Выборы 2021. Список кандидатов партии "Улуттар Биримдиги"В Кыргызстане стартовала "Школьная лига"

Суфизм – это источник казахского патриотизма — теолог

 

Фотографии: knews.kg

29 октября 2021, 16:21       Источник knews.kg       Комментарии

Недавно ДУМ Казахстана презентовал книгу "Ихсан", а в медресе страны начали изучать предмет Тасауф. Возможно, это первые шаги к реабилитации классического тасауфа, которого придерживались наши предки, пишет Марат Смагул, теолог Центра изучения религий.
Ислам пришел к казахам именно через суфизм (Ихсан) и это очень серьезная причина для его изучения. К сожалению, этим пользуются деструктивно-религиозные течения, называя наших предков заблудшими и далекими от "истинного ислама". Неизученной остается история школ Ихсана (суфизма) суннитов в Казахстане, хотя огромный пласт не только нашей, но и кочевой культуры в целом. К ним можно отнести6
  • Институт ишанизм на юге Казахстана: Марал-ишан, Аппак-ишан, Абдулла –ишан и их духовные наставники.
  • Институт Ата-Баба, Биби-Ана на юго-западе страны: Коркыт-ата, Хорасан-ата, Арстан-баб, Ыскак-баб, Айша-биби, Гаухар-ана, Домалак-ана, Бекет-ата, Окшы-ата и др.
  • Институт хазретства и хальпе в центральном и северном Казахстане, интеллектуально-духовная школа "Әулиелер Ордасы" Акмолинской области.
  • Суфийская школа восточного Казахстана: Абай, Шакарим, Исабек-ишан, М.Жусуп, Байқара-би, Шахиахмет-хазрет, Ыргызбай-аулие и их духовные наставники.
В свое время еще Ахмет Байтурсынов писал, что слова Абая непонятны простому читателю, пока их смысл не раскроет знающий человек.
Если не изучать и не культивировать тасауф наших предков, то чуждые нам пришлые "духовные наставники" всех мастей навяжут своих лидеров и свою идеологию.
Безусловно, исследования традиционного тасауфа нуждаются в государственном финансировании. Назрела жизненная необходимость в создании научно-исследовательского центра по изучению традиционного ислама Казахстана, который должен проводить агиологические исследования (теологические и исторические аспекты святости наших аулия), вместе с основанием казахской агиографии (жизнеописание святых-аулия). Отдельно нужны и мартирологические исследования (списки мучеников за веру и святых). Необходимо изучение суфийской философии наших ученых, теоретических и практических основ научного тасауфа, связанных с традициями и обычаями общества. И в этом смысле время работает против нас, поскольку совсем скоро полевые исследования в каждом ауле станут невозможными – через 10-15 лет не останется аксакалов, которые помнят хазретов, ишанов и хальпе. На борьбу с идеологией извне (ваххабизма, неосуфизма и др.) должен быть направлен потенциал экспертного и научного сообщества, силовых структур, молодежных организаций и НПО.
К сожалению, до сих пор в обществе, в том числе и интернете, широко используется советская атеистическая трактовка термина "тасауф"(суфизм). Если вы введете в поисковики слово "суфизм", то найдете, мягко говоря, весьма извращенные толкования: "Суфизм — мистико-аскетическое учение в исламе, отрицающее обрядовую сторону и проповедующее аскетизм", "Суфизм — мистическое течение в исламе. Возникло в VIII–IX веках, окончательно сформировалось в X–XII веках. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с Ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию". "Суфизм — приверженцы суфизма (суфии), изнуряя себя бытовыми неудобствами, холодом, голодом, бессонницей, жаждой, грубой одеждой и половым воздержанием, добивались экстатических озарений и "сливались с богом". Суфизм отрицал строгое расписание молитв и оказал влияние на арабскую и особенно персидскую поэзии".
К сожалению, даже ДУМК до сих пор ошибочно называет тасауф религиозным течением. "Сопылық – Алланы зікір етуді және тәркідүниелікті басшылыққа алатын діни ағым. Кейбір ғалымдар "ихсан", "зуһд" және "уарғ" сопылықтың негізгі үш тірегі деп есептеген." Источник: http://fatua.kz/kz/post/view?id=458
