23 мая 2022, 13:46
Источник akipress.kg
Комментарии
Кабинет министров внес в Жогорку Кенеш проект закона "О внесении изменений в закон "Об оперативно-розыскной деятельности".
Как сообщает министр внутренних дел Улан Ниязбеков, представленный проект закона разработан в целях реализации указа президента"О проведении инвентаризации законодательства" от 8 февраля 2021 года, приведения его в соответствие с новыми редакциями Конституции, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, а также в рамках совершенствования оперативно-розыскной деятельности.
По его словам, основными задачами законопроекта являются:
- защита прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
- регламентирование негласной деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений;
- обеспечение национальной безопасности;
- создание правовых основ противодействия преступности.
В рамках проводимой инвентаризации законодательства согласно имеющейся Методологии проведения инвентаризации законодательства, разработанной и утвержденной приказом Министерства юстиции от 15 апреля 2021 года, закон "Об оперативно-розыскной деятельности" по результатам независимой оценки законов на предмет соответствия 5 блокам критериев набрал 58,5 баллов, говорится в справке-обосновании к законопроекту.
Так, был сделан вывод о том, что закон в целом соответствует требованиям, содержащимся в Методологии, но требует доработки на основе приведенных рекомендаций. В тоже время принятие новой редакции Конституции, УК и УПК создало необходимость пересмотра отдельных положений закона в сфере оперативно-розыскной деятельности в целях его приведения в соответствие с нормативными правовыми актами, имеющими более высокую юридическую силу, сообщили в МВД.
В предлагаемом проекте закона, как отмечает глава МВД, понятие оперативно-розыскной деятельности представлено шире, чем в действующей редакции, поскольку оперативно-розыскная деятельность не ограничивается только лишь проведением оперативно-розыскных мероприятий, при ее осуществлении также используются специальные силы, средства и методы оперативно-розыскной деятельности.
"Учитывая закрытый характер оперативно-розыскной деятельности, понятия и термины, используемые в законе, в большинстве своем являются неизвестными широкому кругу правоприменителей. В этой связи законопроектом внесено 15 узкоспециализированных терминов и понятий, неоднократно используемых в его тексте. Задачи оперативно-розыскной деятельности представлены в универсальном виде, характерные как для правоохранительных органов, так и специальных служб", - говорится в справке-обосновании.
В целях исключения дискреционных полномочий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, был установлен фиксированный срок выдачи заявителю сведений об ограничении их прав и свобод в соответствии с законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан.
В соответствии с УПК в законопроекте была воспроизведена классификация оперативно-розыскных мероприятий на ограничивающие конституционные права граждан и по специальным следственным действиям. Каждому оперативно-розыскному мероприятию, не ограничивающему конституционные права граждан, дано определение.
Из действующей редакции закона предлагается исключить право органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на проведение самостоятельной оперативной проверки, как норма, противоречащая УПК. В соответствие с УПК были приведены статьи, регламентирующие основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и основания их прекращения.
В соответствии с законом "О внесении дополнений и изменений в закон "О частной детективной и охранной деятельности в Кыргызской Республике" от 31 декабря 2014 года №180, пункт 5 части 2 статьи 8 проекта закона признается утратившим силу, поскольку лицензирование частной детективной и охранной деятельности отменено указанным нормативным правовым актом.
В соответствие с УК и УПК приведены нормы, регламентирующие права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их правовая и социальная защита, включая и лиц, оказывающих им содействие. В тоже время исключается право органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 18 закона, поскольку принятое в рамках реализации данного права постановление правительства "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия операторов мобильной сотовой связи с органами внутренних дел, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по розыску похищенных мобильных устройств" от 25 марта 2009 года №192, на сегодняшний день противоречит нормам части 3 статьи 29 Конституции и статьи 16 УПК.
Исключение данной нормы также обусловлено рекомендациями к нормативным правовым актам, регулирующим предпринимательскую деятельность, одобренными Советом по регулятивной реформе "Системный анализ регулирования" в 2016 году, которым вышеуказанное постановление правительства было рекомендовано признать утратившим силу, как противоречащее нормам Конституции и УПК, объясняют инициаторы поправок.
В случае принятия данного законопроекта, по словам Ниязбекова. правовых вакуумов в сфере взаимодействия операторов мобильной сотовой связи с государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, не возникнет, так как правоотношения в данной области полноценно регулируются постановлением правительства "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия операторов электросвязи и операторов мобильной сотовой связи с государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность" от 30 июня 2014 года за №360.
Одним из концептуальных изменений и новшеством является включение статьи "Сообщение лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность", которая предусматривает алгоритм действий сотрудников оперативных подразделений при получении сообщений от негласных сотрудников и их регистрации в Едином реестре преступлений.
В случае принятия настоящего законопроекта потребуется признать утратившим силу постановление правительства "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия операторов мобильной сотовой связи с органами внутренних дел, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по розыску похищенных мобильных устройств" от 25 марта 2009 года №192.