Как устроена деятельность института внесудебного разрешения споров, и на каких принципах строится его работа, беседуем с новым председателем Наблюдательного совета Международного третейского суда при Торгово-Промышленной палате Кыргызской Республики Салтанат Имановой.
- Салтанат Султановна, сначала немного о том, чем третейский суд отличается от государственного и почему граждане и организации все чаще предпочитают обращаться в арбитраж?
- Причин много. Например, то, что истец и ответчик имеют возможность выбрать арбитром по своему делу именно того специалиста, которому они оба доверяют. В государственном суде возможности выбора нет, и спор рассматривает любой судья, которого выберет автоматизированная система распределения. Важными преимуществами являются конфиденциальность, выбор применимого права, языка и места разбирательства.
Практикующие юристы и их клиенты знают, что в государственных судах тяжбы могут тянуться месяцами и годами, путешествуя из инстанции в инстанцию. В конце концов, расходы сторон на участие в судебном разбирательстве могут превысить оспариваемую сумму или имущество. Не говоря уже о времени, нервах и упущенной выгоде.
В арбитраже предусмотрены механизмы, которые позволяют избегать такого затягивания. Обжалование акта третейского суда не предусмотрено. Кроме того, вынесенное им решение может быть принудительно исполнено не только в стране, в которой оно было вынесено, но и во всех государствах, ратифицировавших Конвенцию ООН о приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 года. А это более 160 из почти 200 государств мира.
Это не значит, что арбитраж и медиация - это хорошо, а государственный суд - нет. Важнее то, что у любой стороны есть право выбора, каким способом разрешить свой спор.
- Недавно Вас избрали председателем Наблюдательного совета Международного третейского суда при Торгово-Промышленной палате Кыргызской Республики. Расскажите, какие функции выполняет Совет, и какими рычагами он располагает?
- Наблюдательный совет является высшим коллегиальным органом управления Международного третейского суда, осуществляет общее руководство и надзор за его деятельностью.
Стоит отметить, что когда суд создавался, его учредители - Торгово-промышленная палата и ряд активных представителей бизнес-сообщества и донорских организаций с целью исключения любого влияния на деятельность суда отказались от своих прав и передали все полномочия по управлению судом Наблюдательному Совету. Поэтому на сегодня с полной уверенностью можно сказать, что Международный третейский суд при Торгово-Промышленной палате Кыргызской Республики - абсолютно независимый институт, который самостоятельно обеспечивает свою деятельность.
Что касается так называемых рычагов, то Наблюдательный совет утверждает регламент, положения и другие нормативные акты Международного третейского суда, включая порядок исчисления арбитражного и медиативного сборов, ставки гонорара арбитров, медиаторов и иных расходов суда.
Наблюдательный совет принимает решения о включении специалистов в список арбитров, вносит изменения и дополнения в Регламент суда, принимает решения о его реорганизации. Совет уполномочен проверять все финансовые документы, инициировать аудиторскую проверку, проверять соответствие деятельности исполнительных органов закону и уставу.
Также Наблюдательный совет назначает и освобождает от должности председателя, заместителя председателя и исполнительного директора Международного третейского суда, утверждает годовой бюджет, годовой отчёт и годовой бухгалтерский баланс.
- Сколько членов входит в состав Наблюдательного совета и по какому принципу они отбираются?
- Среди критериев отбора членов Наблюдательного совета важно отметить такие, как репутация, профессионализм, опыт, вклад в развитие арбитража и медиации, приверженность идеям и принципам альтернативного разрешения споров, их распространение в предпринимательской и профессиональной среде для формирования благоприятной проарбитрабельной среды.
В состав совета входят 9 человек, многие из которых стояли у истоков института арбитража в Кыргызстане. Это один из основателей суда Брайан Кемпл, член группы по разработке закона о третейских судах, соучредитель суда Наталья Галлямова, опытный адвокат Юлия Булатова, председатель правления банка "Толубай" Айбек Чекошев, кандидат юридических наук, магистр права Индира Сатаркулова, а также арбитр и медиатор Елена Бабицкая.
В этом году в состав Наблюдательного совета вошли авторитетные международные специалисты с обширным опытом в арбитражной сфере - Владимир Хвалей и Илья Путилин.
- Боюсь, что коллективный портрет Наблюдательного совета останется неполным без информации о его новом председателе. Расскажите о своей профессиональной деятельности.
