Президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал Закон Кыргызской Республики "О государственных закупках".
Закон принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 6 апреля 2022 года.
Целью данного Закона является повышение благосостояния нации через устойчивое развитие посредством регулирования отношений, связанных с обеспечением функционирования деятельности закупающих организаций, в целях создания условий для достижения максимальной выгоды путем эффективного и экономичного использования ресурсов.
Закон направлен на упрощение процедур государственных закупок и минимизацию коррупционных проявлений. Предусматривается осуществление закупок 4 методами, такими как неограниченный, ограниченный, запрос котировок и метод из одного источника.
При этом данный Закон не регулирует закупки, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями, акционерными обществами, где 50 и более процентов доли участия в уставном капитале принадлежит государству, в том числе их дочерними хозяйствующими обществами, сообщает пресс-служба президента КР.
Стоит отметить, что ряд общественных организаций просил не подписывать данный закон из-за коррупционных рисков.
«Исключение акционерных обществ и их дочерних компаний (далее по тексту – АО) и государственных/муниципальных предприятий (далее по тексту – ГП/МП) из-под действия закона
"О государственных закупках" (далее по тексту – закон ОГЗ), содержит в себе серьезные коррупционные риски. Обеспокоенность вызывает вопрос обеспечения прозрачности закупок АО и ГП/МП, учитывая, что ежегодный объем проводимых ими закупок достигает порядка 25,3 млрд. сомов, а это 38,5 процентов общего объема государственных закупок в стране. При этом, экономия средств от проведения прозрачных и открытых процедур закупок в 2021 году среди АО, ГП/МП составила 3,0 млрд сомов. На сегодняшний день, действующий портал государственных закупок (http://zakupki.gov.kg/) обеспечивает открытость и прозрачность, так как является единственной точкой доступа к информации о проводимых закупках, от плана закупок до заключения договоров. Действующий закон ОГЗ предоставляет возможности для АО, ГП/МП проводить свои закупки прозрачно, открыто и эффективно. Также, как указано выше, наблюдается значительная экономия, которая достигается за счет расширения конкуренции.
Однако, с выведением АО и ГП/МП из-под действия закона ОГЗ, существуют серьезные коррупционные риски, такие как:
- Увеличение коррупции. АО, ГП/МП будут проводить закрытые закупки, присуждая
победу только своим, так называемым "любимым" поставщикам, которые будут делиться с ними, предоставляя так называемые "откаты". Это, безусловно, скажется на увеличении цен закупаемых товаров, работ и услуг, а об экономии средств вообще можно позабыть;
- Снижение государственного контроля за деятельностью АО, ГП/МП, и как следствие, неэффективное использование средств налогоплательщиков Кыргызстана. Необходимо отметить, что все вышеупомянутые организации входят в государственный сектор, и практически все получают огромные суммы средств из государственного бюджета в виде субсидий, целевых бюджетных ассигнований, средств на увеличение уставных капиталов, льготных кредитов, а также в виде платы с населения за предоставляемые услуги;
- Непрозрачные закупки. Закупки АО, ГП/МП хотят вывести "в тень", а это является нарушением личным прав и свобод граждан, установленных Конституцией Кыргызской Республики. Так, статьей 33 Конституции предусмотрено право граждан на получение информации о деятельности юридических лиц с участием государственных органов и органов местного самоуправления, а также организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов.
- Закрытые закупки. Многие представители бизнеса не будут иметь доступа к закупкам,
проводимым АО, ГП/МП. Доступ к закупкам АО, ГП/МП будут иметь только аффилированные и приближенные лица, с которыми легче договориться. Таким образом, нарушается закон "О конкуренции" и ущемляются права предпринимателей, гарантированные законом "О защите прав предпринимателей".
- снижение доверия со стороны бизнеса и гражданского общества.
Таким образом, выведение АО, ГП и МП из-под действия закона ОГЗ приведет к созданию условий для процветания коррупции, что является нарушением принципов осуществления государственной власти, установленных Конституцией. Напомним, что в соответствии со статьей 4 Конституции, государственным должностным лицам запрещается осуществлять действия, создающие условия для коррупции. При этом, депутаты Жогорку Кенеша также являются государственными должностными лицами и при принятии решений должны опираться на международные обязательства страны, анализ регулятивного воздействия, и учитывать лучшие международные практики.
Действие Парламента могут запустить эффект домино и привести к краху систему государственных закупок, которая работала и развивалась исключительно в положительном направлении последние 7 лет», говорилось в обращении гражданского сектора.