27 августа 2021, 13:01
Источник 24.kg
Комментарии
Внедрение новых систем контроля производства, пристальное внимание к упаковке и содержимому товара, "изысканное" налогообложение и постоянные нападки на бизнес с целью "вывода из тени" - это реалии алкогольного бизнеса в Кыргызстане уже многие годы. В силу своей прибыльности этот вид предпринимательства постоянно манит разные ветви власти, которые одна за другой выдвигают новые инициативы в отношении "высокоградусного" бизнеса.
Сейчас в новых, надо сказать, слишком темных красках, заиграла очередная идея - государственная монополия рынка по производству этилового спирта и обороту алкогольной и табачной продукции.
Инициатор законопроекта считает, что передача всей отрасли в руки государства позволит улучшить деятельность сектора и получить новый источник дохода для бюджета, однако участники рынка, бизнесмены и даже некоторые законодатели придерживаются мнения, что государство попросту развалит то, что создавалось годами.
Разбираемся в последствиях инициативы депутата, и в поиске ответов опросили законотворцев, бизнесменов и главного игрока рынка, который столкнется с результатами идеи, - Ассоциацию производителей, экспортеров и импортеров алкогольной продукции.
Вся власть в одни руки. Как видит госмонополию депутат?
Приступить к перестройке алкогольного и табачного рынков инициатора сподвигла пандемия коронавируса, которая и так уже нанесла немало вреда экономике Кыргызстана. Но именно последствия коронакризиса легли в основу предложения Комитета ЖК по аграрной политике в лице депутата Замирбека Эсенаманова о введении 100-процентной государственной монополии на реализацию табачных изделий, производство и реализацию алкогольной продукции.
По словам депутата, из-за кризиса, отрицательных последствий пандемии и маловодья республиканский бюджет испытывает серьезные денежные трудности. В это время производители спирта и алкопродукции уклоняются от налогообложения, используя поддельные акцизные марки и другие методы.
"В результате бюджет недополучает от 5 до 8 миллиардов сомов ежегодно в течение последних лет", - поясняет депутат в проекте постановления.
В качестве способа борьбы депутат предлагает разработать меры по введению 100-процентной государственной монополии и разработать поправки в налоговое, бюджетное законодательство о неналоговых доходах с целью "справедливого пополнения бюджета на местном уровне".
В целом же госмонополия алкогольного и табачного рынков подразумевает:
- лицензирование производства спирта и алкогольной продукции;
- запрет на оптовую торговлю местным и импортным этиловым спиртом;
- установление должной рыночной стоимости за сборы на получение лицензии на производство спирта и алкопродукции, на импорт алкогольной и табачной продукции;
- создание государственной акционерной корпорации "АлкоТабакПром" - монополиста на алко- и табачном рынках.
По задумке, госкорпорация-монополист получит полное право на продажу подакцизных товаров - алкоголь и табак будут помечаться специальными акцизными марками, отслеживаться Единой автоматизированной системой контроля и продаваться в государственных специализированных оптово-региональных терминалах.
Бизнес же, на плечах которого останется основная работа по производству, получит доступ к реализации продукции только через механизмы государственно-частного партнерства.
Амбициозные идеи в "сыром" проекте
Предложение крайне амбициозно, но и последствия его могут иметь сопоставимый масштаб. По данным Ассоциации производителей, экспортеров и импортеров алкогольной продукции, компании-производители будут значительно урезаны в своих возможностях. Но в первую очередь они будут лишены права продавать то, что будет произведено их силами! Компании не смогут влиять на ценообразование, вести учет продаж и необходимых объемов производства, бороться с контрафактом и даже самостоятельно рекламировать собственную продукцию. Обязанности же за ними останутся в прежнем объеме, и даже больше, а часть прибыли будет делиться с государством.
Если же вернуться к проекту постановления ЖК, то из объяснений депутата Жогорку Кенеша Дастана Бекешева следует, что документ должен был пройти согласование с фискальным комитетом, но после некоторого обсуждения комитет снял его с повестки дня.
