В кабинете министров вспомнили про фонды развития регионов. Разработан проект постановления, призванный усовершенствовать их систему и повысить обоснованность при отборе предложений на финансирование за счет средств фондов.
Разработчики определили ряд задач. В их список входят:
- оптимизация уровней управления фондами в целях уменьшения необоснованных бюрократических процедур;
- уточнение прав и полномочий фонда при финансировании бизнес-проекта во избежание нарушения бюджетного законодательства;
- разграничение полномочий государственных органов и органов местного самоуправления в качестве заявителей и исполнителей проектов;
- разграничение и закрепление ответственности фондов и подразделений Министерства экономики и финансов (в частности Центрального казначейства) при зачислении средств.
Уточняется, что анализ работы фондов развития с 2014 года показал: в целом их деятельность положительно влияет на социально-экономическое развитие регионов. Профинансировано проектов на сумму более 1,5 миллиарда сомов. Большая часть имела социальную направленность.
Но выявлены и проблемы. В соответствии с действующим типовым положением органы местного самоуправления выступают заявителями на конкурс для финансирования проекта за счет средств фонда, даже если речь идет об объектах государственной собственности и деятельности государственных учреждений. Это противоречит законодательству о муниципальной собственности и государственным закупкам.
Предусматривалось финансирование за счет средств фонда "открытия новых предприятий в области, районах, городах и айыльных аймаках на принципах совместного участия в капитале с инвесторами", что трактовалось как возможность участия и в создании частных предприятий, что не соответствует бюджетному законодательству.
Закупалось на деньги фондов и муниципальное имущество. Недоработаны правила взаимоотношений между фондами и структурами казначейства. Многоуровневая система управления (наблюдательный совет, правление, администратор) создавала бюрократические препоны для продвижения проектных заявок, что увеличивало сроки их рассмотрения.
Потребовалось разработать новый документ. В него включены следующие основные нормы:
- обновлены полномочия фонда по финансированию проектов в соответствии с действующим законодательством;
- разграничены полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в качестве заявителей проектов;
- трехуровневое управление заменено двумя уровнями управления: наблюдательный совет и исполнительная дирекция фонда;
- введены новые понятия в виде социального проекта и экономического проекта, по которым даны описания и критерии для конкурсного отбора;
- форма заявки унифицирована, имеет более краткий формат для легкости заполнения, при этом не менее информативна;
- введены новые критерии оценки проектов, более объективно показывающие их преимущества;
- установлен порядок проведения финансовых операций как для фонда, так и для подразделений казначейства;
- установлены ответственные органы, которые обязаны предоставлять фондам прогнозы по поступлению денежных средств.
Все эти новые положения, как отмечают в кабмине, повысят эффективность работы фондов.