Представители гражданского общества обеспокоены принятым Жогорку Кенешем 6 марта 2022 года во втором и третьем чтении проектом закона "О государственных закупках". Приняв его, парламент вывел из-под действия закона закупки, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями, акционерными обществами, где 50 и более процентов доли участия в уставном капитале принадлежат государству, в том числе их дочерними хозяйственными обществами. Ниже приводим текст обращения:
Мы, представители гражданского общества, обеспокоены принятым Жогорку Кенешем 6 марта 2022 года во втором и третьем чтении проектом закона "О государственных закупках", которым парламент вывел из-под действия данного закона закупки, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями, акционерными обществами, где 50 и более процентов доли участия в уставном капитале принадлежат государству, в том числе их дочерними хозяйственными обществами.
Исключение акционерных обществ и их дочерних компаний (далее по тексту – АО) и государственных/муниципальных предприятий (далее по тексту – ГП/МП) из-под действия закона
"О государственных закупках" (далее по тексту – закон ОГЗ), содержит в себе серьезные коррупционные риски. Обеспокоенность вызывает вопрос обеспечения прозрачности закупок АО и ГП/МП, учитывая, что ежегодный объем проводимых ими закупок достигает порядка 25,3 млрд. сомов, а это 38,5 процентов общего объема государственных закупок в стране. При этом, экономия средств от проведения прозрачных и открытых процедур закупок в 2021 году среди АО, ГП/МП составила 3,0 млрд сомов. На сегодняшний день, действующий портал государственных закупок (http://zakupki.gov.kg/) обеспечивает открытость и прозрачность, так как является единственной точкой доступа к информации о проводимых закупках, от плана закупок до заключения договоров. Действующий закон ОГЗ предоставляет возможности для АО, ГП/МП проводить свои закупки прозрачно, открыто и эффективно. Также, как указано выше, наблюдается значительная экономия, которая достигается за счет расширения конкуренции.
Однако, с выведением АО и ГП/МП из-под действия закона ОГЗ, существуют серьезные коррупционные риски, такие как:
- Увеличение коррупции. АО, ГП/МП будут проводить закрытые закупки, присуждая
победу только своим, так называемым "любимым" поставщикам, которые будут делиться с ними, предоставляя так называемые "откаты". Это, безусловно, скажется на увеличении цен закупаемых товаров, работ и услуг, а об экономии средств вообще можно позабыть;
- Снижение государственного контроля за деятельностью АО, ГП/МП, и как следствие, неэффективное использование средств налогоплательщиков Кыргызстана. Необходимо отметить, что все вышеупомянутые организации входят в государственный сектор, и практически все получают огромные суммы средств из государственного бюджета в виде субсидий, целевых бюджетных ассигнований, средств на увеличение уставных капиталов, льготных кредитов, а также в виде платы с населения за предоставляемые услуги;
- Непрозрачные закупки. Закупки АО, ГП/МП хотят вывести "в тень", а это является нарушением личным прав и свобод граждан, установленных Конституцией Кыргызской Республики. Так, статьей 33 Конституции предусмотрено право граждан на получение информации о деятельности юридических лиц с участием государственных органов и органов местного самоуправления, а также организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов.
- Закрытые закупки. Многие представители бизнеса не будут иметь доступа к закупкам,
проводимым АО, ГП/МП. Доступ к закупкам АО, ГП/МП будут иметь только аффилированные и приближенные лица, с которыми легче договориться. Таким образом, нарушается закон "О конкуренции" и ущемляются права предпринимателей, гарантированные законом "О защите прав предпринимателей".
- снижение доверия со стороны бизнеса и гражданского общества.
Таким образом, выведение АО, ГП и МП из-под действия закона ОГЗ приведет к созданию условий для процветания коррупции, что является нарушением принципов осуществления государственной власти, установленных Конституцией. Напомним, что в соответствии со статьей 4 Конституции, государственным должностным лицам запрещается осуществлять действия, создающие условия для коррупции. При этом, депутаты Жогорку Кенеша также являются государственными должностными лицами и при принятии решений должны опираться на международные обязательства страны, анализ регулятивного воздействия, и учитывать лучшие международные практики.
Действие Парламента могут запустить эффект домино и привести к краху систему государственных закупок, которая работала и развивалась исключительно в положительном направлении последние 7 лет. За этот период закупки в стране стали более эффективными из-за ее прозрачности, благодаря переходу на электронный формат. Портал государственных закупок (http://zakupki.gov.kg/) за период своего существования позволил выявить множество коррупционных схем в этой сфере, в том числе с участием АО и ГП/МП и было возбуждено не одно уголовное дело.
Кроме того, выведение АО, ГП/МП является нарушением норм Договора о ЕАЭС, а именно статьи 88, в которой установлено обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок и предоставление национального режима в сфере закупок, развитие конкуренции и противодействие коррупции. В свою очередь, это может оказать влияние на международном имидже страны.
Уважаемый Садыр Нургожоевич! В свете вышеизложенных обстоятельств, мы обращаемся к Вам, как к главе государства, гаранту Конституции, прав и свобод граждан, и просим Вас не допустить выведения из-под действия закона "О государственных закупках" акционерных обществ, в том числе их дочерних хозяйственных обществ, государственных/муниципальных предприятий.
Мы просим Вас не поддерживать и возвратить проект закона "О государственных закупках" с возражениями.
- ОО "Партнерская группа Прецедент" Жедигерова Ильяна
- ОО "АПГИ" Сатыбеков Бакыт
- ОБФ "Первый детский хоспис" Труханова Ольга
- ОФ "Помогать легко" Аляева Динара
- Гражданский активист Карасартова Рита
- ОЮЛ Ассоциация "Смарт Жаран" Убышева Эркина
- ОО "Психическое здоровье и общество" Макенбаева Бурул
- ОФ "Клооп Медиа" Анна Капушенко
- ОФ "Гражданские инициативы" Ошурахунова Динара
- Ассоциация "Сеть Снижения Вреда" Токтогулова Мадина
- ОО "Социум" Эстебесова Батма
- ОФ "Вместе против рака" Гульмира Абдыразакова
- ОФ "Эргене" – Тынара Касымалиева
- ОО "Психическое общество и здоровье" — Лиля Пантелеева
- ОФ "Истихсан" — Мадина Токтогулова
- ОФ "Данко" — Нурбюбю Керимова
- ОФ "ЗиОМ21 веке" — Гулипа Шейшенова
- ОО "Шоола Кол" — Антонина Ли
- ОО "Таис Плюс Два" — Байгазы Эрматов
- ОФ "Здоровое поколение" — Темирбек Эркинов
- ОФ "Поверь в себя" — Умид Шукуров
- ОФ "Подруга" — Надежда Шаронова
- Национальная неправительственная организация "Кыргызский Альянс планирования семьи" в 5-ти регионах КР – Бактыгуль Бозгорпоева
- СПИД фонд Восток-Запад в КР- Наталья Шумская
- Коалиция за бюджетную адвокацию в Кыргызстане (свыше 50 ОГО)
- Ассоциация снижения вреда (9 ОГО)
- Союз пациентстких сообществ в КР (8 ОГО)
- Ассоциация паллиативной помощи (4 ОГО)