Председатель Кабинета министров Акылбек Жапаров одобрил проект Соглашения об обмене и защите секретной информации в рамках Центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Как говорится в распоряжении Кабмина от 15 марта 2022 года № 115-р, министр внутренних дел Кыргызстана уполномочен на подписание соглашения от имени Кыргызстана с учетом возможных изменений и дополнений непринципиального характера.
Соглашение будет реализовываться в пределах средств, предусмотренных для государственных органов исполнительной власти в республиканском бюджете на соответствующие годы.
СОГЛАШЕНИЕ об обмене и защите секретной информации в рамках Центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Государства-участники Центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - государства-участники) и Центральноазиатский региональный информационный координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - Центр),
руководствуясь положениями Соглашения между Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о создании Центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подписанного 24 июля 2006 года в г.Астана (далее - Соглашение о создании ЦАРИКЦ),
в целях повышения эффективности взаимодействия государств-участников в противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
стремясь обеспечить защиту секретной информации в процессе сотрудничества,
исходя из необходимости осуществления в рамках деятельности Центра централизованного сбора, обработки, хранения, защиты, анализа и обмена секретной информацией,
согласились о нижеследующем:
Статья 1.
Для целей настоящего Соглашения помимо понятий, определенных Соглашением о создании ЦАРИКЦ, употребляются нижеперечисленные понятия в следующем значении:
- секретная информация - сведения, составляющие государственные секреты (государственную тайну) одного из государств-участников настоящего Соглашения, выраженные в любой форме, защищаемые в соответствии с законодательством государств-участников и нормативными правовыми актами Центра, переданные (полученные) в порядке реализации настоящего Соглашения, а также образовавшиеся в процессе сотрудничества государств-участников и Центра, несанкционированное распространение и (или) утрата которых может нанести ущерб безопасности или интересам государства-участника и (или) Центра;
- защита секретной информации - комплекс организационных, правовых, инженерно-технических, криптографических и иных мер, принимаемых в соответствии с законодательством государств-участников, настоящим Соглашением и нормативными актами Центра, в целях недопущения несанкционированного распространения секретной информации и (или) ее утраты;
- доступ к секретной информации - санкционированный процесс ознакомления и (или) работы с секретной информацией физического лица, имеющего соответствующий допуск к секретной информации;
- допуск к секретной информации - оформленное в соответствии с законодательством государств-участников право физического лица на доступ к секретной информации, а юридического лица на проведение работ с использованием такой информации;
- носители секретной информации - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых секретная информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
- гриф секретности - реквизит, свидетельствующий о степени секретности сведений, содержащихся в носителе секретной информации, проставляемый на самом носителе и (или) в сопроводительной документации к нему;
- секретные информационные ресурсы - информационные накопления секретной информации, содержащиеся на носителях секретной информации, необходимые для осуществления деятельности Центра и уполномоченных органов;
- информационная система - совокупность организационных, программных и аппаратных решений, предназначенных для хранения, поиска, обработки, обмена и обеспечения защиты секретной информации;
- уполномоченные органы - органы государств-участников, в функции которых входит осуществление противодействия незаконному обороту наркотиков, уполномоченные передавать, получать, хранить, защищать и использовать секретную информацию в соответствии с законодательством государств-участников;
- компетентные органы - органы государств-участников, ответственные за реализацию настоящего Соглашения;
- несанкционированное распространение секретной информации - предание огласке секретной информации или нарушение установленного порядка (правил) распространения такой информации, вследствие чего она становится известной лицам, не имеющим допуска и доступа к секретной информации;
- утрата секретной информации - выход, в том числе и временный, секретной информации и (или) ее носителей из законного владения или пользования в результате утери либо хищения;
- пользователь секретной информации - Центр или государство-участник в лице уполномоченного органа, представители которого имеют допуск и доступ к секретной информации.
Статья 2.
Предметом настоящего Соглашения является организация обмена и защиты секретной информации при осуществлении сотрудничества в рамках Центра, а также установление механизма формирования и использования секретных информационных ресурсов.
Статья 3.
Каждое государство-участник определяет компетентный орган и перечень уполномоченных органов, о чем письменно по дипломатическим каналам информирует Центр одновременно с направлением уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу настоящего Соглашения.
Статья 4.
Обмен секретной информацией между уполномоченными органами и Центром может осуществляться:
- по поступающим разовым запросам;
- по постоянно действующим тематическим запросам по мере поступления соответствующей информации;
- в порядке инициативного информирования.
Статья 5.
Решение о передаче секретной информации принимается в каждом отдельном случае в соответствии с законодательством предоставляющего ее государства-участника.
Решение о предоставлении секретной информации, образовавшейся в процессе сотрудничества уполномоченных органов и Центра, принимается по согласованию между ними.
Статья 6.
Центр осуществляет обмен, накопление, систематизацию, анализ, хранение и защиту секретной информации, предоставленной уполномоченными органами, образовавшейся в процессе их сотрудничества.