"Инициатором является депутат Эсенаманов. Мы объяснили, что введение 100-процентной госмонополии практически невозможно. Например, табак мы уже исключили из проекта, по алкоголю тоже все неоднозначно - шампанское мы не производим, виски не производим или очень мало. Как мы введем госмонополию? Это приведет к разрушению рынка. Потом будет тяжело восстанавливать, будет сильная контрабанда, а теневая экономика вырастет в разы", - пояснил депутат Дастан Бекешев.
По словам депутата, инициативу еще можно попробовать рассмотреть в отношении производства спирта, но и в этом случае придется столкнуться со множеством нюансов и деталей.
"В советские времена была госмонополия на производство спирта, но сейчас для этого надо выстроить дистрибьюцию - оптовые склады. Это большой объем работы, а проект постановления очень сырой, без анализа регулятивного воздействия и экономических выкладок. Да, у нас есть несоответствие в объемах производства, ввоза и реализации, но проблема заключается в другом - мы не можем наладить контроль за потоками. Мы принимали закон о ЕГАИС - единой государственной системе контроля учета алкогольной продукции - нам хотя бы его суметь реализовать. Хотя опыт показал, что даже в России система работает из рук вон плохо", - пояснил депутат.
Монополия слабого менеджера: мертвая инициатива из 90-х Помимо "сырости" самого проекта неприятными последствиями веет от самой идеи госмонополии. По мнению экс-вице-премьер-министра Эльвиры Сурабалдиевой, она возвращает страну в 90-е, к той практике, от которой она уходила долгие годы.
"Мы пришли к пониманию, что государство - плохой менеджер. На протяжении 30 лет мы видим, что управление государства ведет к убыточности. Яркий пример - MegaCom, доходы которого за пару лет упали в разы. Или Кара-Балтинский спиртовый завод - печальная картина того, как государство управляет производством. Госмонополия - это мертвая и провальная инициатива. В первую очередь из-за закона о госзакупках - мы проигрываем конкурентам, пока согласовываем все действия. Второе - бюрократия, которая в итоге бьет по деньгам", - сказала Э.Сурабалдиева.
Неумелым хозяйственником государство считают не только в сфере законодателей, но и в бизнес-сообществе.
"За крайне редким исключением все ГП-монополисты в своих отраслях являются убыточными. Я боюсь, что государственная монополия в алкоотрасли тоже придет к тому, что ГП станут дотационными, и вместо платежей в бюджет начнут тянуть деньги из бюджета. Не думаю, что наш бюджет готов платить дотации прибыльной отрасли", - сказала президент Ассоциации поставщиков и дистрибьюторов Гульнара Ускенбаева.
К слову, история помнит, как Кыргызстан уже обжегся на государственной монополии на алкоголь в 90-х годах прошлого столетия. Тогда была создана акционерная корпорация "Кыргызалко", но в итоге ее деятельность была признана несостоятельной.
"Кыргызалко" снизило свои обороты до 30 процентов от производственной мощности и создало дефицит на рынке. На "ура" его восприняли подпольные переработчики спирта и контрабандисты. Правоохранители изымали огромные партии их нелегального продукта, а люди травились этим суррогатом. Контрабанда тоже никуда не исчезла. Каналы нелегальных поставок перекрывали бессистемно, а производство и продажи без лицензий пресекались лишь частично", - рассказал заместитель председателя Совета по развитию бизнеса и предпринимательства при торага ЖК Артур Ташибеков.
Замглавы совета добавил, что пока госкорпорация безуспешно пыталась справиться с управлением, ее верхушка погрязла в коррупции, а бизнесмены пытались с ней как-то договориться.
"Этот провал нельзя повторить в нынешний экономический кризис в стране. С 2012 года в казну стало поступать в 10 раз больше акцизов, и нельзя рисковать этим доходом, проводя заранее провальные эксперименты", - пояснил А.Ташибеков. Деньги на ветер/эксперименты
По мнению заместителя председателя Совета по развитию бизнеса и предпринимательства, эксперименты могут обернуться огромными выпадениями из бюджета. Госмонополизация торговли табаком и алкоголем принесет государству чистый убыток, так как придаст импульс подпольному производству и серой торговле.
