Грыжей на шине шиномонтажники называют локальное вздутие покрышки на боковине или в области протектора. Основные причины его появления – производственный брак или сильное внешнее механическое воздействие, пишут СМИ.
7 причин появления шинной грыжи
Грыжа на шине образуется из-за повреждения армирующего слоя покрышки – корда*. При разрыве или смещении кордовых нитей на определенном участке его прочность снижается, а избыточное давление в покрышке приводит к растягиванию резины в месте дефекта.
* Ранее корд представлял собой металлические прутки, сейчас корд представляет собой обрезиненную ткань из хлопковых и синтетических волокон. Чаще всего встречается поперечная или боковая грыжа – вздутие на менее защищенной боковине покрышки.
Беговая или радиальная грыжа на шине возникает в результате повреждения корда под протектором. Но так как армируется эта часть более тщательно, в том числе с применением металла и дополнительных слоев, подобный дефект возникает редко, в основном на сильно изношенной или неправильно хранившейся резине в результате её расслоения.
Основные причины разрыва корда и механизм появления грыжи
Причина Почему образуется грыжа Характерные признаки
Производственный брак | - Расхождение нитей корда.
- Отсутствие кордной ткани на отдельном участке.
- Воздушный пузырь между тканевым и резиновым слоем.
| - Образуется при первом накачивании после установки новой покрышки на диск.
- При отсутствии и расхождении нитей возможно зеркальное вздутие с обеих сторон.
- Нет следов внешних повреждений на поверхности покрышки.
|
Сильный направленный удар | - Деформация кордовых нитей из-за зажимания покрышки между кромкой диска и препятствием.
| - Появляется после попадания в яму, наезда на препятствие или бордюр.
- Темные пятна в месте удара.
- Возможно падение давления сразу после удара из-за прохождения воздуха между бортовым кольцом и диском.
|
Некачественный ремонт | - Низкая прочность установленной заплатки.
- Отслоение латки из-за нарушения технологии ремонта.
| - Частичное отсутствие штатного рисунка/маркировки в месте дефекта снаружи.
- Наличие заплатки с внутренней стороны.
|
Ненормативное давление в шинах | - Растяжение кордовой ткани из-за превышения стандартного давления.
- Повреждение армирующего слоя из-за деформации боковины при движении на спущенных шинах.
| - Давление в шинах значительно ниже или выше нормативного.
- Отсутствие проколов, порезов и других видимых дефектов.
|
Прокол или порез | - Образование воздушного пузыря между слоями.
- Повреждение кордовых нитей.
| - Следы повреждений на внешнем слое покрышки.
- Застрявший посторонний предмет.
- Падение давления в шине.
|
Ошибки при шиномонтаже, неподходящий/некачественный диск | - Нарушение прочности каркаса бортового кольца покрышки.
- Несоответствующая размерность или тип диска.
| - Возникает после проведения шиномонтажных работ.
- Следы повреждений на бортовом кольце.
|
Предельный износ и неправильное хранение покрышки | - Расслоение шины.
- Ослабление армирующего каркаса.
| - Проявляется при использовании шин свыше предельного срока службы, большом пробеге, длительном простое автомобиля.
- Растрескивание или истирание внешнего резинового слоя.
|
Вероятность образования грыжи на шине значительно возрастает при использовании низкопрофильной резины, перегрузке автомобиля и движении на высокой скорости по разбитой дороге, а в особенности при сочетании нескольких перечисленных факторов. Признаки наличия грыжи на шине Боковую грыжу на шине обычно легко заметить при визуальном осмотре даже при установленном на автомобиле колесе, особенно если приподнять его с помощью домкрата и прокрутить. Увидеть вздутие на обратной стороне или в области протектора в таких условиях сложнее, при этом очевидное биение сразу заметно на балансировочном стенде.
А вот определить наличие грыжи на шине без диска довольно сложно – без избыточного давления поверхность выравнивается. Даже наличие следов повреждений и ремонта ни о чем не скажут – корд не всегда повреждается в таких случаях. Поэтому при покупке новой и тем более б/у резины нужно обязательно проверять её после установки на диск.
Косвенно на появлении грыжи на шине указывают следующие признаки:
- Ощутимые вибрации рулевого колеса, нарастающие пропорционально скорости.
