31 января 2022, 11:20
Источник knews.kg
Комментарии
Первая в мире морская перевозка сжиженного водорода состоится между портами Гастингс на юго-восточном побережье Австралии и Кобе на японском острове Хонсю, следует из сообщения Ассоциации исследований технологий цепочки поставок водородной энергии без выбросов CO2 (HySTRA).
Транспортировку будет осуществлять танкер Suiso Frontier, прибывший в порт Гастингс 20 января. После погрузки танкер отправится в направлении Японии, чтобы вернуться в Кобе во второй половине февраля, пишут СМИ.
Оператором проекта является консорциум HESC, объединяющий девять компаний, в том числе промышленный концерн Kawasaki Heavy Industries, японскую электроэнергетическую J-Power и австралийскую AGL, специализирующуюся на производстве угля, газа и возобновляемой энергии. Цепочка поставок водорода в рамках проекта состоит из нескольких этапов: сырьем для водорода является бурый уголь, который добывается на шахте Loy Yang в австралийском штате Виктория; водород, получаемый путем газификации угля с использованием технологии улавливания CO2, перевозится в газообразном состоянии автомобильным транспортом в порт Гастингс, где его сжижают при температуре минус 253 градуса Цельсия; в Гастингсе сжиженный водород отгружается на упомянутый танкер Suiso Frontier, сконструированный Kawasaki Heavy Industries.
Пилотный этап проекта предполагает производство 225 тыс. т водорода. Танкер Suiso Frontier может единовременно брать на борт не более 75 тыс. т. Поэтому нынешний рейс между Гастингсом и Кобе не станет последним. При этом HESC планирует в будущем приступить к коммерческому производство водорода, предварительно снизив издержки по всей цепочке добавленной стоимости.
Глобальный спрос на водород в период с 2000 по 2020 гг. вырос на 50% (до 90 млн т), следует из данных Международного энергетического агентства (МЭА). При этом более 90% его потребления приходится на три отрасли – нефтепереработку, химическую промышленность и черную металлургию. Самым популярным сырьем для производства водорода остается газ: в 2020 г. на его долю приходилось 59% глобального предложения (без использования технологий улавливания и хранения CO2), тогда как на уголь – 19%, а на все прочие источники – 22%, в том числе на ископаемые топлива с применением технологий перехвата углерода (0,7%).
Одним из драйверов роста спроса на водород может стать транспортный сектор. Глобальный парк автомобилей на водородных топливных элементах в период между 2017 и 2020 гг. ежегодно рос на 70%. Другим драйвером должна стать электроэнергетика: в частности, Южная Корея планирует до конца 2022 г. увеличить мощность водородных генераторных установок до 1,5 гигаватта (ГВт), а к 2040 г. – до 15 ГВт.