9 декабря 2021, 18:04
Источник akipress.kg
Комментарии
Жогорку Кенеш 8 декабря отказал в лишении неприкосновенности депутатов Торобая Зулпукарова. Он был задержан 31 мая по делу "Кумтора". С тех пор находился под стражей. Сегодня, 9 декабря, суд освободил Зулпукарова из-под стражи.
Справка специальной депутатской комиссии по результатам рассмотрения представления генпрокурора Зулушева К.Т. о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности депутата Зулпукарова Т.З. с лишением его депутатской неприкосновенности:
"Генеральным прокурором Зулушевым К.Т. 26 ноября 2021 года внесено в Жогорку Кенеш представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности депутата Жогорку Кенеша Зулпукарова Торобая Закировича.
В соответствии с постановлением Жогорку Кенеша №5006-VI от 1 декабря 2021 года была создана специальная депутатская комиссия (далее Комиссия) для рассмотрения представления генерального прокурора Зулушева К.Т. о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности депутата Жогорку Кенеша Зулпукарова Т.З. с лишением его депутатской неприкосновенности (далее - представление), в составе депутатов Жогорку Кенеша: К.К.Исаев ("Кыргызстан"), А.А.Абдугапаров ("Республика-Ата-Журт"), М.С.Бакиров ("Бир-Бол"), Т.И.Икрамов ("Онугуу-Прогресс"), Е.Г.Строкова (СДПК), А.С.Токторов ("Кыргызстан"), Э.Т.Токтошев ("Ата-Мекен"). Председателем комиссии был избран депутат Исаев К.К.
Депутатская комиссия изучила все документы, представленные Генеральной прокуратурой, выслушав информацию и доводы представителей следственных органов и прокуратуры, адвокатов депутата Зулпукарова Т.З. и установила:
31 мая 2021 года депутату Жогорку Кенеша Т.З.Зулпукарову генеральным прокурором было вручено уведомление о подозрении в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.319 УК.
Из представленных материалов следует, что уведомление о подозрении в совершении преступления Т.З.Зулпукарову вручено без достаточных оснований, при отсутствии доказательной базы.
Следует подчеркнуть, что в представленных материалах кроме домыслов следствия, прямых доказательств, подтверждающих вину депутата З.Т.Зулпукарова в совершении преступления не имеются.
Кроме того, в представлении генерального прокурора обоснованность необходимости предъявления обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.319 УК основывается лишь на косвенных показаниях депутата Жогорку Кенеша Т.Узакбаева, который давал эти показания, находясь под стражей в СИЗО ГКНБ и заключил соглашение со следствием, что дает основание относиться критически к правдивости его показаний.
Необходимо отметить, что следственные органы трактуют инициирование альтернативного проекта постановления Жогорку Кенеша как проявление преступного сговора отдельных депутатов Жогорку Кенеша, при этом игнорируя тот факт, что в процессе деятельности Жогорку Кенеша, согласно закону "О регламенте Жогорку Кенеша" депутаты вправе обсуждать предлагаемые проекты решений Жогорку Кенеша, высказывать свою точку зрения, в том числе критическую, а также вносить предложения о внесении изменений, дополнений в них, инициировать альтернативные проекты решений.
При обсуждении проекта постановления Жогорку Кенеша, подготовленного временной депутатской комиссией по проверке деятельности золотрудного месторождения "Кумтор" ряд депутатов высказывали свои замечания касательно некоторых его пунктов.
Так, лидер фракции "Ата-Мекен" О.Ч.Текебаев 22 июня 2012 года предложил проект постановления от своей фракции, вследствие чего по инициативе ряда депутатов трем профильным комитетам Жогорку Кенеша было поручено подготовить согласованный вариант постановления.
Согласно закону "О регламенте Жогорку Кенеша" Жогорку Кенеш - парламент Кыргызской Республики - является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий с соблюдением принципа разделения государственной власти, и основывается на принципах свободного выражения мнений и коллегиального принятия решений.
Согласно статье 10 закона "О статусе депутата Жогорку Кенеша" депутаты имеют право вносить предложения и замечания по повестке дня, порядку ведения заседания, процедурным и другим вопросам в порядке, предусмотренном Регламентом Жогорку Кенеша, участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов.
Согласно части 1 статьи 24 того же закона депутат Жогорку Кенеша не может подвергаться преследованиям за высказываемые в связи с депутатской деятельностью, суждения или за результаты голосования в Жогорку Кенеше как в течение срока его полномочий, так и после его истечения.
Изучением стенограмм заседаний Жогорку Кенеша от 20 июня 2012 года, 22 июня 2012 года, 27 июня 2012 года, не установлены факты умышленного затягивания принятия решения Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики А.Ш.Жээнбековым, депутатом З.Т. Зулпукаровым по проекту постановления, предложенного временной депутатской комиссией Жогорку Кенеша.
В части доводов следствия о том, что подготовленный депутатом Жогорку Кенеша Т.Узакбаевым проект постановления носит исключительно рекомендательный характер несостоятельны, так как оба проекта постановления, вынесенные на голосование носят рекомендательный характер, что подтверждается их содержанием.
