5 октября 2021, 16:37
Источник akipress.kg
Комментарии
Для правоохранительных органов Ошской области был организован тренинг по выработке мер и реагированию на нарушения норм избирательного законодательства в ходе выборов депутатов Жогорку Кенеша, сообщили в пресс-службе Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов.
Обучение было организовано при поддержке ПРООН в рамках обеспечения устойчивости и системности повышения квалификации правоохранительных органов в реагировании на нарушения на всех этапах выборного процесса.
С учетом формирования нового подхода к процессу обучения на тренинги были приглашены наиболее квалифицированные, опытные представители органов следствия, дознания, сотрудники службы общественной безопасности.
Председатель ЦИК Нуржан Шайлдабекова информировала участников об особенностях предстоящих парламентских выборов, которые пройдут по смешанной избирательной системе, и какие моменты правоохранительные органы должны учитывать в своей деятельности, а также о схеме реагирования.
"Кыргызстан в ходе реформы избирательной системы достиг достоверности подсчета голосов, исключив коррупциогенность на этом этапе выборов. Если нельзя партии войти в сговор с избирательной комиссией, районной или местной властью, чтобы повлиять на итог голосования, то остается только один субъект выборного процесса, от которого зависит результат, - избиратель. Отсюда подкуп, который массово регистрируется на местных выборах в 2016 и 2020 годах. Если мы решим эту проблему, то это укрепит достоверность. А именно обеспечение достоверности как возможности каждого гражданина влиять на формирование выборных органов является ответственностью государства по отношению к гражданам. Поэтому необходимо решить проблему подкупа и административного ресурса. Для этого важна политическая воля не только руководства страны, но и всех руководителей госорганов, органов МСУ", - сказала она.
В ходе тренинга было рассказано о роли прокуратуры в выборном процессе, в том числе о порядке регистрации информации в журнал учетов и информации (ЖУИ), единый реестр преступлений и проступков (ЕРПП) и осуществления досудебного производства по преступлениям и проступкам в сфере избирательного законодательства.
Так, досудебное производство о совершенном проступке и преступления начинается с момента внесения сведений в ЕРПП. Поводом для регистрации в ЕРПП могут служить: заявления граждан; сообщение должностных лиц, члена ЦИК,избирательной комиссии, а также рапорт сотрудника правоохранительного органа о непосредственном обнаружении обстоятельств, которые свидетельствуют о совершенном преступлении, проступке.
Следователь, прокурор безотлагательно, с момента получения:
- заявления граждан о совершенном или готовящемся преступлении;
- сообщения уполномоченного лица организации о совершенном или готовящемся преступлении;
- рапорта должностного лица, органа дознания, следователя или прокурора о непосредственном обнаружении обстоятельств, которые свидетельствуют о совершенном или готовящемся преступлении;
- выделенных материалов уголовного дела, а также материалы досудебного производства, поступившие из иностранного государства
- обязаны внести соответствующие сведения в Единый реестр преступлений.
Органы, осуществляющие досудебное производство, обязаны принять и зарегистрировать заявление или сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении.
Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления или сообщения о преступлении с указанием лица, принявшего заявление или сообщение, времени его регистрации и регистрационного номера. Отказ или укрытие от регистрации заявления или сообщения о совершенном либо готовящемся преступлении влечет ответственность в соответствии со ст.377 Уголовного кодекса (штраф от 50 тыс. до 100 тыс. сомов, лишения свободы до двух лет с лишением права занимать определенные должности).
Было также рассказано о мерах конституционно-правовой ответственности участников выборного процесса, каковыми являются:
- Устное и письменное предупреждение о нарушении (ч. 9 ст. 28 КЗ КР)
- Отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов (ч. 3 ст. 53 КЗ КР, ч. 7 ст. 61 КЗ КР)
- Отмена регистрации кандидата, списка кандидатов, отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов (п. 2 ч. 9 ст. 28 КЗ КР, ч. 2 ст. 46 КЗ КР)
- Отмена регистрации избранного кандидата (ч. 1 ст. 46 КЗ КР)
- Признание итогов голосования недействительными (ч. 4-1 ст. 37 КЗ КР)
- Признание выборов несостоявшимися (ч. 3 ст. 37 КЗ КР)
- Признание результатов выборов недействительными (ч. 6 ст. 37 КЗ КР).