Стоимость популярных машин увеличилась от нескольких сотен до пары тысяч долларов. Речь идет об автомобилях, которые еще полгода назад продавались значительно дешевле.
Как изменилась стоимость топ-15 популярных авто Стоимость большинства автомобилей увеличилась на 200 — 1 200 долларов в среднем. Это коснулось Honda Odyssey, Toyota RAV4, Hyundai Sonata, Lada 210, Lexus RX, Mercedes-Benz E-класса, Daewoo Matiz, BMW 5-й серии и других. Конечно, есть автомобили, которые даже немного потеряли в цене, однако в данном случае это скорее исключение, чем общая тенденция. Корреспондент Sputnik разбирался, почему в Кыргызстане так сильно подорожали машины, а также, когда ждать спада цен.
© SputnikКак за полгода изменились цены на популярные автомобили в Кыргызстане Почему в Кыргызстане так сильно подорожали машины? Директор центра социально-политических исследований "Эльчи" Денис Бердаков отмечает, что повышение цен напрямую связано с кризисом, который переживают крупные автоконцерны.
© Sputnik / Жоомарт УраимовДиректор центра социально-политических исследований "Эльчи" Денис Бердаков
"Нехватка автомобилей связана не только с ажиотажным спросом, но и со сложностями на производстве. Производители машин столкнулись с нехваткой микросхем для электронных блоков управления для двигателей, внешних электроприборов, панелей управления приборами, мультимедийных систем. Объемы производства комплектующих сократились из-за пандемии, а также ограничительных мер, наложенных на предприятия производителей комплектующих в разных странах", — поделился эксперт.
На повышении цен на рынке вторичных авто в Кыргызстане сказывается и то, что в страну перестали массово привозить машины из-за границы.
"Это связано с тем, что в нашей стране повышенные таможенные пошлины. Запас машин, которые ввозились в страну до 2020 года, истощился, и теперь возник дефицит. До пандемии люди могли пригнать автомобиль самостоятельно, а из-за ограничительных мер можно пользоваться лишь услугами транспортных компаний или отправлять машины поездами. Здесь тоже все просто, потому что кризис наблюдается и в этой сфере, не хватает мощностей, чтобы обслужить крупные доставки", — объяснил Бердаков.
Бывший заместитель министра экономики Эльдар Абакиров тоже уверен, что кризис на рынке вторичных автомобилей связан с проблемами мирового автопрома.
© Sputnik / Табылды КадырбековБывший заместитель министра экономики Эльдар Абакиров
"Ключевой проблемой глобального авторынка сейчас является дефицит микрочипов. Мировая экономика уже больше года не может справиться с дефицитом чипов, возникшим во время пандемии. В результате автоконцерны не могут в установленные сроки выпускать машины, а спрос на них есть, причем он только растет. В итоге мы получаем при повышенном спросе и отсутствии предложения повышение стоимости на товар, даже на б/у", — объяснил Абакиров.
Также он связывает производственный кризис с противоэпидемиологическими мерами, к которым было вынуждено прибегнуть большинство концернов год назад. К тому же большая часть заводов была закрыта.
Продавец машин Эрнест Тагаев рассказал, что чаще всего закупает машины в Грузии, а затем перегоняет их в Кыргызстан. Однако в последнее время даже там он не может найти хорошие авто, которые можно привезти на местный рынок для реализации.
"Это большая проблема, дефицит на вторичном рынке авто не только у нас, а, кажется, во всех странах, с которыми мы работаем. До этого в Грузию завозилось большое количество хороших подержанных машин из Европы и Америки, но сейчас ситуация изменилась. Чтобы вы понимали — большая удача найти Toyota Camry 2015 года выпуска в хорошем состоянии, а буквально полтора года назад мы могли выбирать из нескольких автомобилей. Раньше европейцы и американцы продавали авто, как только на нем появлялась хотя бы вмятинка после ДТП. Сейчас ситуация изменилась: люди стали экономнее и бережливее относиться к машинам и из-за небольшой вмятины не будут продавать ее, а отремонтируют", — рассказал Тагаев.
