех лет.
Совет по делам правосудия объявляет конкурс на замещение освобождаемой или вакантной должности судьи Конституционного суда, Верховного суда не позднее шестидесяти дней до достижения предельного возраста судьи Конституционного суда, Верховного суда либо не позднее двадцати дней со дня досрочного прекращения полномочий судьи Конституционного суда, Верховного суда или досрочного освобождения от должности. Заявление на участие в конкурсе должно быть подано претендентом в Совет по делам правосудия в течение четырнадцати дней со дня публикации объявления. К заявлению прилагаются:
1) копия паспорта;
2) нотариально заверенная копия диплома о высшем юридическом образовании и архивная справка об окончании;
3) заверенные копии трудовой книжки, иных документов, подтверждающих наличие у претендента стажа работы по юридической профессии;
4) медицинское заключение о состоянии здоровья, выданное в течение шести месяцев перед участием в конкурсе.
К заявлению могут быть приложены иные документы (отзывы, рекомендации), характеризующие личность претендента.
Действующие судьи Кыргызской Республики вправе участвовать в конкурсном отборе на должности судей Конституционного суда, Верховного суда путем подачи заявлений.
Личные дела судьей Кыргызской Республики, подавших заявление на участие в конкурсе, представляются в Совет по делам правосудия аппаратами Конституционного суда, Верховного суда и Судебным департаментом.
После завершения приема заявлений и по результатам конкурсного отбора Совет по делам правосудия в течение десяти рабочих дней вносит Президенту кандидатуру для избрания на должность судьи Конституционного суда, Верховного суда. В случае отсутствия у претендентов обстоятельств, препятствующих избранию кандидата на должность судьи Конституционного суда, Верховного суда Президент представляет их в Жогорку Кенеш в течение десяти рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных абзацем пятым настоящей статьи. Президент вправе возвратить Совету по делам правосудия материалы по представленной кандидатуре Конституционного суда, Верховного суда мотивированным решением.
Если Совет по делам правосудия в течение десяти рабочих дней не установит обстоятельств, препятствующих избранию кандидата на должность судьи Конституционного суда, Верховного суда, то Совет по делам правосудия повторно вносит Президенту предложение по этой же кандидатуре. Решение о повторном внесении Президенту ранее предложенной кандидатуры на должность судьи Конституционного суда, Верховного суда принимается большинством не менее трех четвертых голосов от общего числа членов Совета по делам правосудия.
Президент, повторно внесенную Советом по делам правосудия кандидатуру совместно с ранее внесенными кандидатами, по которым не имеется обстоятельств, препятствующих их избранию на должность судьи Конституционного суда, Верховного суда представляет в Жогорку Кенеш в течение десяти рабочих дней со дня поступления повторного предложения от Совета по делам правосудия. В случае согласия Совета по делам правосудия с обстоятельствами, изложенными Президентом, Совет по делам правосудия в течение десяти рабочих дней предлагает в порядке очередности новую кандидатуру из соответствующего списка кандидатов в зависимости от полученного количества баллов.
Повторные предложения Совета по делам правосудия вносят до полного использования сформированного списка кандидатов на указанную должность. В случае полного использования сформированного списка кандидатов Совет по делам правосудия объявляет новый конкурсный отбор на оставшиеся вакантные места.
По представленной кандидатуре Жогорку Кенеш принимате решение не позднее двух недель со дня поступления представления. В случае неизбрания Жогорку Кенешем представленной кандидатуры на должность судьи Конституционного суда, Верховного суда Президент вносит по предложению Совета по делам правосудия другую кандидатуру из списка кандидатов на указанную должность. Жогорку Кенеш рассматривает представление Президента по новой кандидатуре для избрания судьей Конституционного суда, Верховного суда и принимает решение в срок не позднее двух недель со дня поступления представления. Судьями Конституционного суда, Верховного суда не могут быть лица: 1) имеющие судимость, в том числе снятую или погашенную;
2) ранее освобожденные от должности судьи Кыргызской Республики в связи с небезупречным поведением;
3) уволенные из правоохранительных органов и органов прокуратуры в связи с дискредитацией звания сотрудника правоохранительных органов и органов прокуратуры или лишенные лицензии на право занятия адвокатской деятельностью по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 22 Закона Кыргызской Республики "Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности";
4) лицензия на право занятие нотариальной деятельность у которых отозвана по основаниям, предусмотренным абзацами седьмым-девятым части четвертой статьи 13 Закона Кыргызской Республики "О нотариате";
5) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления либо в отношении которых уголовное преследование прекращено по не реабилитирующим основаниям;
6) имеющие гражданство иностранного государства.
Статья 20. Порядок назначения и освобождения председателя и заместителя председателя Конституционного суда, Верховного суда.
