17 мая 2022, 14:24
Источник akipress.kg
Комментарии
Статья 16 и 18 определяют порядок и законодательной инициативы, и постоянно действующего органа - Народного курултая. Здесь, опять же, указывается, что это постоянно действующий орган, сказала депутат Гуля Кожокулова ("Бүтүн Кыргызстан") 17 мая на заседании Комитета Жогорку Кенеша по конституционному законодательству.
Комитет ЖК рассматривал проект конституционного закона "О Народном курултае" [Комитет ЖК не принял законопроект в первом чтении - не хватило голосов для одобрения].
"В Конституции четко прописано, что Народный курултай - общественно-представительское собрание, а не орган. Собрание и орган - две большие разницы", - отметила она.
"Совершенно верно. Но Конституция наделила правом законодательной инициативы Народный курултай. Причем Народный курултай по смыслу конституционной нормы имеет право и непосредственно сам вносить инициативы на рассмотрение Жогорку Кенеша. Есть 6 субъектов законодательной инициативы, в том числе Народный курултай. Создание постоянно действующего рабочего органа на республиканском уровне предусмотрено, чтобы выполнять возложенные на курултай функции", - ответил член рабочей группы по разработке проекта закона Курманбек Осмонов.
"На сегодня это острая необходимость? Это же все требует денег. Я вижу это как альтернативу двухпалатному ЖК", - сообщила депутат.
"На основе Конституции в нашу политическую систему впервые внедряется Институт Народного курултая. В целях реализации права народа КР в управлении во всех важных общественно-политических вопросах. Конституция не ограничивает никакими функциями. Чтобы выполнять возложенные на себя функции, без рабочего органа никак", - сказал Осмонов.
"Народный курултай дает рекомендации по направлениям общественного развития. Должно быть чисто рекомендательный характер, а в законе все прописано как в обязательном характере. Также организационное и иное обеспечение, проведение Народного курултая осуществляет Администрация президента. Это получается несвободный орган", - сказала Кожокулова.
"Вы имели ввиду первое организационное заседание. Его будет обеспечивать исполнительная власть, Администрация президента", - подправил ее Осмонов.
В законопроекте, как отметила депутат, четко указано, что это не разовое действие.
Администрация президента будет курировать этот вопрос, но после создания постоянно действующего рабочего органа эти полномочия перейдут к нему, ответил Осмонов.
"Если мы хотим, чтобы это был Народный курултай, он должен финансироваться из республиканского бюджета, но не из Администрации президента", - считает Кожокулова.
Она также поинтересовалась, готов ли проект регламента Народного курултая.
Регламент - это внутренний документ. Отдельного закона по регламенту не будет, сообщил Осмонов.
Член рабочей группы Чолпонкул Арабаев отметил, что закон поручает, чтобы организацию и проведение первого курултая осуществила Администрация президента.
"Если бы там написали первый курултай, то у меня вопросов не было бы", - сказала Кожокулова.
Арабаев сообщил, что в кыргызской версии законопроекта есть слово "первый".
Члены Комитета ЖК отметили, что такого слова нет ни в одной версии проекта закона.
Члены рабочей группы и члены Комитета ЖК показывали бумаги и доказывали свое. Всех к спокойствию призвал глава Комитета Медербек Алиев.