19 августа 2021, 11:15
Источник akipress.kg
Комментарии
ЦИК провела координационное совещание с председателями и секретарями территориальных избирательных комиссий, региональными специальными представителями ЦИК.
Как сообщила пресс-служба ЦИК, участники обсудили итоги и уроки выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики 2020-2021 годов, ознакомились с изменениями в избирательном законодательстве о порядке избрания депутатов Жогорку, предстоящими задачами избирательных комиссий, изменениями в порядке формирования списка избирателей, о порядке работы избирательных комиссий по жалобам и нарушениям на выборах, изменениям в Кодексах и взаимодействия в рамках деятельности Координационной группы оперативного реагирования.
Участники совещания провели обмен мнениями и определили общие подходы по вопросам подготовки к парламентским выборам:
- избирательные округа на выборах депутатов Жогорку Кенеша, формирование и деятельность окружных комиссий;
- вопросы приема документов на регистрацию кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов Жогорку Кенеш, уточнения полномочий УИК и ОИК в этом процессе;
- оптимальный формат избирательных бюллетеней, порядка голосования, подсчета, подведения итогов голосования - нормы законодательства и возможные практики реализации;
- выбор оптимальных процедур по подсчету итогов голосования по одномандатным округам и преференциальному голосованию за кандидатов из партийного списка;
- вопросы взаимодействия избирательных комиссий с субъектами избирательного процесса и др. вопросы подготовки к выборам.
Президент Садыр Жапаров в своем видеообращении приветствовал членов избирательных комиссий и пожелал им успешной работы.
Предстоящие выборы депутатов парламента пройдут по смешанной системе выборов:
- избрание 54 депутатов по пропорциональной системе (открытый список кандидатов - голосование за политические партии и за кандидатов партийного списка по единому избирательному округу);
- избрание 36 депутатов по мажоритарной системе (голосование за кандидатов по одномандатному избирательному округу.
Формирование избирательных округов.
1. Единый избирательный округ формируется на всей территории республики.
2. 36 одномандатных округов формируются с учетом следующих требований:
- примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей, как правило, не более чем на 20 процентов;
- избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий.
На сегодняшний день мандат одного избирательного округа предварительно равен 100 тыс. 266 избирателям.
Окружные избирательные комиссии формируются из числа членов и резерва действующих территориальных избирательных комиссий.
В соответствии с изменениями в избирательном законодательстве, выборы депутатов Жогорку Кенеша пройдут по смешанной системе.
Согласно законодательству, в список избирателей включаются граждане Кыргызской Республики, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие биометрическую регистрацию, являющиеся членами местного сообщества.
"Член местного сообщества - гражданин Кыргызской Республики, постоянно проживающий в соответствующем айылном аймаке, городе, включенном в состав одномандатного избирательного округа. Членство избирателя в местном сообществе определяется отметкой о регистрации места жительства в паспорте гражданина, записанной на чип паспорта, либо регистрацией адреса места жительства в Государственном реестре национальных паспортов Кыргызской Республики (ГРНП), произведенной в срок не менее чем за 90 дней до дня голосования" (абзац 50 ст. 1 КЗ КР "О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР").
На данный момент, по сведениям регистрационного органа Кыргызской Республики, имеются граждане, у которых адреса в паспорте отличаются от фактического постоянного места жительства (АСБ - Адресно-справочная база).
В целях полноты обеспечения избирательных прав граждан, и улучшения инклюзивности выборов избирательные комиссии должны обратить внимание и проработать заранее вопросы, по обеспечению избирательных прав граждан отдельных категорий и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с избирательным законодательством сведения об избирателях отдельных категорий (находящихся в день голосования в стационарных лечебно-профилактических учреждениях, в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых, на предприятиях с непрерывным циклом работы, военнослужащих срочной службы, военнослужащих и членов их семей) составляются руководителями учреждений и передаются в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее 12 календарных дней до голосования.
В целях обеспечения условий для реализации избирательных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения максимальной доступности помещения для голосования, избирательные комиссии совместно с территориальными подразделениями уполномоченного органа в сфере социального развития, составляют карту потребностей избирателей с ограниченными возможностями здоровья и совместно с органами местного самоуправления работают над обеспечением доступности помещения для голосования, осуществляют проверку помещения для голосования на соответствие потребностям избирателей с ОВЗ, наличие или отсутствие пандуса, оборудование кнопки вызова помощи.
Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
По пропорциональной системе политические партии подают документы в ЦИК.
По мажоритарной системе (одномандатному округу) кандидаты могут подать оригиналы документов в ЦИК напрямую либо через окружные избирательные комиссии, также уполномоченные кандидатов, политических партий вводят данные в "Э-кандидат".
Достоверность предоставленных сведений кандидатов (действительность паспорта, образование, судимость, гражданство и т.д.) проверяются через межведомственную систему "Тундук". После проверки сведений кандидатов ЦИК принимает решение о регистрации либо об отказе кандидатов и политических партий.
Для правильного ввода данных в "Э-кандидат" для членов окружных избирательных комиссий, кандидатов, политических партий будут организованы обучающие мероприятия (онлайн и офлайн форматах).
При выдвижении и регистрации списков кандидатов должны соблюдаться требования избирательного законодательства в части квотирования: не более 70 % кандидатов одного пола, при этом разница очередности в списках кандидатов женщин и мужчин, выдвинутых от политических партий, не должна превышать трех позиций; не менее 15% кандидатов не старше 35 лет, при этом не менее 3 кандидатов из них должны быть включены в список первых 25 кандидатов; не менее 15% кандидатов, имеющих различную этническую принадлежность, при этом не менее 3 кандидатов из них должны быть включены в список первых 25 кандидатов; не менее 2 кандидатов - ЛОВЗ, при этом один из них должен быть включен в список первых 25 кандидатов.
Информирование и агитация
Избирательные комиссии обеспечивают соблюдение равных правовых условий для всех кандидатов, политических партий.
Окружные избирательные комиссии совместно решают вопросы выделения общественных площадок и организуют совместные встречи кандидатов, политических партий с избирателями в округах. Для этого ОИК должны составить графики встреч кандидатов с избирателями (4-5 встреч), для возможности избирателям ознакомится с их программами и задать вопросы кандидатам.
Окружные избирательные комиссии совместно с местными органами самоуправления определяют место для размещения информационных материалов в целях информирования избирателей. Также информация о кандидатах и политических партиях размещается на официальном сайте ЦИК.
Порядок голосования и подведение итогов голосования
По единому и одномандатному избирательным округам будут формироваться два списка избирателей-учет избирателей, участвовавших в голосовании ведется отдельно.
После прохождения идентификации, избиратель получает отдельные чеки по единому и одномандатному избирательным округам. Для голосования изготавливаются отдельные бюллетени: для одномандатных округов с указанием ФИО кандидатов и года рождения кандидатов, а для единого округа - с наименованиями политических партий и пустых квадратов с порядковыми номерами кандидатов от политических партий. По одномандатному округу избиратель ставит в избирательном бюллетене отметку в квадрате, относящемуся к кандидату либо к позиции "Против всех". По единому округу избиратель ставит отметку в одном квадрате, относящемуся к партии, в другой части за порядковый номер конкретного кандидата. В случае, если избиратель не делает свой выбор в пользу ни одной политической партии, то ставит отметку в квадрате к позиции "Против всех". Если избиратель поставил отметку в квадрате за партию, при этом не поставил отметку за порядковый номер конкретного кандидата, либо поставил отметку в квадрате выбывшего кандидата, то голос избирателя засчитывается в пользу данной партии. В случае, если избиратель поставил отметку за кандидата, но не поставил за партию, такой бюллетень считается не действительным по единому избирательному округу.
ИИС используется для автоматического подсчета голосов и получения данных с АСУ, т.е. предварительных итогов голосования. Установление итогов голосования подводится по итогам ручного подсчета. При подведении итогов голосования подсчет голосов избирателей сначала осуществляется по одномандатному избирательному округу, после подсчет голосов избирателей осуществляется за политические партии и их кандидатов по единому избирательному округу. При этом окружные избирательные комиссии подводят итоги голосования по соответствующему округу, а ЦИК подводит результаты выборов в рамках требований избирательного законодательства.
Избранным депутатом по одномандатному округу признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, т.е. простое большинство голосов. ЦИК подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по единому избирательному округу за списки кандидатов политических партий, получивших 5 и более процентов голосов избирателей.