27 января 2022, 17:42
Источник akipress.kg
Комментарии
В правительство вновь заговорило об инфраструктурных мегапроектах.
Два дня назад во время энергетического коллапса, когда по всей стране отключился свет, глава кабмина Акылбек Жапаров сообщил громкую новость - Кыргызстан начинает строительство Камбар-Атинской ГЭС. "Строительство начнется в этом году. Почти 18,8 млн долларов предусмотрено для капитальных вложений, чтобы мы начали строить инфраструктуру и готовиться к запуску строительства", - сказал он.
Жапаров добавил, что на первый этап проекта потребуется 486 млн долларов. "В ближайшие 3 года мы тогда сможем запустить один из генераторов", - пообещал он.
Во время пресс-конференции в ходе визита президента Садыра Жапарова в Узбекистан 10-11 марта 2021 года президент Шавкат Мирзиёев сообщил, что стороны пошли не на меморандум, а впервые пошли на соглашение по строительству ГЭС.
10 декабря 2021 года Акылбек Жапаров сообщил, что кыргызская и узбекская сторона работают над ТЭО по строительству Камбар-Атинской ГЭС, через 3 дня должна приехать делегация из Казахстана, которой также будет предложено подключиться к проекту.
Попытка построить Камбар-Атинскую ГЭС-1 продолжается все годы независимости. Против строительства всегда выступал Узбекистан, опасаясь попасть в зависимость от стока воды в реке Нарын, которую сможет контролировать Бишкек. В 2009 годах и 2012 годах были достигнуты соглашения на государственном уровне с российскими компаниями. Из последнего соглашения Бишкеку пришлось выйти, так как стало ясно, что Россия просто тянет время, не желая терять инструмент давления на страны ЦА по водно-энергетическим вопросам.
Последние технические характеристики ГЭС - мощность более 1800 мегаватт, объем водохранилища - 7,5 млрд кубов, стоимость более 3 млрд долларов, сроки строительства - более 15 лет.
Возможно, Кыргызстан хочет повторить путь Рогунской ГЭС, которую таджики начали строить самостоятельно, а потом нашли итальянских инвесторов. Хотя план может повторить строительство Верхне-Нарынского каскада российской компанией, когда вложили 37 млн. долларов (сумма инвестиций оспаривается) и строительство на этом остановилось.
Против участия узбекской стороны в строительстве ГЭС выступают некоторые политики вроде Текебаева. Пока не решена главная проблема - как будет финансироваться строительство. Выступить перед журналистами или заложить капсулу перед камерами - это легко.
...
Другой мегапроект тоже в центре внимания. 25 января президент Кыргызстана Садыр Жапаров выступая на саммите глав государств Центральной Азии и Китая в онлайн режиме по случаю 30-летия установления дипломатических отношений сказал, что "строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан должно стать флагманским проектом в рамках инициативы "Один пояс - один путь".
В 2015 году президент Атамбаев успел сообщить журналистам, что в течение недели будет подписано соглашение о строительстве дороги. Вопросы остаются прежними - ширина колеи, маршрут и финансирование. После Бакиева рассматривался вопрос финансирования по схеме - строительство в обмен природных ресурсов, включая месторождение железной руды Жетим-Тоо. Но с приходом к власти Атамбаева в декабре 2011 года его от этой схемы отговорили.
В принципе, вопрос колеи тоже решаем - Кыргызстан предлагает сделать перевалочный пункт между двумя колеями (международной и российской) в 60 км от границы.
Основная проблема - это выбор маршрута по территории Кыргызстана. Через Иркештам дорога будет короче и дешевле. Через Торугарт дорога будет длинней и дороже. Но Кыргызстану важен маршрут через Торугарт. Во-первых, экономическая выгоды от этого маршрута будет больше и железную дорогу можно соединить с Балыкчы. Во-вторых, будет устранена гипотетическая вероятность откола юга страны в будущем.
Россия и Казахстан последовательно выступают против этого проекта, который они видят в качестве конкурента собственным железным дорогам. Однако недавние события в Казахстане показали, что существует уязвимость и альтернативные маршруты стали важней (по этой же причине Китай прокладывает одну ветвь газопровода из Туркменистана через Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан, остальные три ветви идут через Казахстан).
По словам заместителя генерального директора "Кыргыз Темир Жолу" Дастана Усубакунова, кыргызская сторона передала на рассмотрение китайской стороне документы по железной дороге. "В феврале наш генеральный директор планирует рабочую поездку в Китай. Мы думаем, что придем к единому решению, после чего дадим полную информацию", - сказал он.
Предстоящий визит в Китай президента Жапарова, который ушел на самоизоляцию, будет важным. Со сменой власти в Кыргызстане прошло 15 месяцев, главы двух стран еще не встречались (одна из причин - пандемия). Президент Жапаров поднимал вопрос о посреднике из Гонконга, который будет получать деньги за транзит газопровода Туркменистан - Китай. Также в Жогорку Кенеше была создана комиссия по изучению финансирования автодороги Север-Юг. С тех пор эти темы сошли на нет.
Сумеют ли две страны, отношения между которыми были не самыми лучшими после расследования модернизации Бишкекской ТЭЦ, улучшить отношения?
...
Юридические нововведения от законодателей множатся. Депутат Исхак Масалиев, который ищет любой повод засветиться в прессе, подал заявление на участие в выборах по одномандатному округу в Бишкеке.
Судя по его заявлению, он планировал участвовать в выборах, одновременно оставаясь депутатом Жогорку Кенеша.
"Главный смысл - в случае избрания на мое место в парламенте пришел бы еще один депутат по спискам партии "Бутун Кыргызстан", - рассказал он про план помощи пока еще не родной партии (его родная партия - Партия коммунистов Кыргызстана).
ЦИК ответил ему отказом, хотя юридическая возможность существует - Масалиев может сдать мандат и идти на выборы. Видимо, любовь к еще не родной партии не настолько сильная, чтобы рисковать...