Эта мера гарантированно обернется провалом акцизных сборов в бюджет страны. Рынок начнет сжиматься, в следующем году из-за неизбежных коррупционных побочных эффектов и неорганизованности этих новых структур 30 процентов легального рынка исчезнет, а с ним и акцизные сборы.
Артур Ташибеков По подсчетам совета, выпадения из бюджета составят:
- акцизы на сигареты - 1,4 миллиарда сомов;
- на алкоголь - около 360 миллионов сомов.
"Госмонополию, по всей видимости, хотят ввести в угоду конкретным производителям и поставщикам, которые рассчитывают на передел рынка за счет получения "жирных" квот от соответствующей госкорпорации", - сказал он.
Разрыв деловых связей и импортозависимость На деле же в первую очередь передел рынка скажется на всех деловых связях между производителем, оптовым покупателем-продавцом и конечным потребителем. В отточенные годами алгоритмы логистики вклинится новое звено в виде госкорпорации. Это заставит простраивать новую цепочку связей, в результате чего игроков рынка ждут провалы в продажах, а бюджет - недополучение налогов.
"Сейчас продукцию производят под продажи, а когда все это разобьется, то товары будут застаиваться на складах. На самом деле больше проблем, чем решения вопроса", - считает глава Ассоциации поставщиков Гульнара Ускенбаева.
Экс-вице-премьер Э.Сурабалдиева также считает, что вводить госмонополию в момент, когда идет обнищание народа, а заработные платы не растут, нерационально.
"Алкогольный бизнес за 20 лет уже поставлен и притормаживать его - прямой путь к финансовым потерям. Государство в первую очередь должно волновать качество потребляемых населением продуктов. Во вторую - собираемость налогов и социальных отчислений. Через эти процессы государство и так участвует на рынке", - поясняет она.
По ее мнению, если в таких условиях государство введет 100-процентную госмонополию на алко- и табачном рынках, то в итоге оно будет еще больше зависеть от импорта продукции из Казахстана и России.
"Так мы дадим плюсы иностранным бизнесменам. Получается, мы подавляем своих производителей, вместо того чтобы заниматься контролем качества. Наша продукция уходит за границу и высоко оценивается, поэтому очень странно, что появляются такие позывы. Зачем вводить дополнительное звено, которое будет тормозить все процессы? Мы просто будем обогащать силовые органы, а бизнес будет вынужден работать в тени" - высказалась Э.Сурабалдиева.
От дефицита к росту цен
Вмешательство государства в производственные процессы, логистику и реализацию, в свою очередь, может привести к сокращению объемов производства, дефициту продукции на рынке и, как следствие, к росту цен на продукцию.
Однако основной причиной для подорожания алкогольной продукции, по словам президента Ассоциации производителей, экспортеров и импортеров алкогольной продукции Акылбека Кунакунова, станет ее продажа через склады-терминалы госкомпании.
"Это повлечет за собой удорожание алкопродукции из-за увеличения расходов на реализацию, содержание штата, закупку и содержание основных средств организации, дополнительные налоги.
В итоге за счет созданной компании цена на продукцию повысится значительно, но качество продукции при высокой цене, наоборот, ухудшится.
Госкомпания при закупке сырья должна будет проводить тендеры, а это значит, что сырье будет дешевым и плохого качества. Если учесть коррупционную составляющую, которая добавится в процессе госзакупок, то это снова скажется на конечной стоимости", - пояснил А.Кунакунов.
В Ассоциации торговли, рынков и сферы услуг опасаются, что рост цен на продукцию будет также связан и отсутствием контроля со стороны дистрибьютеров.
"Сейчас они следят, чтобы цены на популярные марки не задирали, но что будет, если определять ассортимент на полках будут чиновники, а не рыночная конкуренция? Жертвами эксперимента станут торговые точки и население. Кто, к примеру, повезет сигареты и алкоголь в отдаленные регионы и села? Только контрабандисты. Госмонополия не сможет построить дистрибуцию в каждом из 20 тысяч магазинов, торгующих табаком. Мелкие торговцы не смогут сами приехать на госоптовку в другой населенный пункт", - поясняют в ассоциации.
