Американская машиностроительная компания выделит Кыргызстану $50 миллионовГКНБ: В Джалал-Абадской области задержан член ОПГ

Полный текст конституционного законопроекта "О Народном Курултае", внесенный в Жогорку Кенеш

 

Фотографии: akipress.kg

17 мая 2022, 10:45       Источник akipress.kg       Комментарии

Комитет Жогорку Кенеша по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту 17 мая рассматривает проект конституционного закона "О Народном Курултае" в первом чтении.
Инициатором законопроекта указан президент Садыр Жапаров. ЖК зарегистрировал проект закона 27 апреля.
В разработке законопроекта главе государства помогала рабочая группа. Документ состоит из 3 глав и 22 статей.
Ниже представлен полный текст проекта закона, который отличается от первоначального варианта.
  • Проект конституционного закона "О Народном Курултае"
В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики граждане имеют право участвовать в обсуждении и принятии законов, решений республиканского и местного значения. Граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Народный Курултай - общественно-представительное, совещательное, наблюдательное собрание, которое дает рекомендации по направлениям общественного развития.
Настоящий Закон определяет порядок организации и осуществления деятельности народных курултаев, являющихся исторической традицией кыргызов.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на участие в обсуждении и принятии решений по вопросам местного и республиканского значения, проведение курултаев местных сообществ и народных курултаев.
Статья 2. Курултаи местных сообществ и Народный Курултай
В Кыргызской Республике проводятся:
1) курултай айылного аймака;
2) курултай района и города;
3) курултай городов Бишкек и Ош;
4) Народный Курултай.
Статья 3. Термины, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие термины:
Совет старейшин - консультативно-совещательный орган Народного Курултая, осуществляющий его деятельность;
инициативная группа - группа членов местного сообщества, инициирующая проведение народного курултая местного сообщества в соответствии с уставом местного сообщества;
местный курултай - представительная форма участия граждан в обсуждении и принятии решений по вопросам местного и республиканского значения, осуществляемая путем избрания ими делегатов курултая в соответствии с настоящим Законом и обсуждения на курултае важных вопросов жизнедеятельности местного сообщества, государственной и общественной жизни, включая отчеты глав местного самоуправления и местных государственных администраций, а также депутатов местных кенешей, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, членов Кабинета Министров Кыргызской Республики;
местное сообщество - население, постоянно проживающее на территории айылного аймака, города, района или области, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения через свои представительные, исполнительные и другие органы местного самоуправления;
член местного сообщества - гражданин Кыргызской Республики, постоянно проживающий на территории местного сообщества и связанный с ним взаимными обязательствами. Гражданин Кыргызской Республики, не проживающий постоянно на территории местного сообщества, но имеющий на данной территории на праве собственности недвижимое имущество, уплачивающий налоги в местный бюджет и заявивший о своем желании участвовать в делах местного сообщества, может быть его членом;
комиссия по организации и проведению курултая - комиссия, образуемая соответствующим местным кенешем для проведения выборов делегатов курултая и первого его организационного собрания в соответствии с настоящим Законом;
Президиум - постоянный организационно-руководящий орган заседания Народного Курултая.
Статья 4. Народный Курултай
1. Народный Курултай Кыргызской Республики (далее - Народный Курултай) является консультативным, совещательным и наблюдательным собранием народного представительства.
2. Народный Курултай обеспечивает согласование общественно значимых интересов граждан Кыргызской Республики, местных сообществ, органов местного самоуправления и органов государственной власти в целях решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития общества и государства, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, развития гражданского общества, духовно-идеологических вопросов.
3. Президент Кыргызской Республики ежегодно обращается к Народному Курултаю с ежегодным посланием о положении дел в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики.
4. В состав Народного Курултая входят:
1) по одному делегату от курултаев местных сообществ каждого айылного аймака;
2) по два делегата от городов с населением более 30 000 человек;
3) 10 делегатов от города Ош, 5 делегатов жилых массивов;
4) 40 делегатов от курултая местного сообщества города Бишкек, 30 делегатов жилых массивов;
5) 40 делегатов по совестному решению общества "Кыргыз эл биримдиги" и Ассамблеи народов Кыргызстана, 8 делегатов от творческих союзов, прошедших официальную регистрацию, 20 делегатов по совместному решению представителей сферы науки и образования, 20 делегатов из числа граждан Кыргызской Республики, проживающих за рубежом, 40 делегатов квоты Президента Кыргызской Республики.