Постановлением Жогорку Кенеша от 27 июня 2012 года №2117-V "Об отчете временной депутатской комиссии по проверке и изучению соблюдения ЗАО "Кумтор оперейтинг компании" норм и требований по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, безопасности производственных процессов и социальной защите населения в районе воздействия деятельности золотодобывающего рудника, а также состояния осуществляемого государственного контроля, образованной постановлением Жогорку Кенеша №1642-V от 15 февраля 2012 года" были приняты исчерпывающие меры по реализации отчета депутатской комиссии, и даны поручения соответствующим государственным органам.
Решения Жогорку Кенеша принимались в соответствии со ст. 77 Конституции в редакции 2010 года на заседаниях путем голосования депутатов и оформлением постановлений.
Представители следственных органов и органов прокуратуры, приглашенные на заседание специальной депутатской комиссии на предложение членов комиссии представить доказательства обоснованности выдвинутых в отношении депутатов Жогорку Кенеша обвинений, указанных в представлении генпрокурора, не смогли этого сделать.
Отсутствуют какие-либо доказательства утверждения того, что якобы Т.З. Зулпукаров склонил других депутатов Жогорку Кенеша голосовать против проекта постановления, предложенного временной депутатской комиссией Жогорку Кенеша.
Согласно закону "О статусе депутатов Жогорку Кенеша" депутаты свободны при осуществлении своих депутатских полномочий. Депутат Т.З.Зулпукаров не обладал какими-либо властными полномочиями в отношении других депутатов.
Генеральной прокуратурой нарушены требования статьи 78 Конституции, согласно которой привлечение депутата к уголовной ответственности допускается только с согласия большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
Согласно УПК в редакции 2017 года, вручение уведомления о подозрении в совершении преступления фактически является привлечением к уголовной ответственности, так как на основании врученного уведомления о совершении преступления депутату Жогорку Кенеша Т.Зулпукарову судом была применена мера пресечения в виде содержание под стражей.
Таким образом, следует, что Генеральная прокуратура должна была обратиться с представлением о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности депутата Жогорку Кенеша Т.Зулпукарова до вручения последнему уведомления о подозрении в совершении преступления.
Необходимо отметить, что 29 июня 2021 года Комитет Жогорку Кенеша по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции, рассмотрев вопрос о законности привлечения действующих депутатов к уголовной ответственности и применения в отношении них меры пресечения в виде заключения под стражу, отметил, что были нарушены требования ч. 1 ст. 78 Конституции, которая требует получения согласия большинства депутатов на привлечение депутатов к уголовной ответственности, а утверждение Генеральной прокуратуры о том, что вручение уведомления о подозрении в совершении преступления и применение меры пресечения в отношении депутата не является привлечением к уголовной ответственности - несостоятельными.
Генеральная прокуратура лишь через шесть месяцев содержания под стражей депутата Жогорку Кенеша Т.Зулпукарова в целях приведения в соответствие с требованиями ст.78 Конституции, обратилась с представлением о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности депутата Жогорку Кенеша.
Вступившая в силу с 1 декабря 2021 года новая редакция УПК устранила противоречения между положениями Конституции и старой редакции УПК, четко определив порядок привлечения депутата Жогорку Кенеша к уголовной отвественности и недопустимость его задержания и привлечение к уголовной ответсвенности без согласия большинства деутатов Жогорку Кенеша.
Таким образом, со вступлением в силу новой редакции УПК депутат Жогорку Кенеша Т.З.Зулпукаров должен был незамедлительно освобожден из СИЗО ГКНБ до завершения процедуры получения согласия Жогорку Кенеша на его привлечение к уголовной отвественности.
Изучив и проанализировав представленные на рассмотрение комиссии документы и материалы, выслушав представителей Генеральной прокуратуры, следственных органов ГКНБ и адвокатов депутата Жогорку Кенеша Т.З. Зулпукарова, специальная депутатская комиссия Жогорку Кенеша приходит к следующим выводам:
Признать, что депутат Жогорку Кенеша Т.З.Зулпукаров был привлечен к уголовной отвественности и заключен под стражу в нарушении требований ст.78 Конституции, без согласия большинства депутатов Жогорку Кенеша.
В связи с вступлением в силу новой редакции УПК депутат Жогорку Кенеша Т.З.Зулпукаров подлежал немедленному освобождению из СИЗО ГКНБ.
Отметить, что согласно ст. 24 закона "О статусе депутата Жогорку Кенеша" депутат, как народный избранник находится под защитой народа и государства, и в течении всего срока действия мандата, так и после него не может подвергаться преследованиям за высказываемые суждения или за результаты голосования.
Признать отсутствие достаточных оснований для удовлетворения представления генерального прокурора о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности депутата Жогорку Кенеша Т.З.Зулпукарова по ч.2 ст. 319 УК (редакция 2017 г.), поскольку он при рассмотрении отчета временной депутатской комиссии о результатах проверки деятельности золотодобывающего предприятия "Кумтор", обсуждении проекта постановления и принятии решения, действовал в соответствии с требованиями закона "О Регламенте Жогорку Кенеша".
Предложить Жогорку Кенешу: отказать генеральному прокурору в даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, с лишением депутатской неприкосновенности в отношении депутата Зулпукарова Торобая Закировича, о чем подготовить проект постановления и внести на заседание Жогорку Кенеша".