- О себе? Я юрист, имею 16 лет стажа в области гражданского, корпоративного, земельного и административного права. В разные годы работала в инвестиционных проектах в сфере недропользования, была юристом, партнёром в юридической фирме, возглавляла юридический отдел горнодобывающей компании "Чаарат ЗААВ", позднее там же стала заместителем гендиректора по правовым вопросам. Имею степень магистра международного права, которую защитила в 2020 году в Чикаго. С 2009 года являюсь действующим арбитром Международного третейского суда, а с нынешнего - членом Королевского института арбитров (MCArb, Великобритания).
- Какие вопросы Наблюдательный совет рассмотрел с момента Вашего избрания?
- Мы утвердили Кодекс профессиональной этики арбитра, положение о Комитете Международного третейского суда по этике и избрали членов комитета. По ходатайству ряда арбитров обсудили вопрос злоупотребления сторонами необоснованными отводами арбитров, что существенно затягивает сроки разбирательства. Наблюдательный совет посчитал, что внедрение системы санкций и штрафов не прибавит привлекательности нашему институту, а в действующих правилах суда уже имеются механизмы, позволяющие как сторонам, так и арбитру противостоять таким злоупотреблениям. Также мы поручили Экспертному совету суда подготовить рекомендации по данному вопросу.
- Поделитесь планами работы Наблюдательного совета.
- Как известно, с 2023 года третейский суд может принимать к рассмотрению налоговые споры. К сожалению, пока в принятом законодателями механизме сохраняются определённые спорные моменты. Например, по арбитрабельности, также введена возможность обжалования решений третейского суда по налоговым спорам в кассационном порядке, уголовная ответственность арбитра за заведомо неправосудное решение по налоговому спору и т.д. Есть риск, что это поставит под угрозу принцип независимости арбитров. Но, поскольку закон уже принят, мы готовы проработать все вопросы во избежание в будущем проблем как у самого арбитражного института, так и у участников процесса.
В перспективе рассматриваем возможность изучения и внедрения ведущих международных практик, которые сделают процесс арбитража и медиации еще более эффективным и удобным для сторон. Так, планируем внедрить смешанные формы разбирательства, когда стороны, которые выбрали медиацию, не смогли договориться и завершили спор в арбитраже, и наоборот.
Поскольку закон о третейских судах позволяет рассматривать как внутренние споры, так и споры с участием иностранных физических и юридических лиц, планируется предусмотреть возможность назначения чрезвычайного арбитра до сформирования состава арбитража, для более оперативного решения вопроса принятия обеспечительных мер в случае международного разбирательства.
По инициативе председателя суда Шамарала Майчиева в план работы на текущий год включен вопрос о создании Комитета по назначениям и отводам, разработки положения о Комитете по отводам. Предполагается, что для прозрачности процесса будет целесообразным, если по ряду дел назначение и отвод арбитров будут рассматриваться коллегиально, и это повысит степень доверия бизнес-сообщества к арбитражу.
Беседовал Н.Дуйшенбеков
Немного статистики о Международном Третейском суде при ТПП КР:
№ | Год | Число исковых заявлений, зарегистрированных МТС ТПП | Число дел, рассмотренных МТС ТПП | Число дел, находящихся в производстве |
| 2004 г. | 5 | 5 | 0 |
| 2005 г. | 10 | 6 | 4 |
| 2006 г. | 11 | 12 | 3 |
| 2007 г. | 15 | 12 | 6 |
| 2008 г. | 37 | 32 | 11 |
| 2009 г. | 99 | 90 | 20 |
| 2010 г. | 139 | 126 | 33 |
| 2011 г. | 81 | 101 | 13 |
| 2012 г. | 39 | 40 | 12 |
| 2013 г. | 42 | 46 | 8 |
| 2014 г. | 56 | 41 | 23 |
| 2015 г. | 60 | 47 | 36 |
| 2016 г. | 147 | 114 | 69 |
| 2017 г. | 152 | 182 | 39 |
| 2018 | 101 | 114 | 25 |
| 2019 г. | 110 | 109 | 28 |
| 2020г. | 83 | 86 | 23 |
| 2021г. | 147 | 131 | 41 |
| 2022г. (на 01.06.2022) | 45 | 58 | 28 |
Всего | 1379 | 1352 | 28 |
Статистика дел МТС ТПП КР по годам за период с 2004 года по 1 июня 2022 года (по состоянию на 1 июня 2022 года).
География сторон МТС ТПП КР по регионам Кыргызстана и по странам мира.
Как видно из географии сторон участвующих в арбитражном процессе, количества и разнообразия дел рассмотренных арбитрами, а также 20-летний успешный период деятельности Международного Третейского Суда при Торгово-промышленной Кыргызской Республики, можно уверенно сказать, что создана устойчивая система альтернативного разрешения споров по всему Кыргызстану.