Все это скажется как на стоимости продукции, так и на ее ассортименте. "Сейчас ассортимент сигарет в магазине доходит до 50 наименований, но никто из чиновников не позаботится о поддержке такого широкого ассортимента. Вспомните советские магазины с "Пшеничной водкой" в 5 рядов. Например, в России Госдума отказалась от этой идеи еще в 2019 году, отклонив законопроекты о госмонополии на производство и оборот этилового спирта и табака, рассчитав потери для бизнеса и государства", - добавил А.Ташибеков. Результат - алкоголь из-под полы
Рост цен, сокращение ассортимента и лишение производителей права на продажу, в свою очередь, станет спусковым крючком для производителей-контрафактников и повального подпольного производства алкогольной продукции.
"Сегодня компании, заинтересованные в борьбе с контрафактчиками, имеют собственные отделы по безопасности и лаборатории, которые самостоятельно проводят рейды по выявлению недобросовестных производителей. Но лишение производителей права реализации своей продукции исключит возможность их участия в борьбе с контрафактной продукцией", - пояснил президент Ассоциации алкопроизводителей А.Кунакунов.
Роль же государства в борьбе с контрафактной продукцией крайне мала и связана, по мнению предпринимателей, с постоянной сменой контролирующего органа. С момента независимости государство не может определиться с контролирующим органом - отрасль передается от ведомства ведомству и ведет к отсутствию регулирования на рынке: профильное ведомство - Министерство экономики - Министерство сельского хозяйства - Налоговая служба.
"В ГНС создали государство в государстве в лице Управления ГНС по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции, но они продолжают выполнять только карательные функции - собирают налоги и давят на производителей. Они не занимаются вопросами экспорта-импорта, контрафакта, качества и не защищают отечественный бизнес.
К примеру, в России существует профильное ведомство, которое занимается всем спектром вопросов: от лицензирования и сертификатов качества до выявления контрафакта. У нас же неразбериха постоянно, которая усугубляется полным отсутствием господдержки. Например, мы наперед оплачиваем акциз в объеме 100 процентов, в России же производителям дают отсрочку, они сначала платят номинальную стоимость марки, а акцизный налог вносят только после продажи продукции. Это дополнительные убытки. Избежать их мы не можем, так как государство нам ставит план по производству, за невыполнение которого нас могут лишить лицензии", - пояснил президент Ассоциации алкопроизводителей А.Кунакунов.
Для отслеживания объемов производства внедрялась система ЕГАИС, но она не была доведена до логического завершения и на ее место пришла альтернативная система - электронные акцизные марки. Это QR-коды, которые наносятся на каждую бутылку, позволяя потребителю получить всю информацию о продукции.
"Здесь возникает еще одно бремя для производителей - по законодательству государство не может вести госконтроль за счет средств предпринимателя, однако мы все оборудование и коды покупаем сами.
Очередная нагрузка на бизнес, но добросовестный бизнес идет на такой шаг. Контрафактные производители же работают в плюс себе - это горячая точка для нас. Они открыто продают дешевый контрафакт и качественную дорогую продукцию одновременно. Но государство не борется с ними, предпочитая облагать санкциями добросовестных производителей.
На каждом заводе установлены налоговые посты, есть QR-коды и видеокамеры, акцизные марки - куда уже больше контролировать? Если сейчас еще примут инициативу о госмонополии, то контрафактного алкоголя станет еще больше, а бороться с ним будет некому" - сообщил предприниматель.
Несбываемый алкоголь в терминалах
Несмотря на стремление бизнеса идти навстречу государству и внедряемым им системам контроля и учета, в стране предпринимаются попытки еще большего закручивания гаек - в проекте постановления ЖК продолжают стоять на своем, предлагая передать реализацию в руки госкомпании и открыть специальные терминалы по продаже продукции.
