Жогорку Кенеш 2 марта в первом чтении одобрил ряд законопроектов в сфере регулирования деятельности органов национальной безопасности.
Целью законопроекта о внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам разведывательной и контрразведывательной деятельности, как говорится в справке-обосновании, является формирование правовых условий для применения законодательных актов в сфере внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности.
Выдержки из справки-обоснования, подготовленной ГКНБ:
1. Статья 31 Уголовно-процессуального кодекса КР дополняется частью 1-1, согласно которой в полномочия следственного судьи включается право принимать решения о проведении контрразведывательных мероприятий, затрагивающих охраняемые законом тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, в установленном законодательством о контрразведывательной деятельности порядке.
2. Часть 2 статьи 84 Уголовно-исполнительного кодекса дополняется положением о возможности осуществления в исправительных учреждениях наряду с оперативно-розыскной также и контрразведывательной деятельности для эффективного противодействия разведывательно-подрывной деятельности среди осужденных, отбывающих наказание в указанных учреждениях.
3. Часть 3 статьи 14з "О порядке и условиях содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению и обвинению в совершении преступлений" предлагается также дополнить положением о проведении контрразведывательных мероприятий в местах содержания под стражей.
4. В целях противодействия разведывательно-подрывной деятельности:
- связанной с незаконным оборотом наркотиков, в часть первую статьи 29, статьи 30 и 32 Закона "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах" вносятся дополнения о проведении контролируемой поставки и проверочной закупки, а также запроса соответствующей информации в рамках контрразведывательной деятельности;
- связанной с незаконным оборотом товаров, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, в статье 277 закона "О таможенном регулировании в Кыргызской Республике" предусматривается осуществление органом контрразведки контролируемой поставки.
5. Абзац третий части 1 статьи 5, часть 2 статьи 21 и статья 24 закона "О противодействии терроризму" дополняются положениями, предусматривающими включение в компетенцию органов национальной безопасности проведение разведывательной и контрразведывательной деятельности в рамках противодействия терроризму.
6. Принимая во внимание, что отдельные контрразведывательные мероприятия по судебному решению могут затрагивать конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, в части 1, 2, 4-7 статьи 21-1 закона "Об электрической и почтовой связи", регламентирующие взаимодействие операторов связи и субъектов оперативно-розыскной деятельности, включаются также органы, осуществляющие контрразведывательную деятельность, при проведении вышеуказанных мероприятий.
Следует отметить, что сам правовой механизм взаимодействия с операторами связи, технические требования к сетям связи, специальным техническим средствам не затрагиваются и остаются без изменений.
Более того, учитывая, что соответствующие оперативно-розыскные мероприятия в сетях связи будет осуществляться исключительно в рамках специальных следственных действий, предлагаемые изменения не вводят для операторов связи новые обязанности и не повлекут дополнительной нагрузки.
Таким образом, данные поправки не направлены на регулирование предпринимательской деятельности.
7. В статьях 25 и 28 закона "О предупреждении и борьбе с торговлей людьми" перечень органов, оказывающих помощь жертвам торговли людьми, дополняется органами, осуществляющими контрразведывательную деятельность.
8. С учетом специфики задач внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности предлагается:
- возможность получения информации о биометрических данных без согласия самого субъекта (часть 2 статьи 7 закона "О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики");
- не распространение закона "Об основах административной деятельности и административных процедурах" на внешнюю разведывательную и контрразведывательную деятельность (пункт 2 части 4 статьи 2 данного закона);
- ограничение права доступа субъекта, изменения и блокирования своих персональных данных, полученных в результате внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности (подпункт "а" пункта 2 части 1 статьи 15 закона "Об информации персонального характера");
- ограничение доступа в отношении информации о внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности (часть 2 статьи 5 закона "О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики";
- недопущение вмешательства Национального центра по предупреждению пыток в производство контрразведывательных мероприятий, за исключением пыток и др. (часть 2 статьи 4 закона "О Национальном центре Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания").
9. Деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства, оказывающих содействие при реализации задач внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, связана с высоким риском для жизни и здоровья, как для себя, так и для их близких родственников. В случае огласки факта сотрудничества указанные лица в соответствии с уголовным законодательством любой страны будут приговорены к лишению свободы, а в некоторых странах - к смертной казни. В этой связи и учитывая, что в современных условиях необходима разработка новых инструментов стимулирования негласного сотрудничества часть 2 статьи 14 закона "О гражданстве Кыргызской Республики" предлагается дополнить возможностью применения в отношении лиц, внесших существенный вклад в обеспечение национальной безопасности Кыргызской Республики, упрощенного порядка принятия в гражданство Кыргызской Республики, включая их близких родственников.
Также приняты следующие проекты законов:
- "Об органах национальной безопасности", направленный на регулирование деятельности органов национальной безопасности, определение задач и принципов их деятельности, а также законодательное закрепление прав и обязанностей органов национальной безопасности;
- "О контрразведывательной деятельности", направленный на формирование правовых основ контрразведывательной деятельности для достижения и поддержания необходимого уровня защищенности национальных интересов Кыргызской Республики от разведывательно-подрывной деятельности и закрепление системы гарантий законности ее осуществления в целях обеспечения безопасного и устойчивого развития Кыргызстана;
- "О внешней разведывательной деятельности", направленный на создание правовых основ внешней разведывательной деятельности по обеспечению национальной безопасности Кыргызстана;
- "О противодействии терроризму", направленный на определение и установление правовых и организационных основ противодействия террористической деятельности, устранение причин и условий, способствующих совершению данных деяний, а также минимизация и (или) ликвидация последствий акта терроризма и развитие взаимодействия субъектов, осуществляющих противодействие терроризму.