5. Делегатами Народного Курултая могут быть граждане Кыргызской Республики, достигшие 21 года.
6. Делегаты Народного Курултая избираются сроком на три года.
7. Полномочия делегатов Народного Курултая определяются и утверждаются регламентом Народного Курултая.
8. Делегатами Народного Курултая не могут быть:
- государственные и муниципальные служащие;
- депутаты местных кенешей и депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
- лица, признанные решением суда недееспособными; лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Статья 5. Финансовое и иное обеспечение организации и проведения курултая местного сообщества
1. Организация и проведение курултая местного сообщества, курултаев представителей местных сообществ айылных аймаков, городов, районов, городов Бишкек и Ош осуществляются за счет средств соответствующих местных бюджетов.
2. Организационное и иное обеспечение проведения курултая местного сообщества возлагается на соответствующие органы местного самоуправления и местные государственные администрации.
Глава 2. Курултай местного сообщества
Статья 6. Курултай местного сообщества
1. Для принятия коллективных решений по важнейшим вопросам местного значения, требующим обсуждения с членами сообщества, на территории айылного аймака и городов созываются курултаи из числа представителей местного сообщества, избранных на сходах (собраниях) граждан делегатами курултая в соответствии с настоящим Законом.
2. Для принятия коллективных решений по важнейшим вопросам районного, областного значения, требующим обсуждения с членами местных сообществ, в районах, в городах Бишкек и Ош созываются курултаи из числа представителей всех местных сообществ соответствующих административно-территориальных единиц, избранных в соответствии с настоящим Законом.
3. Курултаи местного сообщества (далее - курултаи) проводятся не реже одного раза в год.
Внеочередной курултай местного сообщества в случае необходимости может быть созван соответствующим местным кенешем или по инициативе главы местного самоуправления и местной государственной администрации, поддержанной решением соответствующего кенеша, а также в случае, если созыв курултая письменно потребовали не менее 1/3 делегатов курултая.
Статья 7. Полномочия курултая местного сообщества
1. Курултай вправе рассматривать все важные вопросы местного сообщества, включая:
- принятие устава местного сообщества, внесение изменений и дополнений в устав;
- утверждение основных принципов и правил организации самофинансирования, самообеспечения, саморегулирования и самовоспитания на территории местного сообщества;
- формирование, выполнение и использование местного бюджета, а также внебюджетных средств местного сообщества;
- проекты программ социально-экономического развития территории и социальной защиты местного населения;
- заслушивание отчетов глав местного самоуправления сел, поселков и городов, а также глав местных государственных администраций о деятельности исполнительных органов по реализации решений народного курултая;
- установление основных правил и мер по охране общественного порядка, соблюдению экологических и санитарных требований, организации празднеств, религиозных обрядов, различных публичных мероприятий и других мероприятий, которые могут повлиять на состояние жизнедеятельности местного сообщества;
- установление обязательных норм по несению общественной службы членами местного сообщества в чрезвычайных ситуациях и других условиях, требующих мобилизации сил и средств местного сообщества в общественных интересах;
- рассмотрение иных, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики и уставу местного сообщества вопросов, касающихся жизнедеятельности местного сообщества.
2. Решения курултая местного сообщества по вопросам жизнедеятельности местного сообщества, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики и уставу местного сообщества, носят рекомендательный характер.
3. Решения курултая по вопросам местного бюджета, программы социально-экономического развития территории и социальной защиты местного населения, выражения недоверия главе местного самоуправления или главе местной государственной администрации, а также продления срока полномочий главы местного самоуправления и главы местной государственной администрации на второй срок носят рекомендательный характер, в обязательном порядке вносятся на рассмотрение сессии соответствующего кенеша и принимаются двумя третями голосов депутатов всего состава кенеша.
4. Решение, принятое курултаем, затрагивающее исключительные полномочия местного кенеша, если законодательством не предусмотрено иное, вступает в силу после утверждения его соответствующим местным кенешем.
Статья 8. Инициатива созыва курултая местного сообщества
1. Инициатива созыва курултая представителей местного сообщества соответствующей территории с указанием вопросов, подлежащих к рассмотрению курултая принадлежит местному кенешу, инициативной группе местного сообщества, местному секретариату курултая, главе местного самоуправления.