© SputnikПодавляющее число авто подорожало Также продавец не исключает, что кризис на производствах привел к тому, что жители Америки и Европы стали реже покупать новые автомобили и как следствие реже их продавать.
Бакыт Байматов покупает машины у кыргызстанцев, приводит их в порядок и перепродает на авторынке.
"Сейчас даже дряхлый автомобиль дорого стоит. Например, Honda Fit 2001 года выпуска не найти дешевле 4 тысяч долларов, но за такую сумму он будет в ужасном состоянии! Если уж такие машины стоят дорого, что говорить об автомобилях в хорошем состоянии. Как только такое авто появляется на рынке, выстраивается очередь из желающих купить его", — поделился перекупщик.
Байматов подчеркнул, что сегодня найти машину на местном рынке в хорошем состоянии — сложная задача.
"На рынке практически не осталось машин в сносном состоянии. Раньше за 5-8 тысяч долларов можно было купить отличный автомобиль, сейчас за эти деньги вы вряд ли найдете что-то стоящее. Новые машины завозят редко, а уж если завозят, то продают больше чем за 10 тысяч долларов", — объяснил он.
Системный администратор авторынка РИОМ Марат Суламанкулов не согласен с тем, что большая часть автомобилей на авторынках находится в ужасном состоянии.
"Состояние машин — спорный вопрос. Разумеется, перед покупкой вы проверите авто и покупать хлам не станете. Я согласен с тем, что на рынке дефицит машин. По сравнению с прошлым годом разница примерно в 400-600 автомобилей. Конечно, цены выросли, здесь не поспоришь, но нужно понимать, что хорошие машины, которые продаются на базарах, обошлись первому владельцу недешево. Автомобиль пригнали в Кыргызстан, заплатили за растаможку", — объяснил он.
Выгоднее заказать авто из-за границы или найти машину в Кыргызстане? Перекупщик автомобилей Бакыт Байматов считает, что безопаснее покупать машины на местном рынке, так как можно вычислить неисправности до приобретения и как следствие немного сбить цену.
"Но даже проведя полную диагностику автомобиля, вы не можете быть уверены на сто процентов, что машина будет исправна месяц или полгода. При этом, покупая авто на рынке, вы догадываетесь, что у него есть "сюрпризы", из-за которых придется потратиться. Заказывая машину из-за границы, вы не можете быть уверены ни в чем — человеку из другой страны нужно ведь просто продать ее. Все, что у вас есть в качестве подтверждения исправности машины, — это фото и справка из диагностического центра. К тому же придется ждать несколько месяцев и платить большие деньги за растаможку", — поделился перекупщик.
Продавец машин Эрнест Тагаев считает, что все зависит от бюджета покупателя.
"Хороший автомобиль сегодня стоит около 10 тысяч долларов. Если найдете машину в хорошем состоянии за меньшие деньги (здесь, конечно, важны год выпуска и марка авто) — вы большой счастливчик. Привозя автомобили из-за границы, мы берем на себя большую ответственность. То есть нам изначально необходимо купить машину в хорошем состоянии, вкладываться в дорогостоящий ремонт нет смысла. Чтобы мы не ошиблись, у нас в Грузии работают коллеги, которые отбирают автомобили", — рассказал он.
Тагаев поделился, что машина, привезенная в Кыргызстан из-за границы и прошедшая растаможку, будет стоить немного дороже, чем авто, которые продаются на местном рынке.
"Речь идет о хорошем автомобиле, за который мы ручаемся. У такой машины несколько преимуществ — чаще всего это хорошее состояние и небольшой пробег. Только платит покупатель в итоге немного больше", — объяснил продавец.
Владелец компании по доставке машин из-за границы Данияр Салякаев уверен, что смысла искать хороший автомобиль на местном рынке уже нет.
"Последнее массовое обновление автопарка страны было в 2019-м. Прошло почти три года, и "запасы" иссякли. Все, что можно было продать, уже продали, остались в основном машины не в очень хорошем состоянии. Несмотря на дорогую растаможку авто, наша компания работает в прежнем режиме. Люди, которые хотят приобрести хороший автомобиль, обращаются к нам, мы вместе выбираем машину, выкупаем ее. Минусы такого приобретения — придется подождать несколько месяцев, но зато авто будет стоить дешевле, чем на местном авторынке, да и к тому же его состояние, вероятно, будет куда лучше", — поделился Салякаев.
