11 ноября 2021, 12:14
Источник akipress.kg
Комментарии
Перед началом VIII саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Стамбуле АКИpress взял интервью у директора Анкарского центра исследований кризисных ситуаций и политики (АНКАСАМ) Мехмета Сейфетдина Эрола.
- Главы министров иностранных дел Совета сотрудничества тюркоязычных государств в сентябре выступили в Стамбуле с совместным заявлением по Афганистану. Каковы интересы Турции в Афганистане и могут ли тюркские государства занимать одну позицию по этой стране?
- Для Турции Афганистан - это, прежде всего, не только страна для взаимовыгодных отношений, но также страна дружбы и солидарности на протяжении более 100 лет. Турция стремится установить мир и стабильность в Афганистане, где конфликт продолжается более 40 лет. Наряду с постоянным миром Афганистан сможет участвовать в региональном сотрудничестве, и подъем в Азии приобретет более стабильное измерение. Кроме того, Афганистан - это мост между странами Центральной Азии и Южной Азией. Страны региона также поддерживают тесные отношения с Турцией. Ухудшение региональной стабильности и угроза проблем безопасности для этих стран отрицательно скажутся на отношениях Турции с регионом. В этом смысле Турция подходит к Афганистану в рамках общих культурных ценностей и цивилизации, не только глобальной конкуренции за влияние.
Когда политика, проводимая Турцией и тюркскими государствами в Афганистане, рассматривается с этой точки зрения, конструктивный характер этой политики становится гораздо более очевидным. В то время, когда страны находятся в конфликте интересов из-за Афганистана, Узбекистан продемонстрировал отношения тюркских государств, организовав конференцию под названием "Центральная и Южная Азия: региональные связи. Вызовы и возможности" 15-16 июля 2021 года. Можно сказать, что тюркские государства заняли единую позицию в отношении развития событий в Афганистане. В этом контексте есть подход, который ставит во главу угла взаимное уважение. Государства-члены Тюркского совета считают, что включение Афганистана в процессы регионального сотрудничества может обеспечить региональную стабильность, а это обеспечит устранение угроз безопасности.
Заседание Совета министров иностранных дел Совета сотрудничества тюркоязычных государств также включает важные детали по этому поводу. В заявлении, опубликованном после встречи, были подчеркнуты суверенитет, независимость, территориальная целостность и право афганского народа на достойную жизнь. Кроме того, государства-члены заявили, что они готовы внести свой вклад в национальное примирение для достижения прочного мира в этой стране, что Афганистан не должен становиться плацдармом для терроризма, что важно не игнорировать права человека и что необходимо создать инклюзивное правительство. Страны Тюркского совета, стремясь защитить свою независимость, суверенитет и территориальную целостность, также обращают внимание на чувствительность других игроков. Эта политика представляет собой "Дорожную инициативу", которая вовлекает Афганистан в региональное сотрудничество и проекты гуманным и мирным способом с целью создания процветающего будущего, основанного на взаимном уважении.
- Предполагается, что на Стамбульском саммите Совет сотрудничества тюркоязычных государств переименуют в Тюркский союз. Это новый этап интеграции или это просто свидетельствует о растущем влиянии Турции?
- Как известно, Турция не та страна, которая сыграла роль в создании Тюркского совета. Совет был учрежден по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, он возглавил этот процесс. Это сделало его мудрым лидером тюркского мира. Турция - наиболее опытное государство тюркского мира. На самом деле, эта страна долгое время стремилась улучшить свои отношения с тюркским миром. Самая важная деталь здесь заключается в том, что Турция действует с общими культурными и историческими ценностями. Расширение сотрудничества между сторонами основано на взаимных интересах. Наряду с этим Турция уважает суверенитет, независимость и территориальную целостность стран и ожидает аналогичного уважения от других стран. Кроме того, Тюркский совет пытается защитить независимость, суверенитет и территориальную целостность своих членов. Общие исторические и культурные ценности имеют решающее значение в развитии отношений между государствами-членами. Кроме того, есть единство и цели на будущее, сформированные вокруг общих интересов. В этом процессе есть сильная "общая воля", не имеющая агрессивного и экспансионистского характера. Было бы ошибочной оценкой интерпретировать эту общую волю, как растущее влияние Турции.