2. Для созыва курултая соответствующей территории инициативная группа населения должна представить местному кенешу и главе местного самоуправления подписные листы с подписями не менее 10 процентов членов соответствующего местного сообщества. При этом в кенешах, на территории которых имеется более одного населенного пункта, подписные листы должны быть подписаны не менее 10 процентами жителей каждого населенного пункта.
3. Отказ от созыва курултая на основе предложения инициативной группы местного сообщества может быть обжалован в суде.
Статья 9. Принятие решения о созыве курултая местного сообщества
1. Решение о созыве народного курултая местного сообщества соответствующей территории, повестка дня и сроки его проведения принимаются соответствующим местным кенешем.
2. Каждый кенеш, исходя из численности членов местного сообщества и с учетом других особенностей своей территории, устанавливает норму представительства для избрания делегатов народного курултая. Если территория айылного аймака или города состоит из более чем одного населенного пункта, то норма представительства должна учитывать представительство от каждого села пропорционально численности его населения.
3. Делегаты на курултай айылного аймака и города избираются на сходах, собраниях жителей согласно норме представительства, установленной соответствующим кенешем.
4. Делегаты на курултай района избираются на курултаях айылных аймаков и городов районного подчинения, входящих в состав района, согласно норме представительства, установленной районным кенешем.
5. Делегаты на курултай города Бишкек избираются на курултаях районов и городов, входящих в их состав, согласно установленной норме представительства.
6. Делегаты на курултай города Ош избираются на сходах, собраниях жителей микрорайонов, территориальных органов общественного самоуправления, входящих в состав города, согласно норме представительства, установленной Ошским городским кенешем.
7. Делегатами курултаев местного сообщества могут быть граждане Кыргызской Республики, достигшие восемнадцати лет, постоянно проживающие на соответствующей территории.
8. Делегатами курултаев местного сообщества не могут быть:
- государственные и муниципальные служащие, включая депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и местных кенешей;
- граждане, признанные решением суда недееспособными;
- граждане, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Статья 10. Норма представительства в курултае местного сообщества
1. Делегаты на курултай айылного аймака и городов избираются с учетом количества членов местного сообщества (численности населения) населенных пунктов, входящих в состав соответствующей административно-территориальной единицы, согласно норме представительства, утвержденной местным кенешем.
2. Рекомендуемая норма представительства на Народный Курултай при количестве членов местного сообщества на территории населенных пунктов:
- до 2 000 человек - 50-100 делегатов;
- от 2 001 до 5 000 человек - 100-150 делегатов;
- от 5 001 до 10 000 человек - 150-200 делегатов;
- от 10 000 до 30 000 человек - 200-250 делегатов;
- свыше 30 000 человек - 300 делегатов.
3. Делегаты на курултаи районов, городов Бишкек и Ош избираются на заседаниях соответствующих курултаев в соответствии со следующими нормами представительства:
- 50000 человек - 200 делегатов;
- от 50000 до 100000 человек - 200-250 делегатов;
- от 100000 до 200000 человек - 250-300 делегатов;
- от 200000 до 400000 человек - 300-400 делегатов;
- город Ош - 400 делегатов
- город Бишкек - 500 делегатов.
Статья 11. Порядок избрания делегатов курултая местного сообщества
1. Сходы и собрания членов местного сообщества по месту жительства для избрания делегатов на курултай села, поселка и города проводятся согласно графику, установленному соответствующим кенешем, действительны только при участии в них членов комиссии по организации и проведению курултая и подтверждении ими соответствующего постановления.
2. Комиссия по организации и проведению курултая (далее - комиссия) формируется местным кенешем из числа депутатов местного кенеша и работников органов местного самоуправления, местной государственной администрации, представителей органов территориального общественного самоуправления и общественных организаций в количестве не менее 7-9 человек.
3. Комиссия разрабатывает и утверждает на своем заседании план мероприятий, связанных с подготовкой и проведением курултая. Решение комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов его членов.
4. Сходы и собрания граждан избирают делегатов на курултай открытым голосованием простым большинством, с учетом национального, возрастного и гендерного баланса и иных особенностей своей территории, с полномочиями представлять и защищать интересы членов своего сообщества.
5. Правом выдвижения кандидатов в делегаты на курултай на сходе граждан обладают члены местного сообщества, общественные организации, органы территориального общественного самоуправления и другие неправительственные организации соответствующей территории.
Количество выдвинутых кандидатов не ограничивается.
6. По итогам проведенных сельских сходов и собраний комиссия по организации и проведению курултая выносит решение о достоверности полномочий избранных делегатов на рассмотрение соответствующего кенеша, который в свою очередь принимает решение о выдаче избранному делегату мандата, удостоверяющего его полномочия на два года.
