25 октября 2021, 15:07
Источник knews.kg
Комментарии
Казахстан специально строит препоны в передвижении грузов для кыргызских предпринимателей. Об этом Tazabek рассказал глава Ассоциации грузоперевозчков Темирбек Шабданалиев.
По его словам, Казахстан вмешивается в экономические дела Кыргызстана и убивает нашу торговлю, однако Министерство экономики и коммерции, а также Министерство транспорта бездействуют, вопрос надо решать на уровне правительств.
"Они скоро положат конец всей нашей торговой деятельности. По их мнению, мы занимаемся контрабандой и они задерживают в Кордае наши автомобили. Через наш "Актилек" мы проходим нормально, но есть еще один филиал на казахской стороне, в самом селе Кордай. К сельской продукции они не придираются, но промышленные изделия, которые мы производим в Кыргызстане, они задерживают под разными предлогами. На импортные материалы китайские тоже ведутся проверки. Наши водители вынуждены разгружать и загружать их по несколько раз, зачастую не в самую хорошую погоду. На это уходит 5-6 суток. У них это идет по какой-то выборочной системе. Непостоянно, один или два раза в месяц. Особенно это касается наших швейных изделий, которые производятся из импортных турецких или китайских материалов. Они придираются, требуют доказать, что мы ввозили их ранее законно и заплатили налоги. Это прямое вмешательство в экономические дела Кыргызстана", — пояснил глава Ассоциации.
По его словам, данная торговая политика Казахстана ведется для того, чтобы китайские предприниматели ушли в Казахстан и ввозили продукцию через Хоргос.
"Этого они уже почти добились. Потому что на КПП "Торугарт" товаров мало, машины простаивают. За это тоже надо платить. Китайцы увидели, что Казахстан все равно не пропустит наши товары. Они пытаются продвигать свой товар через них. Мы теряем своих давних китайских партнеров, с которыми работали 30 лет", — рассказал он.
Он пояснил, что проблемы в торговле с Китаем начались после введения ограничений, связанных с пандемией Covid-19.
"На КПП "Торугарт" и "Иркештам", на границе с Китаем есть ограничения на провоз грузов, которые ввели мы сами, в санитарных целях. Однако на данный момент китайцы держатся за него, чтобы не увеличивать количество пропуска наших авто. Наша сторона уже несколько раз обращалась к ним для пересмотра условий, но ответа пока что не поступило. Мы ждем, что в скором времени количество пропускаемых авто увеличат", — рассказал он.
Т.Шабданалиев также объяснил, что раньше через КПП пропускали по 150 автомашин в сутки, что влияло на создание рабочих мест и развитие экономики, и главное — развитие швейной промышленности страны.
"Работали грузчики, перевозчики, кафе, станции техобслуживания, справочные и гостиницы. Все они получали доходы. Сейчас в Торугарте, например, страшная безработица. Самое главное — из-за отсутствия товаров и материалов страдает наша промышленность. Швейники остались без материалов. Основа экономики Кыргызстана прежде всего торговля и швейное производство. Их всех передвигает транспорт. Все эти три направления уходят в глубокий кризис, надо принимать срочные меры. Мы теперь поняли, насколько наша экономика зависима от китайских товаров. Нас всегда спасал реэкспорт", — добавил он.
Он добавил, что предприниматели уже обращались в Минитранс и Минэкономкоммерции, однако они решить проблемы бизнесменов пока не в силах.
"В Минтрансе бездействуют, в Минэкономе что-то делают, но на уровне замминистра. Однако в Казахстане не особо признают действия наших замминистров. Процесс продолжается. Это явное давление на Кыргызстан. Своими действиями они в буквальном смысле убивают нашу международную торговлю. Это большая проблема. Нашему правительству надо начать переговоры с Казахстаном и Китаем. Чиновники еще давно должны были через Всемирную торговую организацию или политсовет ЕАЭС решить все проблемы. Мы уже 2 раза подавали жалобу на Казахстан, но всегда спускали на тормоза и дело до конца не доводили. Замминистр Эльдар Алишеров пытался решить проблемы, но, как я понимаю, ни казахская сторона, ни кыргызская не прислушались друг к другу. Надо все решать на уровне правительства, вести серьезные переговоры. Казахи, возможно, в чем-то правы. Они говорят, что мы везем контрабанду, но мы призываем их договориться. Давайте на кыргызской стороне проверим машины. Это и наша вина отчасти. Для начала надо ввести какие-то стандарты", — добавил он.
Подписывайтесь на KNEWS.KG в Google News и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Кыргызстана, Центральной Азии в telegram-канале KNEWS.KG.