Статья 7.
В случае поступления в Центр секретной информации, аналогичной по содержанию уже имеющейся, Центр уведомляет об этом уполномоченные органы, предоставившие данную информацию.
Дополнение к секретной информации учитывается Центром как отдельная информация.
Статья 8.
Пользователи секретной информации обеспечивают:
- присвоение информации грифа секретности не ниже грифа секретности, установленного уполномоченным органом, предоставившим эту информацию;
- принятие в отношении полученной секретной информации таких же мер защиты, которые принимаются в отношении собственной информации соответствующего грифа секретности;
- взаимное признание допусков к секретной информации, оформленных в соответствии с законодательствами государств-участников;
- предоставление секретной информации уполномоченному органу другого государства-участника только с письменного согласия уполномоченного органа, предоставившего данную информацию;
- использование секретной информации в целях реализации задач, стоящих перед пользователями секретной информации;
- соблюдение законных прав и свобод граждан при использовании секретной информации.
Статья 9.
Степень секретности секретной информации устанавливается и изменяется уполномоченным органом, предоставившим данную информацию.
Гриф секретности носителя секретной информации, подготовленного Центром, соответствует наивысшей степени секретности секретной информации, использованной при подготовке Центром носителя секретной информации.
Степени и соответствующие им грифы секретности сопоставляются согласно Приложению 1 к настоящему Соглашению, которое может изменяться и дополняться по решению Совета национальных координаторов государств-участников Соглашения о создании ЦАРИКЦ (далее - Совет).
Уполномоченный орган, предоставивший секретную информацию, вправе накладывать и изменять дополнительные ограничения на ее использование и передачу отдельным либо всем уполномоченным органам.
Об изменениях грифа секретности и дополнительных ограничениях Центр информирует уполномоченные органы, получившие такую информацию.
Статья 10.
Доступ к секретной информации должностному лицу Центра предоставляется Директором Центра и (или) замещающим его лицом, в соответствии со справкой о наличии допуска к секретной информации, предоставляемой уполномоченным органом, представителем которого является должностное лицо.
Работы с секретной информацией в Центре осуществляются с применением технических и программных средств, прошедших соответствующую проверку и сертификацию. Проверка и сертификация осуществляются по процедуре, определяемой Советом.
Обмен секретной информацией осуществляется по каналам, которые обеспечивают уровень защиты, соответствующий ее грифу секретности, и определяются по согласованию Центра с уполномоченными органами.
Статья 11.
Построение информационных систем в Центре, формирование и использование секретных информационных ресурсов основываются на принципах:
- раздельного хранения секретной информации из различных источников с сохранением исходных систем классификации и кодирования, реквизитного состава и исходных значений атрибутов источника, с регистрацией параметров получения секретной информации (источник, дата получения и другие);
- целостности и сохранности секретной информации;
- исключения несанкционированного доступа к секретной информации;
- осуществления многоуровневого авторизованного доступа к секретной информации;
- учета и регистрации всех обращений пользователей секретной информации к ней.
Статья 12.
В целях защиты секретной информации Центр:
- запрашивает обоснованность запросов на получение уполномоченными органами персональных данных, охраняемых законодательством государств-участников;
- запрашивает соответствующие уполномоченные органы о подтверждении допуска к секретной информации;
- проверяет персонал Центра на благонадежность, в том числе с применением технических средств;
- проверяет защищенность помещений и технических средств Центра;
- проводит регулярное резервное копирование данных в информационной системе и осуществляет хранение копий в соответствии с правилами обращения с секретной информацией в Центре;
- определяет из числа должностных лиц ответственных за разработку и применение мер информационной безопасности с предоставлением им необходимых полномочий;
- не передает секретную информацию, в том числе образовавшуюся в процессе сотрудничества, наблюдателю при Центре, третьей стороне без письменного согласия уполномоченного органа, предоставившего данную секретную информацию, а в случае образовавшейся в процессе сотрудничества - с письменного согласия всех уполномоченных органов;
- в пределах своей компетенции принимает другие меры для реализации настоящего Соглашения.
Статья 13.
Порядок обращения и защиты секретной информации в Центре регламентируется правилами обращения с секретной информацией в Центре, утверждаемыми Советом.
Статья 14.
В случае выявления факта несанкционированного распространения и (или) утраты секретной информации и (или) ее носителей заинтересованные уполномоченные органы и (или) Центр незамедлительно информируют друг друга, проводят консультации и осуществляют разбирательство, привлекая при необходимости компетентные органы.
Лицо, допустившее несанкционированное распространение и (или) утрату секретной информации и (или) ее носителей, несет ответственность в соответствии с законодательством государства-участника, гражданином которого он является.
Размер и порядок возмещения ущерба, нанесенного несанкционированным распространением и (или) утратой секретной информации и (или) ее носителей, определяются в соответствии с законодательством государств-участников путем консультаций между уполномоченными органами и Центром, привлекая при необходимости компетентные органы.
