23 ноября 2021, 16:38
Источник knews.kg
Комментарии
Ксения работает гидом-экскурсоводом для иностранных туристов, менеджером по продажам и тренером для гидов в компании "Ак-Сай Трэвел", одном из известнейших туроператоров Кыргызстана. По нашей просьбе она рассказывает о своем опыте работы в туристическом бизнесе и о туризме в Кыргызстане в целом.
Любовь к путешествиям и приключениям появилась у Ксении только после того, как она стала гидом. Перед первой поездкой, в которой она должна была работать экскурсоводом для иностранных туристов, знакомые отговаривали Ксению: "Ты что, работа гидом это не работа! Зачем тебе это надо, как ты будешь спать в юртах?" Действительно, у выросшей в городе девушки не было опыта продолжительных вылазок на природу. Однако, когда она поездила по Кыргызстану, когда увидела, какие красивые места есть в стране – горы, озера, водопады, каньоны, – тогда она поняла, что занимается своим делом, которое приносит ей удовольствие.
Ксения выделяет три главные причины, по которым Кыргызстан может быть интересен туристам. Об этих причинах она рассказывает на международных туристических выставках. Первая причина – через страну проходил Великий шелковый путь, поэтому на территории Кыргызстана остались такие памятники, как башня Бурана и Узгенский минарет. Вторая причина – это кочевники; в мире осталось очень немного стран, в которых все еще есть кочевники. Третья причина – это природа и горы Тянь-Шаня и Памира.
Личные и рабочие путешествия Ксения планирует по-разному. В рабочих поездках есть определенные обязанности и ответственность за группу. Когда же она собирается съездить куда-нибудь для себя и для души, то ориентируется на настроение. Например, если хочется уединения и остаться без связи, то можно поехать на озеро Сон-Куль – там только юрты, барашки, лошади, озеро и больше ничего. Если за один день хочется увидеть разный пейзаж, то можно поехать в Жети-Огуз – там есть скалы из красного песчаника, березовая роща и хвойные леса, то есть есть контраст. Если хочется красивого заката, то нужно ехать на южный берег Иссык-Куля. Если хочется приключений и ярких эмоций, то лучше брать джипы и ехать к горным рекам.
Говоря о своей работе, Ксения подчеркивает, что гид – это посол своей страны: он представляет свою страну, он проводник в мир той страны, где он принимает туристов. Он – связующее звено между туристами и местными жителями. Во-первых, надо интерпретировать всю информацию, потому что зачастую иностранные туристы не говорят ни на кыргызском, ни на русском. Приходится координировать работу с водителем, с отелями, с кафе и ресторанами, планировать день, прописывать тайминг, чтобы успеть посетить все те места, которые указаны в программе. Необходимо заботиться о том, чтобы туристам было безопасно и комфортно, чтобы было все вкусно, чтобы все сделали во время, и при этом, конечно же, познакомить со страной и культурой.
"Зачастую турист, который добрался до Кыргызстана – это тот человек, который уже посетил огромное количество стран, – говорит Ксения. – Действительно опытные путешественники имеют список стран для посещения и, когда доходят до какого-то количества, то думают, куда бы еще поехать, и выбирают Кыргызстан как что-то экзотическое и неизведанное. Ксения считает, что увеличивающееся количество туристов, приезжающих в страну, – это результат продолжительной работы в том числе туроператоров, которые рассказывали о Кыргызстане на международных выставках – многие люди теперь знают о нем как о месте, которое нужно посетить.
Главным преимуществом путешествий через туристические агентства Ксения называет готовую программу: за счет нее можно экономить самый ценный ресурс – время. За туриста все сделают и все подготовят; необходимо только приехать в назначенное время и получать удовольствие. Еще один плюс: если туристы путешествуют группой, цена поездки оказывается гораздо ниже, чем если бы они путешествовали поодиночке.
Ксения часто спрашивает участников своих групп о том, что им больше всего понравилось и удивило их в Кыргызстане, и многие отвечают – люди. Туристы, как правило, мало где видели таких гостеприимных людей, как в Кыргызстане. "Часто бывает, – рассказывает Ксения, – что я иду с группой из 10 человек на Сон-Куле, например, либо в Жети-Огузе, и сидит местная семья кочевников. Догоняют нас, ставят самовар и зовут за стол, угощают каймаком с боорсаками и они не отпустят, пока мы с группой не сядем и не поговорим с ними. Они это делают от чистого сердца".
Ксения уже побывала во многих местах по всей стране, но еще остались такие, до которых она еще не доехала. Ее любимые – южный берег Иссык-Куля, Сары-Челек, Сон-Куль с его кумысолечением и озеро Кел-Суу. Сегодня она ждет, когда закончится пандемия, снимут все ограничения и люди смогут беспрепятственно путешествовать и насладиться всеми красотами Кыргызстана. Говоря о потоке туристов в целом, Ксения отмечает, что, например, Игры кочевников сделали очень хорошую рекламу Кыргызстану: многие смотрели трансляции и приехали после игр. Именно такие культурные мероприятия, считает она, помогают развивать туристическую сферу и улучшают имидж страны.
Данный материал был подготовлен в рамках кыргызско-германско-швейцарской программы "Зеленая экономика и устойчивое развитие частного сектора в КР" имплементируемая GIZ.