1 февраля 2022, 16:09
Источник knews.kg
Комментарии
Кыргызстан направил около 5,4% от ВВП на налоговые льготы, освобождения и преференции в 2020 году. Несмотря на это, периодически инициируются новые льготы без реального обоснования. В рамках программы "Комплексные национальные механизмы финансирования" (КНМФ), которая ведется Кабинетом министров КР совместно с ПРООН и ЮНИСЕФ, разработали и внедрили в новом Налоговом кодексе статьи об оценке эффективности налоговых льгот, сообщает Минэконом Кыргызстана.
"Главная цель программы заключается в создании комплексной стратегии финансирования, которая улучшает эффективность использования государственных средств и управления частным финансированием. Эта цель связана также с налоговыми льготами и преференциями, являющимися инвестициями со стороны государства для поддержки приоритетов страны. Программа предоставила экспертную поддержку Министерству экономики и коммерции КР, и сегодня можно увидеть первые результаты данного направления", – сказал во время обсуждения нововведенных норм координатор программы КНМФ Жаныбек Ибраим уулу.
В Кыргызстане насчитывает свыше 150 видов льгот и преференций, которые постоянно растут на несистемной основе. Чтобы их систематизировать и повысить их эффективность, в новом Налоговом кодексе КР внедрили статьи о принципах, оценке эффективности и отчетности по налоговым льготам и преференциям.
"В 2020 году были предоставлены льготы в размере 5,4% к ВВП в сумме 32,3 млрд. сомов, соответственно, такая сумма не поступает в бюджет", – сказал начальник управления налоговой политики Минэкономкоммерции Кубанычбек Ысабеков.
По словам К. Ысабекова, налоговые льготы и преференции должны оцениваться с позиции "цель – результат". Одним из положительных примеров такой поддержки является швейная отрасль, которая выросла и заняла хорошие результаты в экспорте.
"Предоставленные льготы охватывают 11 из 17 целей в области целей устойчивого развития (ЦУР) – это 28,2 млрд. сомов в 2020 году. Устойчивое развитие – это большое направление. Например, ликвидировать нищету можно в том числе через обеспечение рабочих мест", – отметил К. Ысабеков.
Советник по финансированию ЦУР в Стамбульском региональном центре ПРООН для стран Европы и СНГ Сурен Погосян отметил необходимость оценки выгоды и затрат введенных налоговых льгот как с финансовой, так и нефинансовой точки зрения.
"Во многих странах при оценке применяется чисто финансовая оценка. В контексте национальной стратегии устойчивого развития и ЦУР, мы также должны оценивать эффективность нефинансовых параметров ЦУР. Если перед нами стоит задача применения налоговой льготы для стимулирования отечественного производства сельхозкультур, значит, по этому параметру и будет проводиться оценка. Кроме финансовых показателей, необходимо проводить оценку социальных, природоохранных и других аспектов ЦУР", – подчеркнул С. Погосян.