19 января 2022, 14:00
Источник 24.kg
Комментарии
Автобусное сообщение связывает между собой 1 тысячу 660 городов и сел Кыргызстана. В то же время жители 233 населенных пунктов республики по сей день находятся вне этой сети.
Завотделом регулирования и лицензирования транспортной деятельности департамента автотранспорта при Минтрансе Талант Нанаев рассказал 24.kg о сегодняшних проблемах пассажирских перевозок страны, о том, что мешает нормальному развитию междугороднего сообщения и вынужденном разделении транспортной сферы Кыргызстана на северную и южную.
Маршрутки - наше все
Услуги пассажирских перевозок в республике оказывает 231 автопредприятие. В подавляющем большинстве случаев это частные фирмы.
Фото 24.kg. Талант Нанаев
"В стране насчитывается 9 тысяч 886 единиц пассажирского транспорта. 9 тысяч 154 из них - автобусы малого класса, именуемые в народе бусиками, 548 - автобусы большого и среднего класса и 184 - троллейбусы", - говорит Талант Нанаев.
В Кыргызстане действует 1 тысяча 22 автобусных и троллейбусных маршрута.
Читайте по теме Автобус приедет, надейся и жди. Смогут ли бишкекчане ездить по-человечески Львиная доля маршрутов сконцентрирована в Бишкеке, Оше и областных центрах. Для сравнения: межобластных и внутриобластных направлений в разы меньше - всего 290 маршрутов. Маломестные маршрутки ездят не только внутри городов, но и между ними.
"В советское время междугородние направления обслуживались большими вместительными автобусами. С распадом Союза автопредприятия были приватизированы. Содержание автобусов - дело накладное, и со временем частники стали заменять их на менее вместительные, но и менее затратные маршрутки" ,- говорит специалист.
Фото 24.kg. Автобусы на Западном автовокзале Бишкека
Транспортная сфера, по его словам, прежде была дотационной. Работали даже те маршруты, которые изначально не были рассчитаны на самоокупаемость.
"Например, был такой маршрут Кара-Балта - Суусамыр, который в советское время связывал несколько сел с областным центром. Сегодня его невозможно открыть из-за нерентабельности. Всего по республике без автобусного сообщения остаются 233 населенных пункта. По одним направлениям отсутствует пассажиропоток, по другим - дорожная инфраструктура", - уверяет Нанаев.
В отсутствии альтернативы
Пассажирская сеть Кыргызстана делится не только по областям, но и по регионам. По сей день нет регулярного автобусного сообщения между севером и югом республики.
"Маршрут Бишкек - Ош относится к сезонным. Работает с 15 мая по 15 октября. В столице микроавтобусы набирают пассажиров на Западном автовокзале. Зимой этот маршрут закрывается из-за сложности преодоления перевала. Таковы требования безопасности", - говорит Нанаев.
Большие надежды у транспортников на строящуюся альтернативную дорогу север - юг.
Отвечающая нормам безопасности трасса позволит открыть круглогодичные рейсы.
"В будущем это позволит нам запустить большие автобусы по весьма перспективным направлениям: Бишкек - Ош, Бишкек - Джалал-Абад и так далее. Обсуждается возможность запуска этих маршрутов на основе государственно-частного партнерства", - отмечает специалист.
Бесконтрольные и опасные
Пока же в отсутствие альтернативы граждане вынуждены рисковать. Вне сезона по опасному горному серпантину трассы Бишкек - Ош пассажиров возят частники на легковых автомашинах.
"Любая из таких поездок может обернуться трагедией. Частный транспорт не проходит техосмотр, водители не соблюдают режим труда и отдыха, нет и медицинского контроля.
70 процентов легковых машин набирают пассажиров на автовокзалах, 30 - на стихийных точках.
В 2019 году мы инициировали законопроект о лицензировании легковых такси, курсирующих по междугороднему направлению, чтобы навести порядок. Жогорку Кенеш нас не поддержал, мотивировав отказ тем, что люди останутся без заработка", - говорит Талант Нанаев.
Фото пресс-службы МЧС. В этой аварии, произошедшей в августе на трассе Бишкек-Ош, погибли девять человек
По его словам, рост ДТП не единственная проблема, которую несут в себе шабашники. Они создают и нездоровую конкуренцию официальным перевозчикам.
"Легковые такси работают по всем направлениям, возят пассажиров на Иссык-Куль, в Талас, Нарын и так далее. Тем самым искусственно сбивают рентабельность существующих маршрутов и делают невозможным открытие новых", - уверяет специалист.
Закрытые для остального мира
До пандемии кыргызстанцы могли ездить на автобусах и по международным направлениям. 21 регулярный маршрут связывал Бишкек и Ош с городами Казахстана, Узбекистана, России и Китая. Это была хорошая альтернатива авиасообщению.
Читайте по теме Ассоциация пассажирских перевозок против, чтобы выдачей лицензий занималось МВД "С 16 марта 2020 года все международные автобусные маршруты были закрыты на неопределенное время. Их возобновление сегодня зависит от эпидемиологической ситуации. Когда оно станет возможным, неизвестно", - говорит Нанаев.
По его признанию, коронавирус и связанные с ним ограничения ощутимо ударили и по внутреннему сообщению. В 2020 году, когда пассажирские перевозки между регионами остановили, компании-перевозчики понесли убытки. В конечном итоге это привело к сокращению их автопарка и некоторых маршрутов.
P.S. Отметим, что скопившиеся за годы проблемы пассажирских перевозок в скором времени придется решать Министерству внутренних дел. В конце прошлого года Садыр Жапаров своим указом передал милиции функции по контролю и лицензированию сферы.
Ассоциация пассажирских автоперевозчиков Бишкека на новшество отреагировала открытым обращением в адрес главы государства. Авторы письма предупредили его о коррупционных рисках и попросили рассмотреть вопрос о пересмотре указа. Они уверены, что лучше оставить все как есть.