7. Полномочия делегатов курултая местного сообщества определяются и утверждаются регламентом курултая.
8. При досрочном выбытии делегата по каким-либо причинам комиссия по организации и проведению курултая организует выборы нового делегата на сходе жителей только той территории, откуда был избран выбывший делегат.
Статья 12. Организация работы курултая местного сообщества
1. Депутаты местных кенешей, а также главы местного самоуправления и местных государственных администраций участвуют в работе курултая соответствующего уровня.
2. Повестка дня курултая, время и место его проведения сообщаются членам сообщества через средства массовой информации, через органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления и использование иных возможностей не менее чем за 5 дней до начала курултая.
3. Курултай вправе начать свою работу, если на нем присутствует не менее 2/3 избранных делегатов.
4. Курултай местного сообщества открывает председатель комиссии по организации и проведению курултая. Работу курултая после сформирования его рабочих органов ведет по поручению рабочего президиума один из его членов.
5. Работа каждого народного курултая местного сообщества проводится с обязательным исполнением Государственного гимна Кыргызской Республики при открытии и закрытии народного курултая, формированием рабочих органов курултая - президиума, секретариата и счетной комиссии для подсчета голосов делегатов при принятии решений.
6. Курултай местного сообщества, как правило, проводится гласно, в открытой обстановке, с приглашением представителей общественности и средств массовой информации.
7. В исключительных случаях курултай местного сообщества вправе большинством голосов от своего состава принять решение об обсуждении отдельных вопросов в закрытом режиме.
Статья 13. Решения и иные документы курултая местного сообщества
1. Решения курултая местного сообщества принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов делегатов, присутствующих на курултае. Подсчет голосов делегатов производится счетной комиссией, сформированной самим курултаем.
2. Каждый делегат курултая местного сообщества имеет один голос. Голосование по доверенности не допускается.
3. При поступлении предложения о выражении недоверия главе местного самоуправления айылного аймака или города, а также главе местной государственной администрации, поддержанного голосами не менее половины присутствующих на курултае делегатов, окончательное решение курултая о выражении недоверия главе местного самоуправления, главе местной государственной администрации принимается двумя третями голосов всех делегатов, присутствующих на курултае.
4. Курултай местного сообщества проводится на государственном языке.
5. Соответствующие документы курултая местного сообщества хранятся в местных кенешах в течение 5 лет, по истечении установленного срока они сдаются в архив.
Статья 14. Обжалование решений курултая местного сообщества
Решения курултая местного сообщества, противоречащие законодательству, могут быть обжалованы в суде.
Глава 3. Народный Курултай
Статья 15. Полномочия Народного Курултая
1. Народный Курултай рассматривает и принимает решения по вопросам выработки рекомендаций органам государственной власти по основным направлениям внутренней и внешней политики государства; социально-экономического и общественно-политического развития Кыргызской Республики.
2. Народный Курултай:
1) реализует право законодательной инициативы;
2) заслушивает послания Президента Кыргызской Республики, доклады Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики, членов Кабинета Министров Кыргызской Республики, руководителей других государственных органов о деятельности соответствующих государственных органов;
3) обсуждает по предложению Президента Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Кабинета Министров Кыргызской Республики иные важные вопросы государственного и общественного значения;
4) вносит предложение Президенту Кыргызской Республики об освобождении от должности членов Кабинета Министров Кыргызской Республики и руководителей иных органов исполнительной власти;
5) избирает представителя Народного Курултая в Совет по делам правосудия Кыргызской Республики.
Статья 16. Порядок законодательной инициативы Народного Курултая
1. Для инициирования законопроекта создается рабочая группа в составе представителей Народного курултая и соответствующих специалистов.
2. Рабочая группа разработает законопроект и справка-обоснование, которые, если этого требует закон, будут согласованы соответствующими государственными органами и представлены на Народный Курултай.
3. Законопроект, одобренный большинством голосов Народного Курултая, будет внесен на рассмотрение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.
Статья 17. Совет старейшин Народного Курултая
1. В Народном Курултае создается Совет старейшин.
2. Совет старейшин Народного Курултая действует как консультативно-совещательный орган на общественных началах.
3. Порядок деятельности Совета старейшин Народного Курултая определяется регламентом.
Статья 18. Постоянно действующий орган Народного Курултая