Тот факт, что Тюркский совет станет союзом, это не желание Турции. Как известно, все члены, от Казахстана до Кыргызстана, поддерживают вышеупомянутые изменения и действуют в рамках единого подхода к принятию решений. В этом контексте Турция с большим уважением подходит к внутренним и внешним вопросам членов Тюркского совета.
По этой причине член-наблюдатель Венгрия, а также Туркменистан, страна со статусом постоянного нейтралитета, активно участвуют в деятельности Тюркского совета. Смена названия Тюркского совета - это не форма увеличения влияния Турции, а качественный индикатор роста сотрудничества и солидарности между членами организации. Более того, страны тюркского мира очень болезненно относятся к своему суверенитету, независимости и территориальной целостности с момента обретения ими независимости. Отношения строятся на основе конструктивного сотрудничества, понимания этих чувств в соответствии с принципами взаимного уважения. Кроме того, Турция является воротами государств региона на Запад. Это только один из вопросов, который влияет на готовность государств-членов Тюркского совета сотрудничать с Турцией.
- Есть ли у Турции ресурсы для привлечения государств Центральной Азии к более глубокой интеграции?
- Турция - страна со значительным историческим прошлым. Благодаря своему политическому опыту, ей удалось разработать важные стратегии во время мирового кризиса. Например, одним из первых шагов, которые он сделал при основании Турецкой Республики, было создание альянсов как для развития сотрудничества, так и для обеспечения региональной безопасности. В этот период Турция подписала Балканский пакт с такими игроками, как Греция, Югославия и Румыния. Можно привести примеры, аналогичные этому пакту, такие как Садабатский пакт и Багдадский пакт, которые были подписаны Турцией. Турция обладает значительной военной мощью. Это сделало Турцию жизненно важной частью альянса НАТО. Более того, Турция входит в топ-20 экономик мира. Весь этот опыт также способствует интеграционному процессу, который Турция развивает со странами Центральной Азии. Этот процесс интеграции основан на отношениях с взаимным интересом.
В этом смысле для азиатских стран важно наладить отношения друг с другом и с другими государствами. Турция поддерживает эти интеграционные процессы и действует как их часть. Реальность растущей Азии делает сотрудничество азиатских государств гораздо более значимым, чем в прошлом. Нельзя ожидать, что Турция останется в стороне от этих процессов. Напротив, Турция играет решающую роль в процессах, которые развивались и будут развиваться благодаря накопленному ею опыту. Также можно прогнозировать, что он сыграет эту роль в будущем.
- Существует ли какая-либо турецкая стратегия более эффективно использовать историческую, культурную и языковую близость с Центральной Азией?
- Между Турцией и странами Центральной Азии существуют прочные связи с точки зрения культуры, языка, религии, истории и идентичности. Человек, который отправляется в путешествие из Турции, может посетить страны Центральной Азии без необходимости владения иностранным языком. Вдобавок корни турок Турции уходят в Центральную Азию. С другой стороны, понимание ислама Бухари-Матуриди-Есеви, имеющее рациональные и умеренные характеристики, является одной из общих ценностей между регионом и Турцией. Эти общие ценности и исторические корни укрепляют солидарность и отношения между Турцией и странами Центральной Азии. С этой точки зрения, вместо того, чтобы говорить о турецкой стратегии, правильнее было бы привлечь внимание к ценностям, побуждающим Турцию и страны Центральной Азии к совместным действиям.
Как известно, государства, имеющие общие ценности в международных отношениях, могут действовать сообща. Это в основном то, что мы видим в этом процессе интеграции. Однако никогда актеры с разной идентичностью не исключаются. Напротив, утверждается подход, согласно которому различия рассматриваются как богатство.
Анкарский центр исследований кризисных ситуаций и политики (АНКАСАМ) - это аналитический центр в Анкаре, созданный в 2017 году как самостоятельное юридическое лицо Международной ассоциации дружбы, сотрудничества и стратегических исследований (UDİSAD). Среди его учредителей - ведущие ученые, эксперты, представители средств массовой информации и интеллигенция Турции.