16 сентября 2021, 13:42
Источник knews.kg
Комментарии
В Казахстане действуют три крупных нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) – Атырауский, Павлодарский и Шымкентский. Но лишь двумя из них государство владеет полностью. На третьем частично зарабатывают иностранцы. В чьи карманы утекают деньги, заработанные на переработке отечественной нефти, насколько выгодно подобное сотрудничество и виноваты ли заводы в росте цен на топливо, в интервью Azattyq Rýhy рассказал председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков.
– Рашид Хасенович, кто владеет нашими НПЗ?
– "КазМунайГаз" является единственным собственником Атырауского и Павлодарского НПЗ, и наполовину ему принадлежит Шымкентский завод. Второй половиной владеют китайцы – компания CNPC. И вообще, я считаю, мы должны быть благодарны за это китайцам. Если бы не китайские компании, добывающие нефть, то мы вообще остались бы без сырья с теми правилами, которые у нас действуют. Поэтому все, что добывают китайские компании, передают на потребление нашему внутреннему рынку. То есть, грубо говоря, от 85-90 миллионов тонн добытого сырья где-то 57 миллионов приходится на трех китов – это НКОК, КПО и ТШО. А они освобождены от обязанности обеспечивать внутренний рынок. Они ни грамма нефти не оставляют на внутренний рынок, все вывозят и продают Европе.
А для внутреннего потребления нам необходимо 15-20 миллионов тонн нефти ежегодно. Остальные компании работают по правилам. То есть, добыли нефть и 30% оставляют на внутреннее потребление, 70% продают. Попытались поднять на 40% обязанность по внутреннему рынку, но инвесторы тут же оставляли месторождения и уходили, потому что это не выгодно.
Почему это не выгодно? Потому что у нас есть две цены: цена мирового рынка – на сегодняшний день это 71 доллар за баррель, и цена на внутреннее потребление – около 25 долларов за баррель. Конечно при такой разнице это будет не выгодно, хотя Россия и на внутренний рынок, и на зарубежные рынки придерживается одной цены, которая диктуется мировым рынком. Поэтому российским добывающим компаниям очень выгодно продавать и на внутренний рынок, и на зарубежный. А у нас это делается типа для блага граждан Казахстана. Поэтому нам нужно 17 миллионов, а оставшиеся 30% – это 9 миллионов – недостача идет в 7-8 миллионов тонн ежегодно. Раньше Россия нам давали эти 7-8 миллионов, сейчас она нам не дает этого, этот объем сейчас нам дают китайские компании. Многие охаивают китайские компании, не зная вот такие элементарные вещи.
Пропускная способность трубопровода "Алашанькоу – Бозой" минимум 12 миллионов тонн. На сегодняшний день по нему проходят около 2,5 миллиона тонн в год в сторону Китая. Все остальное, что они добывают, оставляют нам на внутреннее потребление. Поэтому нельзя сказать, что неправильно, что Шымкентский НПЗ на половину принадлежит им. откуда мы тогда возьмем нефть на внутреннее потребление?
– Почему заводы каждый год загружены не на полную мощность, а всего на 60-70%?
– Они загружены на полную мощность. Дело в том, что все три завода отрапортовали о том, что прошли модернизацию и соблюдают практически все евростандарты. Но в Европе нефтеперерабатывающие заводы, которые выпускают ГСМ, закрываются на капитальный ремонт раз в три года. У нас каждый год проводят модернизацию. У нас или боятся, что какой-то технический срыв может быть, или это такой ход конем – обязательно закрываться осенью и весной, когда идут посев и жатва. Поэтому, я считаю надо пересмотреть политику наших нефтеперерабатывающих заводов.
Если они утверждают, что прошли модернизацию, а государство вбухало туда столько денег, а деньги, нельзя забывать, инвестиционные, их в кредит брали, который надо возвращать. Но государство должно не просто вернуть эти деньги, но и получить качественный товар. Если же НПЗ закрывается каждый год, значит не внедряли там никакие евростандарты. Значит, надо проверять эти заводы.
Помимо прочего, это благоприятный период для недобросовестных трейдеров. Надо пересмотреть список трейдеров, которые занимаются продажей ГСМ, потому что сейчас как только скажут, что, к примеру, Павлодарский завод будет закрываться, трейдеры начинают моментально скупать топливо. То есть, искусственный дефицит создают.
Во-вторых, у нас есть соседи – Кыргызстан, Узбекистан, Россия. А у них, в частности, в России дизельное топливо на порядок выше, чем у нас. На 100 тенге. То есть, недобросовестные перекупщики могут терминалы заполнить. А потом потихоньку пересечь границу и там неплохо заработать. Поэтому тут больше должен работать не "КазМунайГаз", а правоохранительные органы должны это выявлять и наказывать, потому что невозможно всю жизнь такой хаос терпеть. Каждую осень и весну у нас такая ситуация. Продажи горюче-смазочных материалов надо привести в порядок.
– А виноваты ли в искусственном росте цен на топливо сами заводы? Могут ли спровоцировать дефицит ГСМ и повышение ценников многочисленные аварии и остановки предприятий? С начала года, напомню, бензин подорожал на 15%.
– Да, это один из факторов, но самый главный фактор повышения цен другой. Дело в том, что мы находимся в Евразийском экономическом союзе, где участники альянса договорились о том, что к 2025 году все участники Евразийского союза будут по единой цене покупать горюче-смазочные материалы. Поэтому пока мы не приравняемся в цене к российским ценам на ГСМ, рост цен у нас не остановится. Иначе говоря, конечная остановка у нас – это одна цена с Россией. У них там литр бензина стоит больше 300 тенге. и у нас будет такая цена в будущем. Поэтому здесь надо большую разъяснительную работу вести Министерству энергетики, правительству. Им следует рассказывать о том, что в рамках Евразийского союза мы имеем не только какие-то льготы, но и договоренности, ответственность, которую мы должны нести. Ведь чтобы войти в союз, мы подписывали эти соглашения и должны их выполнять. Единственный выход из этой ситуации – это выход из организации. А это абсолютно нереально. Поэтому к 2025 году цены поднимутся еще больше.
Кроме того, ситуация с коронавирусом внесла свою лепту. Ковид-пандемия внесла свои коррективы не только в ситуацию с продуктами связанными с нефтяной отраслью, но и в стройматериалы, продукты питания и прочее. И вообще, мне кажется одни ответ на все эти многочисленные факторы – это слабая экономика Республики Казахстан.
– Сложно с вами не согласиться, но все же будем надеяться на лучшее. Благодарю Вас за подробные ответы!