13 июня 2022, 9:30
Источник 24.kg
Комментарии
В Кыргызстане не утихают споры вокруг успевшего стать скандальным пересмотра закона о внутренней торговле. Ассоциация развития агропромышленного комплекса продолжает настаивать на одностороннем ужесточении работы торговых сетей в пользу производителей. Члены ассоциации на прошедшей в Бишкеке пресс-конференции попытались объяснить журналистам свою позицию.
Кто на самом деле платит больше? Предлагаемые поправки, по словам их инициаторов - поставщиков продукции, направлены на обеспечение продовольственной безопасности Кыргызстана и развитие местного сельхозпроизводства.
"Мы представляем реальный сектор экономики. Суммарные налоговые отчисления компаний, которые входят в Ассоциацию развития агропромышленного сектора, превышают 2 миллиарда сомов, создают более 20 тысяч рабочих мест", - обозначил на пресс-конференции глава ассоциации Рустам Балтабаев.
Стоит отметить, что Ассоциация рынков Кыргызстана - представители торговых сетей, которые неминуемо пострадают в случае принятия закона в его нынешнем виде, вносят в бюджет страны не меньшую сумму - 1,5 миллиарда сомов за прошлый год. При этом в их сфере задействовано гораздо меньше людей - всего 6 тысяч рабочих мест.
В пересчете торговые сети с одного своего сотрудника в год перечисляют в бюджет Кыргызстана 250 тысяч сомов. У лоббирующих закон поставщиков эта сумма в 2,5 раза меньше.
Несложно подсчитать, сколько недополучит государственный бюджет в случае вынужденных сокращений в сфере сетевой торговли. Об этом инициаторы поправок почему-то не подумали.
Экономические риски остаются неизвестными
Ассоциация развития агропромышленного сектора настаивает на том, что принятие поправок в закон о внутренней торговле не повлечет за собой негативных последствий - ни для покупателей, ни для торговых сетей, ни для экономики Кыргызстана.
Однако это утверждение вызывает сомнения. Проводились ли точные экономические расчеты и прогнозы при разработке поправок? На этот вопрос журналистов Ассоциация развития агропромышленного комплекса дала весьма размытый ответ.
Странно, но факт. Среди выступающих на пресс-конференции не оказалось ни одного экономиста, который смог бы дать точные расчеты.
В качестве аргумента юрист ассоциации Жаныл Дюшеева привела то, что инициаторы поправок изучали законодательный опыт в сфере торговли Казахстана, России и Беларуси.
"Мы делали официальный запрос в Госдуму Российской Федерации, и там подтвердили, что с юридической точки зрения мы мыслим правильно", - сказала она.
Впрочем, в законотворчестве Кыргызстана традиция перенимать опыт соседних стран без учета особенностей и реалий республики не нова.
В тоже время в Ассоциации рынков уверяют, что их специалистов при разработке поправок для анализа их регулятивного воздействия не привлекали. Хотя по правилам в этом процессе должны участвовать все его участники.
Патриотично, но безосновательно
На пресс-конференции сторонники поправок особенно акцентировались на том, их принятие положительно отразится на продовольственной безопасности страны. Якобы особые условия для отечественных поставщиков станут толчком для их развития. Прозвучали упреки и в том, что на полках сетевых магазинов местная продукция представлена меньше, в угоду импортной.
"С этим заявлением мы категорически не согласны. Например, до 70 процентов мясной и молочной продукции на полках супермаркетов - это отечественное производство. Давать какие-то привилегии на законодательном уровне местным компаниям в ущерб дистрибьюторов Кыргызстан не может - это противоречит принципам участия республики во Всемирной торговой организации", - отметают в Ассоциации рынков Кыргызстана.
Стоит отметить и тот факт, что доля торговых сетей в общем обороте торговли Кыргызстана не превышает 10 процентов. По этим показателям Кыргызстан сильно отстает от упомянутой выше России, где еще в 2018 году доля сетей достигала 70 процентов.
Основным рынком сбыта продовольствия для отечественных производителей по-прежнему остаются перекупщики и базары, которые в отличие от сетевиков не могут похвастать прозрачной деятельностью - наличием электронного документооборота, онлайн-ККМ, счетами-фактурами, уплатой всех налогов и отчислениями в Соцфонд.
Но несмотря на очевидное процветание теневой экономики, закон о внутренней торговле отчего-то нацелен на ужесточение условий для тех, кто работает прозрачно и готов регулировать цены. Обеспечит ли это продовольственную безопасность? Вопрос риторический.