22 апреля 2022, 12:00
Источник 24.kg
Комментарии
В начале апреля Кыргызстан посетил управляющий директор по Восточной Европе и Центральной Азии Европейской службы по внешним связям Люк Пьер Девин. По итогам переговоров с властями он рассказал 24.kg о сотрудничестве Кыргызстана и ЕС и влиянии антироссийских санкций на КР.
- Какие темы обсуждались с властями Кыргызстана?
- Мы ежегодно на высоком уровне проводим мероприятия, чтобы обсудить сотрудничество с Кыргызстаном. В этом году обсуждали цели сотрудничества и направления развития, вопросы прав человека и демократии. Работал подкомитет по торговле и экономике.
Атмосфера при работе была позитивной и дружественной. Власти Кыргызстана продемонстрировали готовность обсуждать все вопросы, которые поднимает ЕС.
Люк Пьер Девин Не было отказа обсуждать что-либо. В целом, можно сказать, что отношения Кыргызстана с Евросоюзом хорошие. Традиционно КР рассматривается ЕС как наиболее близкий партнер к нашим ценностям по сравнению с другими странами региона, и даже несмотря на то, что в последнее время были не очень позитивные изменения.
- Какие вопросы в политической плоскости вы обсуждали с правительством КР?
- Разговор касался двух важных направлений - законов о защите от фейковой информации и об НКО, который предусматривает дополнительную отчетность.
В целом отношения между странами хорошие и проблем между партнерами не много.
Люк Пьер Девин Обсуждались вопросы по работе Всеобщей системы преференций (ВСП+), проекты сотрудничества, вопросы региональной безопасности, международная ситуация, связанная с Таджикистаном, Афганистаном и Украиной, политика санкций в отношении России.
- Как санкции могут сказаться на Кыргызстане?
- Что касается санкций, то исход голосования вы знаете: сколько стран это решение поддержало, сколько высказалось против и кто оказался нейтральным.
Мы понимаем обеспокоенность Кыргызстана: как отразятся санкции против РФ на экономике страны.
Люк Пьер Девин Но санкции не направлены на третьи страны и простых россиян. Они направлены против элиты, бизнеса, который, как мы считаем, связан с руководством России. Мы понимаем, что будут попытки обойти санкции - найти в них лазейку. Но вопрос в том, насколько третьи страны, в частности ЕАЭС, готовы действовать в обход санкций, учитывая свободное перемещение товаров и торговые связи с РФ.
- Если, например, ушедшая с рынка РФ европейская компания откроется в КР, будет ли это нарушением?
- Если какая-то европейская компания решила уйти с российского рынка и захочет открыть представительство здесь, в Кыргызстане, то нет проблем. Они могут работать. Но если это решит сделать банк, находящийся под санкциями, то это другой вопрос.
Евросоюз будет мониторить ситуацию и прилагать какие-либо действия, если возникнет такая необходимость.
Отдельные требования, например, относятся к самолетам. Мы знаем, что РФ, по сути, решила "украсть" самолеты, которые принадлежат другим организациям. Если вопреки требованиям ИКАО самолет без летного сертификата будет находиться в третьей стране, то это считается нарушением международного законодательства и будет иметь последствия.
- ИКАО будет отслеживать передвижение таких самолетов?
- Да, у организации есть список воздушных судов, которые не обладают летными сертификатами.
- Могут ли европейские компании открываться в КР и организовывать реэкспорт в Россию без последствий?
- Запрета на торговлю с Россией нет. Есть определенный список товаров, которых касались санкции, например в газовой сфере. И если Кыргызстан скажет, что такие товары нужны стране, а потом начнет реэкспорт в Россию, то это однозначно можно назвать обходом санкций, и партнеры не поймут такого.
- Вы коснулись законов о защите от фейковой информации и об НКО. Делали ли вы какие-то рекомендации властям Кыргызстана?
- Мы отметили важность гражданского общества и правозащитников. И выразили сожаление о принятии законопроекта об НКО, который устанавливает дополнительные требования. Что касается закона о фейках, мы отметили: то, что публикуется в социальных сетях, не должно преследоваться и подвергаться уголовному наказанию.
Людей не должны принуждать к публичным извинениям.
Люк Пьер Девин Мы обсуждали закон об экстремистской деятельности. Конечно, в идее принятия такого закона нет ничего плохого, но все зависит от деталей, которые в нем могут быть.
- По торговым отношениям. Почему за столько лет использования системы ВСП+ рынок Кыргызстана не переориентировался и не поставляет столько товаров, сколько возможно?
- У нас есть коэффициенты использования статуса. Мы мониторим, насколько успешно его используют страны. По Кыргызстану наименьший коэффициент использования приходится на продукты питания и кожу. Это связано с высокими и строгими стандартами, предъявляемыми к продуктам.
Примером может стать введенный в 2021 году запрет на импорт кыргызского меда в ЕС, в котором обнаружили антибиотики.
К сожалению, некоторые из продуктов не проходят испытания в лабораториях ЕС. Это, возможно, связано с отсутствием лабораторий такого уровня в КР. У нас есть программа, которая помогает их создавать. Но это не происходит быстро.
Надо помнить, что подавляющее большинство товаров, экспортируемых из КР, - сырье, драгоценные металлы и потребительские товары. Но они не покрываются схемой ВСП+.