По сообщению Министерства инвестиций КР, на днях был подписан меморандум о сотрудничестве между министерством и компанией по внедрению монорельсовой транспортной системы в Бишкеке.
До этого власти столицы сообщали, что общая протяженность планируемого монорельса составит 37 километров, число линий — две, вместимость вагона от 150 до 180 пассажиров, высота монорельса 5-7 метров. Проект планируется реализовать в рамках государственно-частного партнерства.
Напомним, что вопрос о строительстве монорельсовой дороги в столице поднимался в 2006 году. Спустя восемь лет сообщалось, что мэрия начала проработку вопроса. В 2016 году "Бишкекглавархитектура" также заявила, что в генеральном плане развития города до 2025-го предусмотрено строительство монорельсовой дороги.
Редакция Sputnik решила выяснить, что же представляет собой монорельсовая транспортная система и какие у нее преимущества и недостатки.
Монорельс, как следует из названия, транспортная система, которая работает на одной рельсе. К примеру, метро и поезд работает на двух рельсах. Одиночный рельс — его единственная опорная система, и он движется на балке высоко в воздухе.
Этот транспорт чаще используется для перевозки пассажиров по территории крупных аэропортов или между аэропортами и городами, а также в парках развлечений.
Самым старым действующим монорельсом в мире считается дорога подвесного типа в немецком городе Вуппертале. Она была построена в 1901 году и до сих пор ежегодно перевозит 20 миллионов пассажиров. Ее скорость достигает 60 км/ч на отдельных участках. Общая длина Вупертальского монорельса — 13 километров, из них десять проходят над водой.
© AFP 2021 / INA FASSBENDERВуппертальская подвесная железная дорога Schwebebahn Московский монорельс — единственный в России, использующийся как вид городского транспорта. В начале 2000-х годов его строительство обошлось городскому бюджету в 6,3 миллиарда рублей. Длина ветки достигает 4.7 километра, всего насчитывается шесть станций.
© Sputnik / Евгений ОдиноковПоезд Московской монорельсовой транспортной системы (ММТС) в районе ВДНХ Спустя 17 лет после эксплуатации власти Москвы решили закрыть монорельсовую дорогу из-за ее неэффективности и затратности. У ветки 39 постоянных пассажиров при ежегодных затратах на содержание в 800 миллионов рублей.
Преимущества:
- не занимает место на перегруженных магистралях города;
- гораздо дешевле в строительстве в отличие от метро;
- малая вероятность столкновения с другими объектами дорожного движения;
- монорельсовый состав может преодолевать более крутые вертикальные уклоны по сравнению с любым двурельсовым транспортом.
Недостатки:
- существует потенциальная опасность падения состава с большой высоты, особенно у подвесных поездов;
- на некоторых линиях, в случае остановки вагона из-за аварии или технических проблем, пассажиры не могут покинуть вагоны;
- содержание монорельсовой линии гораздо дороже, чем линии любого другого общественного транспорта;
- монорельсовые дороги не могут справиться с большими пассажиропотоками;
- на подвесном монорельсе возникает качанье.
Что известно о турецкой компании, заинтересовавшейся проектом монорельса в Бишкеке, читайте в нашем другом материале.