Из числа судей Конституционного суда, Верховного суда Президент по предложению Совета судей с согласия не менее половины общего числа депутатов Жогорку Кенеша назначает председателей Конституционного суда, Верховного суда сроком на 5 лет. Заместители председателя Конституционного суда, Верховного суда назначаются Президентом по представлению председателя Конституционного суда, Верховного суда сроком на 5 лет. Председатель, заместитель председателя Конституционного суда, Верховного суда могут быть освобождены от должности председателя, заместителя председателя Конституционного суда, Верховного суда по собственному желанию, в связи с истечением срока полномочий, на который они были назначены, временного отстранения от должности судьи Конституционного суда, Верховного суда, в случае нарушения требований безупречности судьи и прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным настоящим конституционным Законом. Глава 4
Порядок назначения судей местных судов, их перевод, назначение председателя, заместителя председателя местного суда
Статья 21. Требования, предъявляемые к судьям местных судов
Судьей местного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" с присвоением академической степени "магистр" при наличии академической степени "бакалавр" по соответствующему направлению и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Для лиц, впервые претендующих на замещение должности судьи местного суда и не имеющих стаж судейской работы, устанавливается следующее дополнительное требование - наличие сертификата, выдаваемого по результатам сдачи квалификационного экзамена (далее - экзамен) и положительного прохождения обязательной стажировки в аппарате суда. Для лиц, имеющих стаж судейской работы, у которых при этом срок перерыва между подачей заявления на участие в конкурсе и освобождением лица от должности судьи либо прекращением полномочий судьи превышает десять лет, устанавливается следующее дополнительное требование - наличие сертификата, выдаваемого по результатам сдачи экзамена.
Экзамен сдается по итогам обучения претендентов. Сертификат действителен в течение трех лет. Программа обучения, состав комиссии по приему экзамена, порядок его сдачи, а также программа и порядок прохождения стажировки утверждаются Советом судей по предложению председателя Верховного суда.
Судьями местных судов не могут быть лица: 1) имеющие судимость, в том числе снятую или погашенную;
2) ранее освобожденные от должности судьи Кыргызской Республики в связи с небезупречным поведением;
3) уволенные из правоохранительных органов и органов прокуратуры в связи с дискредитацией звания сотрудника правоохранительных органов и органов прокуратуры или лишенные лицензии на право занятия адвокатской деятельностью по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 22 Закона Кыргызской Республики "Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности";
4) лицензия на право занятия нотариальной деятельностью у которых отозвана по основаниям, предусмотренным абзацами седьмым-девятым части четвертой статьи 13 Закона Кыргызской Республики "О нотариате";
5) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления либо в отношении которых уголовное преследование прекращено по не реабилитирующим основаниям;
6) имеющие гражданство иностранного государства.
В стаж работы по юридической профессии, необходимой для занятия должности судьи, засчитывается время работы в следующих должностях: - депутатов Жогорку Кенеша, имеющих высшее юридическое образование;
- сотрудников представительства Президента и Кабинета министров в Жогорку Кенеше, юридических подразделений и подразделений, ведающих вопросами обороны и правоохранительных органов Администрации Президента Кыргызской Республики;
- сотрудников юридических подразделений, отделов комитетов, ведающих вопросами правопорядка, прав человека, конституционного законодательства, государственного устройства и судебно-правовыми вопросами Аппарата Жогорку Кенеша, а также консультантов и помощников депутатов Жогорку Кенеша, имеющих высшее юридическое образование;
- работников аппаратов Конституционного суда и Верховного суда;
- работников аппаратов местных судов;
- работников уполномоченного государственного органа;
- работников органов прокуратуры;
- сотрудников системы юстиции;
- сотрудников юридических служб, следственных подразделений органов внутренних дел;
- сотрудников юридических служб, следственных подразделений службы национальной безопасности;
- сотрудников юридических служб, следственных подразделений таможенных органов и органов финансовой полиции;
- сотрудников юридических служб министерств, государственных комитетов и административных ведомств, а также их подведомственных учреждений;
- сотрудников юридических служб аппаратов государственных комиссий, фондов Кыргызской Республики;
- сотрудников юридических служб аппаратов местных государственных администраций и органов местного самоуправления;
- сотрудников Аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики, имеющих высшее юридическое образование;
- сотрудников юридических служб юридических лиц независимо от форм собственности;
- адвокатов Кыргызской Республики;
- нотариусов Кыргызской Республики;
- профессорско-преподавательского состава, ученого-секретаря высшего учебного заведения, занимающихся вопросами права.
При этом в стаж работы по специальности засчитывается время работы на должностях, замещение которых требует обязательного наличия высшего юридического образования.
Статья 22. Конкурс на замещение освобождаемой или вакантной должности судьи местного суда
Отбор кандидатов на замещение освобождаемой или вакантной должности судьи местного суда осуществляется Советом по делам правосудия на конкурсной основе. Замещение освобождаемой или вакантной должности судьи местного суда осуществляется путем проведения конкурсного отбора. Вакантная должность судьи местного суда образуется в связи: 1) с истечением срока полномочий судьи местного суда;
2) с достижением предельного возраста, установленного Конституцией;
3) с досрочным прекращением полномочий судьи местного суда;
4) с введением новых штатных единиц судей местных судов;
5) с образованием специализированных судов.
Совет по делам правосудия объявляет конкурс на замещение освобождаемой или вакантной должности судьи местного суда не позднее шестидесяти дней до достижения предельного возраста судьи местного суда либо не позднее двадцати дней со дня принятия акта о досрочном прекращении полномочий судьи местного суда. Объявление о конкурсе размещается в государственном печатном органе, а также на сайте Совета по делам правосудия. Судья местного суда вправе не ранее восьмидесяти и не позднее шестидесяти дней до окончания срока его полномочий обратиться с заявлением в Совет по делам правосудия о назначении его судьей местного суда. В этом случае Совет по делам правосудия в двухнедельный срок со дня поступления заявления рассматривает его по правилам, предусмотренным статьей 21-1 настоящего конституционного Закона. При этом если кандидатура не предлагается Советом по делам правосудия на назначение судьей местного суда, то на предстоящую вакантную должность судьи местного суда объяв