9 ноября 2021, 16:09
Источник knews.kg
Комментарии
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе рабочего визита в город Экибастуз провел республиканское совещание по развитию моногородов и выступил на нем с разгромной речью. По оценке KZ.expert, в ней содержится довольно-таки прозрачный намек на возможную скорую отставку премьер-министра и всего правительства. Ниже полный текст статьи:
Косвенным подтверждением возможности именно такого развития событий служит не только резкость тона преемника елбасы, но и тот факт, что казахстанские провластные медиаресурсы более чем активно его комментируют. А это возможно только в случае, если они получили соответствующие указания.
Ну а указания такого рода, в свою очередь, обычно раздаются только тогда, когда Акорда и Библиотека заинтересованы в максимальном донесении как самой информации, так и сопровождающих ее эмоций до государственных служащих и квазигосударственных клерков, дабы мобилизовать их и заставить трудиться не покладая рук не только на себя, но и на родное государство.
Выступление президента РК в Экибастузе делится на две части. Первая посвящена моногородам и их проблемам, вторая — республике в целом и проблемам национального уровня (значения).
По нашим прикидкам, на первую приходится порядка двух пятых текста, на вторую — три пятых. А это означает, что проблемы моногородов, при всей их важности, стали поводом для того, чтобы собрать на совещание не только министров, но и акимов областей и городов республиканского подчинения.
В связи с этим мы решили сконцентрироваться на второй части выступления преемника елбасы. Перечислим ниже вопросы, которые, по словам Токаева, требуют оперативного реагирования:
а) инфляция;
б) эпидемиологическая ситуация;
в) дефицит дизельного топлива;
г) катастрофическое обмеление и ухудшение экологического состояния трансграничных рек, в особенности Сырдарьи, Урала и Или;
е) субсидирование сельского хозяйства;
ж) антикоррупционная работа;
и) сохранение и укрепление единства и согласия в нашем обществе.
Нетрудно заметить, что из семи вышеперечисленных пунктов только один — эпидемиологическая ситуация — является относительно новым. Все остальные были, есть и будут головной болью властей. Другое дело, что в настоящий момент они обострились в одно и то же время, что, судя по словам и интонации президента, очень сильно беспокоит правящую в республике верхушку.
Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что профессиональный дипломат и царедворец Касым-Жомарт Токаев был в Экибастузе непривычно резок в словах и эмоциях. В подтверждение этого приведем ниже цитаты из сказанного им про госчиновников, госведомства и акиматы:
"Но к сожалению результатов нет. Причем этих результатов не видит ни Президент, ни наши граждане. Администрация Президента должна разобраться и доложить в недельный срок. В конце концов, что происходит?!".
"Несмотря на растущие объемы переработки нефти и проведенную модернизацию НПЗ, Правительство с Фондом «Самрук-Казына» не смогли предотвратить возникновение дефицита нефтепродуктов".
"Я обращаюсь к Правительству, эти вопросы надо решать, принимая на себя ответственность. Если речь идет о повышении тарифов и цен, то нужно с предельной откровенностью заявить нашим гражданам, что это необходимая мера с учетом международного рынка.
Еще раз говорю, Правительство должно брать на себя такую ответственность. А для чего существует Правительство? Другого органа у нас нет. Поэтому дайте мне вариант решения, поскольку это требуют конкретных ответов. Иначе в подобной ситуации страна будет оказываться постоянно".
"Я поручаю Администрации Президента, привлекая, в случае необходимости, правоохранительные органы, разобраться в причинах возникновения дефицита и предложить пакет системных мер по реформированию отрасли".
"Специалисты водной отрасли отмечают потерю преемственности в переговорных процессах из-за кадровой чехарды и частой реорганизации уполномоченного органа".
"Бюджетные средства растворяются, единого контроля за их использованием нет. Нет и серьезного экономического эффекта. На рынках доминирует импортная сельхозпродукция соседних стран".