1. Для обеспечения работы Народного Курултая и осуществления его конституционных функций и полномочий создается постоянно действующий орган - Президиум Народного курултая.
2. Президиум Народного Курултая избирается делегатами Народного курултая большинством голосов присутствующих на заседании Народного курултая.
3. Порядок организации и деятельности Президиума Народного Курултая и его аппарата определяется регламентом, утверждаемым Народным Курултаем.
4. Президиум Народного Курултая финансируется за счет средств республиканского бюджета.
Статья 19. Порядок проведения Народного Курултая
1. Народный Курултай созывается один раз в год Президиумом Народного Курултая.
2. Внеочередные заседания Народного Курултая созываются Президиумом Народного Курултая по предложению Президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики или по предложению одной трети делегатов Народного Курултая.
3. Вносить предложения на рассмотрение Народного Курултая вправе Президент Кыргызской Республики, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, курултаи представителей местных сообществ городов Бишкек и Ош.
4. Народный Курултай открывает председатель комиссии по организации и проведению курултая.
5. Для обеспечения работы Народного Курултая делегатами Курултая избираются следующие рабочие органы:
Президиум Курултая;
секретариат;
редакционная комиссия;
счетная комиссия.
6. Ведение заседаний Народного Курултая возлагается на председателя, избираемого Президиумом Народного Курултая.
7. Порядок проведения Народного Курултая определяется утверждаемым им регламентом.
Статья 20. Решения Народного Курултая
1. Решения Народного Курултая принимаются большинством голосов от общего числа делегатов Курултая.
2. Решения Народного Курултая принимаются открытым либо тайным голосованием.
3. При принятии решения о проведении тайного голосования должна быть сформирована счетная комиссия, подготовлены кабины, печать, урны, бюллетени.
4. Решения Народного Курултая носят консультативный и рекомендательный характер.
5. Решения Народного Курултая могут быть реализованы Президентом Кыргызской Республики, Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, Кабинетом Министров Кыргызской Республики, органами местного самоуправления, местными государственными администрациями в соответствии с их полномочиями, установленными Конституцией Кыргызской Республики и законодательными актами.
6. Решения, протоколы и другие документы Народного Курултая хранятся в течение 5 лет, по истечении установленного срока сдаются в архив Президента Кыргызской Республики.
Статья 21. Финансовое и обеспечение деятельности Народного Курултая
1. Финансирование организации и проведения Народного Курултая осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
2. Организационное и иное обеспечение проведения Народного Курултая осуществляет Администрация Президента Кыргызской Республики.
Статья 22. Порядок вступления в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
2. Указом Президента Кыргызской Республики создается специальная организационная комиссия по проведению первого Народного Курултая.
3. Организация первого Народного Курултая возлагается на Администрацию Президента Кыргызской Республики.
4. Организационная комиссия координирует работу по проведению курултаев местных сообществ.
5. Полномочия организационной комиссии ограничиваются проведением первого Народного Курултая.
6. На первом Народном Курултае формируется Президиум и утверждается Регламент.
7. Кабинету Министров Кыргызской Республики в двухмесячный срок:
- определить финансовую потребность по организации и проведению курултаев местных сообществ и Народного Курултая и решить вопрос их выделения;
- привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
- принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона;
- представить в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложения по приведению законодательных актов Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Законом.
8. Местным кенешам, местным государственным администрациям и органам местного самоуправления, мэриям городов в двухмесячный срок:
- привести свои акты и решения в соответствие с настоящим Законом;
- принять акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.

Ссылка на новость:
https://for.kg/news-764694-ru.html

Читайте также

Фильм из Кыргызстана завоевал приз международного фестиваля "Горкут Ата"

Международная викторина Global Atomic Quiz впервые прошла в Кыргызстане

Торага ЖК: Правоохранительные органы превышают полномочия при проверке бизнеса

В Ноокате дети учатся в школах из глины - депутат Жогорку Кенеша

За неполные три года чистая прибыль Кумтора превысила $1 млрд 77 млн

 

SAPE:

 

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Обучение ювелирному делу в Бишкеке
МСН Общественно-политическая газета

18+

FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

Поисковый сайт новостей (новостной агрегатор, агрегатор СМИ) FOR.kg

Прежде прочтите Соглашение по использованию поискового сайта FOR.kg

При использовании материалов сайта FOR.kg - ссылка на источник обязательна

По всем вопросам обращайтесь в Службу поддержки

Top.Mail.Ru