"Инициаторы проекта считают, что с помощью спецмагазинов будет создана конкурентная среда в производстве. При этом в качестве конкуренции рассматривается только конкуренция по качеству продукции. Других видов конкуренции - по видам продукции, себестоимости, новым технологиям, по системам заказа и доставки, рекламе - в проекте просто не существует", - сообщают в Ассоциации производителей, экспортеров и импортеров алкогольной продукции.
Предприниматели считают, что вопрос внедрения механизма реализации алкопродукции в специализированных магазинах можно рассмотреть, но если государством будут созданы условия - защита брендов производителей и будущих владельцев спецмагазинов.
Но на данный момент говорить о том, что в этих точках продаж все будет организованно, преждевременно.
"Еще вызывает обеспокоенность добросовестность владельцев и продавцов таких спецмагазинов, которые могут соблазниться продавать самопальную продукцию и получать от нее больше выручки, нежели официальную продукцию, от которой прибыль однозначно будет меньше. Это будет убивать бренды и некоторую продукцию, но производители не смогут бороться с этим, так как право на продажу будет только у спецмагазинов", - пояснил А.Кунакунов.
Но хуже всего, по мнению производителей, то, что реализация продукции через спецмагазины приведет к обязательному спаду продаж. "Когда люди приходят в магазин, то после набора необходимой корзины продуктов могут приобрести напиток алкогольного сегмента. В спецмагазин нужно прийти специально", - пояснил глава ассоциации.
Спецпродажи лишат производителей возможности вести расчет продаж и расчет производства, который необходим для планирования бюджета на предстоящие годы. А значит, производитель не сможет повлиять на ход продаж.
"Продажный" сговор
Но и на этом проблемы, связанные со спецмагазинами, не заканчиваются. Помимо привычных для предпринимательского сектора понятий об объемах производства, объемах продаж, налогах и общей статистике, добавляется и человеческий фактор - коррупционная составляющая.
Предприниматели считают, что при создании госкомпании и передачи ей функции по продаже продукции уровень коррупции увеличится в несколько раз.
"Производитель искусственно устраняется от возможности продавать свою продукцию и становится зависимым от действий третьего лица. В связи с этим он будет искать средства для "сотрудничества" с работниками госкомпании - будет договариваться продавать именно его продукцию, а не товар конкурентов", - пояснил Акылбек Кунакунов.
Последний гвоздь
Неразумность предложений и инициатив основана на их слабой реализации. В силу того, что каждая из идей так и не доводится до логического завершения и не показывает ожидаемых результатов, на ее место приходит новая. Подмена проекта по внедрению ЕГАИС на полную государственную монополию - яркий тому пример. Только последствия таких игр экономики могут слишком много стоить.
"Государству нужно признать, что вести контроль у него не получается. Это уже провальная идея, так как госаппарат должен стать легче и мобильнее. В ближайшие 2-3 года нас ждет тяжелая экономическая ситуация. В такой момент надо, наоборот, помогать и снижать налоги за счет большего охвата. Надо давать мобильность малому и частному бизнесу, но у нас все наоборот. Пытаются вернуться на 20 лет назад и контролировать то, что в наших условиях настолько сильно коррумпировано. Я не верю, что от госмонополии будет какая-то эффективность", - считает Э.Сурабалдиева.
Ключевые игроки рынка - алкопроизводители и импортеры алкопродукции - и вовсе считают, что внедрение госмонополии приведет к уничтожению добросовестной и здоровой конкуренции, снижению качества товарного сегмента и в целом падению отрасли.
Сейчас же от государства требуется либо не мешать, либо принять меры по поддержке сектора, который стал хорошим подспорьем экономике и дает ей силы для существования.
Государство должно показать результаты борьбы с контрабандой, развития здоровой конкуренции, направленности на развитие всех секторов экономики и свое стремление не разваливать то, что создается предпринимателями. Именно это желает увидеть бизнес в действиях госаппарата. Если же он не в силах справиться с поставленными задачами сейчас, то и введение госмонополии уже не поможет.