Он считает, что найти хороший автомобиль на местном рынке — большая удача. Чаще всего такое может произойти только если владельцу срочно нужны деньги. В других случаях заплатить придется больше, чем при заказе авто из-за границы.
"Главный минус при заказе машины из-за границы не в том, что покупаешь кота в мешке. Наша компания работает в этой сфере долго, поэтому мы быстро выявляем неисправную машину. Все проверяется, покупатели должны лишь подойти к этому вопросу максимально педантично, чтобы не упустить важных деталей. Хуже всего то, что приходится долго ждать — примерно 2-4 месяца. Это подходит не каждому", — рассказал Салякаев.
Предприниматель уверен, что за счет этого покупка машины из-за границы обходится дешевле, чем приобретение авто в Кыргызстане.
"Покупая машину в Кыргызстане, вы должны понимать, сколько средств было потрачено, чтобы авто оказалось здесь. Кто-то привез, растаможил, привел в порядок внешний вид машины и теперь реализует ее. Значит, вложенные деньги и небольшая выручка заложены в стоимость. В прошлом году на заказ мы привозили много машин из России. Так вот, когда там цены на авто выросли, покупатели из Кыргызстана перепродавали эти же машины, только уже дороже, россиянам. То же касается машин из Америки или Европы — часто, пока они едут в Кыргызстан, растут в цене. Вложено в авто было 12 тысяч долларов со всеми расходами, а по приезде его готовы купить за 15-16 тысяч", — разъяснил Салякаев.
Новые машины в Кыргызстане стали еще дороже? Коммерческий директор официального импортера LADA и KIA в Кыргызстане Адилет Итикеев рассказал, что новые автомобили на территории Кыргызстана выросли в цене примерно на 10-30 процентов по сравнению с прошлым годом.
"В нашем представительстве стоимость машин увеличилась максимум на 30 процентов. Произведенные в России подорожали меньше всего, больше всего выросла стоимость машин, привезенных из стран, не входящих в ЕАЭС. Из-за пандемии прибыль уменьшилась очень сильно, но сейчас можно с уверенностью сказать, что рынок начинает оживать. Продажи увеличиваются, но сейчас мы продаем машин меньше, чем до пандемии", — рассказал Итикеев.
Специалист по продажам BMW-центра Рахмонджан Ибрагимов поделился, что даже если у покупателя сегодня на руках будет крупная сумма для покупки авто, не факт, что он сможет приобрести желаемую машину в ближайшие полгода в Бишкеке.
"В этом году потребителей стало больше, люди хотят покупать машины, однако автопром не успевает поставлять нужное количество. К сожалению, даже если у вас есть необходимая сумма на новую машину, не факт, что вы сможете ее купить даже по прошествии полугода. Автоконцерн может попросту не успеть собрать ее для вас, так как очередь на новые машины огромная! Поэтому покупатели чаще всего выбирают автомобили из тех, что есть в представительствах", — объяснил он.
Когда в Кыргызстане все-таки подешевеют машины? Продавцы и эксперты сходятся во мнении, что цены на машины будут расти и дальше. В частности, на это влияет обесценивание денег, уверен Эльдар Абакиров.
"У людей огромное количество налички, но это вовсе не значит, что они становятся богаче. Просто деньги обесцениваются. Такая ситуация не только в Америке или России, у нас в Кыргызстане то же самое. По этой причине и растут цены на все, в том числе на машины", — сказал эксперт.
Владелец компании по доставке машин из-за границы Данияр Салякаев также считает, что надеяться на понижение цен не стоит.
"Сейчас дорожает абсолютно все, а машины пользуются спросом, в такой ситуации они не будут дешеветь. Это наши реалии — на хорошую машину придется копить, причем с каждым годом все дольше", — поделился он.
Денис Бердаков предполагает, что рынок может переориентироваться и машины, возможно, будут закупать в ближайших странах — России или Казахстане, так как доставка оттуда дешевле. Однако общая тенденция подорожания сохранится, уверен эксперт.