Статья 15.
Секретная информация, передаваемая в Центр, классифицируется по критериям согласно Приложению 2 к настоящему Соглашению.
Статья 16.
Государства-участники и Центр самостоятельно несут расходы, возникающие в ходе выполнения ими настоящего Соглашения, если в каждом конкретном случае не будет согласован иной порядок.
Статья 17.
Спорные вопросы, связанные с толкованием или применением настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров между заинтересованными компетентными органами и Центром.
Статья 18.
Настоящее Соглашение не ограничивает права государств-участников заключать другие или выполнять ранее заключенные международные договоры по вопросам, являющимся предметом настоящего Соглашения.
Статья 19.
В настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами.
Статья 20.
Депозитарием настоящего Соглашения является государство пребывания Центра.
Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок и вступает в силу по истечении 30 (тридцати) дней с даты получения депозитарием четвертого письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении подписавшими его государствами-участниками Центра внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. С этой же даты настоящее Соглашение вступает в силу для Центра. Для государств-участников настоящего Соглашения, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, оно вступает в силу на 30 (тридцатый) день с даты сдачи соответствующих уведомлений депозитарию.
Статья 21.
Настоящее Соглашение открыто для присоединения государств, присоединившихся к Соглашению о создании ЦАРИКЦ.
Для государства, присоединившегося к настоящему Соглашению, оно вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам документа о присоединении.
Статья 22.
Каждое государство-участник может выйти из настоящего Соглашения, направив по дипломатическим каналам письменное уведомление об этом депозитарию не позднее, чем за 3 (три) месяца до даты выхода.
В случае выхода государства-участника из настоящего Соглашения в отношении предоставленной и полученной им, а также образовавшейся в процессе его сотрудничества с другими государствами-участниками и Центром секретной информации продолжают применяться меры по ее защите в установленном порядке, пока с согласия заинтересованных уполномоченных органов и Центра с нее не будет снят гриф секретности. Использование такой информации до снятия с нее грифа секретности либо ее уничтожения согласовывается намеревающимся выйти из настоящего Соглашения государством с государствами-участниками и Центром до даты выхода из настоящего Соглашения.
В случае реорганизации или прекращения деятельности Центра вопросы защиты и использования имеющейся в Центре секретной информации решаются путем переговоров между уполномоченными органами, привлекая при необходимости компетентные органы.
Статья 23.
Депозитарий в срок не более 30 (тридцати) дней уведомляет по дипломатическим каналам государства-участники о вступлении настоящего Соглашения в силу, в том числе о вступлении его в силу для государств-участников, выполнивших необходимые для этого внутригосударственные процедуры или присоединившихся к настоящему Соглашению позднее, а также о выходе государств-участников из настоящего Соглашения и прекращении его действия.
Совершено в городе Алматы "___" ____________________ 20__ года в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится у депозитария, который направит каждому государству-участнику, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.
За Азербайджанскую Республику | | За Республику Таджикистан |
_________________________ | | _________________________ |
| | |
За Республику Казахстан | | За Туркменистан |
_________________________ | | _________________________ |
| | |
За Кыргызскую Республику | | За Республику Узбекистан |
_________________________ | | _________________________ |
| | |
За Российскую Федерацию | | За ЦАРИКЦ |
_________________________ | | _________________________ |
| | Приложение 1
к Соглашению об обмене и защите секретной информации в рамках Центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров |
ТАБЛИЦА
степеней и соответствующих им грифов секретности
Азербайджанская Республика | Совершенно секретно | Секретно |
Республика Казахстан | Совершенно секретно | Секретно |
Кыргызская Республика | Совершенно секретно | Секретно |
Российская Федерация | Совершенно секретно | Секретно |
Республика Таджикистан | Совершенно секретно | Секретно |
Туркменистан | Совершенно секретно | Секретно |
Республика Узбекистан | Совершенно секретно | Секретно |
ЦАРИКЦ | Центр 001 | Центр 02 |
| | Приложение 2
к Соглашению об обмене и защите секретной информации в рамках Центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров |
Классификация информации
По источнику(1) информации:
A. Достоверность и компетентность источника не вызывает сомнения.
B. Источник, из которого получена информация, в большинстве случаев доказал свою надежность.
C. Источник, из которого получена информация, в большинстве случаев проявил свою ненадежность.
D. Надежность источника оценке не подвергалась или неизвестна.
По степени точности и надежности информации:
1. Информация не подвергается сомнению.
2. Информация известна лично источнику, но неизвестна лично сотруднику компетентного органа, которому она передана.
3. Информация лично источнику не известна, но подтверждена другой уже зарегистрированной информацией.
4. Информация, которая лично источнику неизвестна и не может быть подтверждена.
(1) Официальные органы и организации:
Сотрудники правоохранительных органов;
Специальные мероприятия;
Лица, оказывающие содействие компетентным органам;
Отдельные граждане;
СМИ и др.