"Следующее – это планирование использования средств. Необходимо четкое понимание, кому и сколько денег следует выделить. Не следует раздавать по принципу – "кто успел, тому и достанется".
"Как мы видим, коррупция в низовых и средних звеньях власти, на местах не менее вредоносна, чем коррупция в высоких кабинетах. Помимо поимки коррупционеров, целью вашей работы должны быть устранение бюрократических лазеек и схем, недостатков управления, которые и используются для получения взяток и откатов. То есть работа должна быть многоплановой. Да, действительно, нам нужно "бить" по чиновникам, потому что в их руках находятся рычаги принятия решений, и они принимают решения в пользу своего кармана или людей, которые их окружают".
"И со стороны правоохранительных органов, как и стороны Администрации Президента, каких-либо мер в отношении таких провокаторов не предпринимается. Мы же должны реагировать. Эти провокаторы наносят самый серьезный ущерб национальной безопасности нашего государства. Поэтому из этого инцидента мы должны сделать правильные выводы. Прежде всего, необходимо и далее укреплять в обществе традиции дружбы и добрососедства представителей разных этносов и конфессий".
"Пора выработать алгоритмы реагирования на подобные инциденты. Любые попытки местных властей скрыть, "замять" конфликты ни к чему хорошему не приводят. Нужно реагировать на них со всей рациональностью и прагматичностью".
"Но готовы ли акимы проводить такую работу – это большой вопрос. Я наблюдаю за работой и местных, и региональных акимов. Не все могут говорить с нашими гражданами, разъяснять им политику государства и, самое главное, принимать решения. Недавний инцидент в Кербулакской районе Алматинской области – яркое этому свидетельство".
"Видимо, некоторые акимы считают, что проще не проявлять инициативу, не брать вопрос в свои руки, и продолжают сидеть в своих креслах. Нам с таким положением мириться ни в коем случае нельзя. Решать вопросы людей – это прямая и главная задача всего госаппарата".
Мы не будем комментировать сказанное Касым-Жомартом Токаевым по отдельным вопросам, поскольку с внутриполитической точки зрения это не имеет никакого значения. И, кстати, поднятые им проблемы появились отнюдь не сегодня и точно не будут решены завтра, поэтому важно тут другое.
Очень похоже, что Акорда готова менять премьер-министра и правительство. Но возникает вопрос: есть ли на это согласие Библиотеки, то есть Нурсултана Назарбаева и его ближайшего окружения?
Ответ на него мы узнаем достаточно скоро. Если Аскар Мамин будет отправлен в отставку (не важно — по собственному желанию, требованию Парламента РК или решению президента РК), значит политический спектакль с условным названием "Касым-Жомарт Токаев стучит по столу кулаком и грозит подчиненным" является частью политического процесса. Если же отставки нынешнего кабинета не случится, значит у преемника елбасы просто сдали нервы, и он сделал то, что обычно делается в Казахстане в таких случаях – начал наезжать на подчиненных.
Мы в данном конкретном случае поддерживаем все планы и начинания Касым-Жомарта Токаева, поскольку их реализация несомненно принесет много улучшений в жизнь страны. Другое дело, что от слов президента до конкретного дела дорога не менее длинная, чем от авторитарной политической системы и "суперпрезидентской" вертикали до демократии и демократического государства. А шансы на то, что госаппарат возьмет себя и ситуацию в руки, равна нулю.
В связи с этим позволим себе повторить господину Токаеву его собственные слова, сказанные им в Экибастузе на тему того, что нужен "трезвый взгляд на ситуацию, которая имеет место в нашей стране" и необходимо "четко видеть все проблемы во всех их проявлениях и понимать, как их решить".
После чего предлагаем поставить перед собой высокую цель — перестать быть преемником елбасы и стать наконец реальным главной государства. В том числе начать реально бороться с коррупцией, неисполнением должностных обязанностей, пренебрежением своим долгом перед страной и казахстанцами.
Ну и неплохо было бы сделать для этого ключевой шаг в данном вопросе – привлечь к политической и уголовной ответственности клан Назарбаевых.