Комитет Жогорку Кенеша по конституционному законодательству 26 июля провел парламентские слушания по законопроекту о статусе депутата парламента. Проект конституционного закона "О статусе депутата Жогорку Кенеша" определяет основные принципы и гарантии деятельности депутата парламента, а также его права, обязанности и ответственность. Он разработан с целью дальнейшего совершенствования и приведения положений в соответствие с Конституцией, принятой референдумом 11 апреля 2021 года.
Статьи 23 и 27 определяют гарантии деятельности и вопросы привлечения к уголовной ответственности депутата:
- Статья 23. Гарантии независимости депутата Жогорку Кенеша
1. Депутат Жогорку Кенеша как народный избранник находится под защитой народа и государства. В течение всего срока действия мандата депутат Жогорку Кенеша считается находящимся при исполнении служебных обязанностей.
Депутат Жогорку Кенеша не может подвергаться преследованиям за высказываемые в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования в Жогорку Кенеше как в течение срока его полномочий, так и после него.
Оскорбление депутата Жогорку Кенеша, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде, а также любые агрессивные действия, направленные против него, влекут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.
2. Депутат Жогорку Кенеша не может быть задержан или арестован, подвергнут обыску, личному досмотру по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством, кроме случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления.
Жилье, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписка, средства связи, а также документы, принадлежащие депутату Жогорку Кенеша, не подлежат досмотру и обыску.
3. Привлечение депутата к уголовной ответственности допускается только с согласия большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, кроме случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления.
- Статья 27. Порядок получения согласия Жогорку Кенеша на привлечение депутата к уголовной ответственности
1. Уголовное дело в отношении депутата Жогорку Кенеша может быть возбуждено только генеральным прокурором.
2. Для получения согласия на привлечение депутата Жогорку Кенеша к уголовной ответственности генеральный прокурор либо суд, рассматривающий дело, вносит в Жогорку Кенеш соответствующее представление.
3. Для рассмотрения представления генерального прокурора, суда о привлечении депутата Жогорку Кенеша к уголовной ответственности создается комиссия в порядке, предусмотренном регламентом Жогорку Кенеша.
Комиссия рассматривает представление не позднее чем в месячный срок. При необходимости от генерального прокурора и суда могут быть истребованы дополнительные материалы.
Комиссия при рассмотрении вопроса о даче согласия на привлечение депутата Жогорку Кенеша к уголовной ответственности обязана заслушать депутата, относительно которого решается вопрос, представителя прокуратуры, суда или заявителя (частного обвинителя).
После составления и оглашения комиссией по расследованию справки, а также проекта решения вопрос о привлечении депутата Жогорку Кенеша к уголовной ответственности включается в повестку дня ближайшего заседания Жогорку Кенеша.
При рассмотрении указанного вопроса, а также в представленном проекте решения депутаты ограничиваются интерпретацией, оценкой или уточнением только указанных в представлении фактов. В прениях по проекту решения принимают участие докладчик от комиссии, представители фракции, депутатской группы и депутат Жогорку Кенеша, относительно которого решается вопрос.
4. Решение об удовлетворении представления генерального прокурора или суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Жогорку Кенеша. Решение оформляется постановлением Жогорку Кенеша.
Генеральная прокуратура и суд извещаются в трехдневный срок о принятии мотивированного постановления Жогорку Кенеша.
Жогорку Кенеш при наличии оснований может пересмотреть свое решение.
5. Генеральный прокурор или суд в трехдневный срок со дня окончания производства по делу обязан сообщить Жогорку Кенешу о результатах расследования или рассмотрения дела.
6. Отказ Жогорку Кенеша дать согласие на привлечение депутата Жогорку Кенеша к уголовной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного депутата.
7. За посягательство на депутата виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.
- Статья 28. Денежные выплаты при прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям или вынесении оправдательного приговора
1. При задержании депутата на месте совершения преступления и избрании в отношении него меры пресечения - заключение под стражу либо домашний арест, по условиям которых исполнение депутатских полномочий не представляется возможным, выплата заработной платы приостанавливается со дня заключения под стражу либо применения домашнего ареста. В случае прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или вынесения оправдательного приговора выплата заработной платы производится с момента ее приостановления.
2. При даче Жогорку Кенешем согласия на привлечение депутата к уголовной ответственности и избрании судом в отношении него меры пресечения - заключение под стражу либо домашний арест, по условиям которых исполнение депутатских обязанностей не представляется возможным, выплата заработной платы приостанавливается со дня заключения под стражу либо применения домашнего ареста. В случае прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или вынесения оправдательного приговора выплата заработной платы производится с момента ее приостановления.