- Увод автомобиля в сторону при движении по ровной дороге.
- Неравномерный износ протектора покрышек.
- Легкое цикличное раскачивание кузова, как при наезде на неровность или посторонний предмет (при радиальной грыже).
Большинство вышеперечисленных симптомов могут возникнуть и при неправильной балансировке колеса, в том числе из-за налипания грязи, из-за искривления колесного диска и даже из-за разного давления шинах. Поэтому при их появлении прежде всего нужно осмотреть колеса визуально и с помощью манометра проверить соответствие давления норме.
Можно ли ездить с грыжей на покрышке Что делать, если обнаружили грыжу на покрышке? Лучший вариант – сразу же поменять дефектное колесо на запасное. Если запаски нет – добраться до ближайшего шинного сервиса или магазина, двигаясь максимально плавно на невысокой скорости, по возможности избегая резких маневров и неровных дорог.
При образовании вздутия на одном из передних колес лучше переставить его назад, чтобы минимизировать последствия в случае прорыва шины. Также для сокращения риска пробоя желательно снизить давление в покрышке на 10%.
Продолжение эксплуатации покрышки с грыжей грозит неприятными последствиями:
- Прорывом шины.
- Ухудшением управляемости.
- Увеличением нагрузки на рулевые наконечники, подшипник ступицы и другие сопряженные элементы подвески.
- Неравномерным износом протектора остальных покрышек.
Особую опасность представляет собой резкая потеря давления из-за разгерметизации шины при прорыве грыжи на высокой скорости. Удержать автомобиль в полосе и вообще на дороге в этом случае будет крайне сложно. При пробитии левого колеса машину может вынести на встречную полосу, а при разрушении левого – в кювет, а при проведении маневра не исключен переворот. ПДД также запрещена эксплуатация шин с грыжей. В пункте 5.2 "Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств", среди прочих дефектов указаны "расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины".
Способы ремонта шин с грыжей Возможность и эффективность ремонта шины с грыжей напрямую зависит от характера повреждения. Покрышки с радиальными грыжами восстановлению не подлежат в принципе, также в большинстве случаев ответственные специалисты не берутся за ремонт предельно изношенной резины или устранение заводского брака.
Ни один метод ремонта шины с грыжей не позволяет полностью восстановить её прочностные характеристики. Основная цель такой процедуры – снизить риск прорыва. Отремонтированная покрышка имеет ограниченный ресурс и может использоваться временно до покупки новой резины или в качестве запаски. Эффективные способы устранения грыжи на покрышке Способ №1 Установка армирующей заплатки.
Суть данного метода заключается в установке на место повреждения специальной заплатки, содержащей нейлоновые нити. Процедура проводится в таком порядке:
Резина частично или полностью удаляется на дефектном участке изнутри, а прилегающие к нему области зачищаются вручную с помощью бормашины до нитей корда и обезжириваются.. На подготовленную поверхность наносится клей, а затем устанавливается латка, размер которой выбирается таким образом, чтобы перекрыть поврежденную область с нахлестом в несколько сантиметров. Для лучшей адгезии латку прокатывают прикаточным валиком и пробивают пневмопистолетом. Образовавшуюся снаружи неровность заполняют сырой резиной и вулканизируют. Покрышка зажимается между валиками, нагреваемыми до температуры 140 ℃. Со стороны внутренней части при помощи пневмоподушек создается давление около 3 атмосфер. В некоторых случаях заплатки могут устанавливаться на предварительно подготовленную поверхность с обеих сторон.
Среднее время восстановления шины с грыжей таким способом – порядка 3 часов.
Способ №2 Прошивка нейлоновой нитью.
Поврежденная область вырезается полностью до образования сквозного отверстия. Из аналогичной шины вырезается кусок резины с неповрежденным кордом, по размеру и форме максимально совпадающий с отсутствующим участком в ремонтируемой шине. Ремонтный кусок пришивается синтетической нитью зигзагом к краям поврежденной покрышки по периметру отверстия. Оставшиеся щели заполняются сырой резиной при помощи вулканизации. В некоторых шиномонтажных мастерских могут предложить устранить грыжу на шине путем установки в неё камеры. Однако данный метод нельзя считать эффективным, так он не повышает прочности покрышки. Также не дает эффекта установка обычных неармированных латок.