Этим самым ДУМК невольно помогает ваххабитам-псевдосалафитам в дискредитации традиционного ислама наших предков. Теперь посмотрим на определение "салафизма" на казахском языке:
Сәләфия (араб.: سَلَفِيَّة‎) – Ислам дінінің негізі боп табылатын Құран мен Сүннетті "әс-сәләф әс-салихун" (араб.: السلف الصالحون‎), яғни Мұхаммед пайғамбардың (салл Аллаһу ғалейһи уә сәлләм) сахабалары, олардың ізбасарлары мен Ислам үмметінің имамдары қалай түсінсе солай түсіну дегенді білдіреді[1]. Әр ғасырда өмір сүрген мұсылман ғалымдарын біріктірген көзқарастар жүйесі. Сәләфия қозғалысының ең атақты өкілдері Шейх әл-Ислам Ибн Таймийа, Ибн әл-Қаийм әл-Джәузия, хафиз Ибн Кәсир, хафиз әз-Зәһәби, Мұхаммед ибн Абдуль-Уәһһаб және т.б. ғалымдар Ислам тарихы мен мәдениетінде айтарлықтай із қалдырды. «Сәләф» (араб.: سَلَفٌ‎) сөзі тілдік жағынан Ибн Манзур айтқандай: «алдыңғы өткен халық» деген мағына береді[2].
Нетрудно предположить, какого ислама будут придерживаться молодые казахи, опираясь на подобную терминологию ДУМК. Неудивительно, что численность ваххабитов в Казахстане растет в геометрической прогрессии. Сегодняшний ислам казахов не связан с казахской историей и патриотизмом. Исходя из существующей трактовки, можно подумать, что наши ученые не оставили следа в исламской истории и культуре, в отличие от ваххабитских.
Поэтому, нам нужен комплексный подход ученых разных областей, а ДУМК необходимо пересмотреть свое отношение к тасауфу наших предков.
К примеру: почему в России православие связано с национальной идеей и патриотизмом? Потому что у них развита церковная агиография, преподаются предметы, связанные с жизнеописанием русских святых-угодников, отдельно написаны мартирологи великомучеников, чтобы молодежь уважала своих святых, обращалась к ним в трудные моменты. Именно поэтому клич "Православная Русь!" близок и дорог русскому человеку.
Тем временем, у нас же в стране растет численность представителей деструктивно-религиозных течений, которые не приемлют наш традиционный ислам. У них нет знаний об истории нашего традиционного суфийского ислама, зато есть книги иностранных шейхов, за которыми они следуют.
Чтобы избежать пагубного иностранного влияния, мы должны приучать молодежь к ценностям традиционного суфийского ислама казахов, чтобы они могли противостоять чуждым идеологиям извне. Ваххабиты не смогут отрицать историю своего народа и называть своих предков мушриками (язычниками), иначе они подпишут себе приговор и люди не будут их слушать.
Это не значит, что все должны быть суфиями, но надо уважать мировоззрение наших предков и рассказывать о нем потомкам. Ученым нужно развивать казахскую агиологию и помочь ДУМК в развитии казахской агиографии и мартирологии.
Осталось только собрать по крупицам информацию о наших великих просветителях, философах, ученых-аулия и их произведения. Благо, архивы уже открыты и надо только систематизировать работу с ними.

Ссылка на новость:
https://for.kg/news-729930-ru.html

Читайте также

На казахско-узбекской границе могут создать беспошлинную торговую зону

Фермерам Или-Казахской автономной области можно позавидовать

Новые виды сбора. У Минтранса появятся дополнительные источники дохода

В 2023 году увеличился объем выбросов в атмосферу от стационарных источников

На кыргызско-казахской границе скопилось более 50 фур

 

SAPE:

 

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Обучение ювелирному делу в Бишкеке
МСН Общественно-политическая газета

18+

FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

Поисковый сайт новостей (новостной агрегатор, агрегатор СМИ) FOR.kg

Прежде прочтите Соглашение по использованию поискового сайта FOR.kg

При использовании материалов сайта FOR.kg - ссылка на источник обязательна

По всем вопросам обращайтесь в Службу поддержки

Top.Mail.Ru