24 июня 2022, 17:21
Источник akipress.kg
Комментарии
Министерство внутренних дел предлагает создать Межведомственную комиссию по противодействию экстремистской деятельности при Кабинете министров. Соответствующий законопроект "О противодействии экстремистской деятельности" МВД внесло на рассмотрение Жогорку Кенеша.
Законопроектом предлагается ввести новые понятия: экстремистская деятельность, экстремистская организация, предупреждение (профилактика) экстремистской деятельности, противодействие экстремистской деятельности и предостережение.
Определены основные субъекты и компетенции государственных органов в противодействии экстремистской деятельности.
Уполномоченным государственным органом, реализующим единую государственную политику в сфере противодействия экстремистской деятельности, определены органы внутренних дел Кыргызской Республики.
Также законопроект содержит механизмы по предупреждению (профилактике) экстремистской деятельности: недопущение распространения экстремистских материалов, а также публичного одобрения действий организаций, признанных судом экстремистскими, физическими, юридическими лицами и иными организациями, а также использования сетей электросвязи и средств связи, средств массовой информации в этих целях.
Определен порядок признания информационных материалов экстремистскими, а также порядок признания юридического лица и иной организации экстремистской, включая ее атрибутику и/или символику.
Кроме того, все положения проекта приведены в соответствие с новыми редакциями кодексов уголовно-правового блока, а также в соответствие с Конвенцией Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму.
В случае принятия законопроекта нужно разработать и утвердить Положение о Межведомственной комиссии по противодействию экстремистской деятельности, а также форму и порядок вынесения предостережения.
Как говорится в справке-обосновании, в настоящий период наблюдается деятельность экстремистских организаций, преследующих деструктивные цели, угрожающие безопасности страны и ее граждан, вплоть до подрыва основ конституционного строя.
Информационно-телекоммуникационные сети, включая интернет, стали основным средством связи для экстремистских организаций, которые используются ими для распространения радикальных взглядов, рекрутирования в свои ряды новых членов, организации и совершения преступлений экстремистской направленности, пишет МВД.
Также участились случаи привлечения в ряды экстремистских организаций несовершеннолетних, поскольку они не только легче поддаются идеологическому и психологическому воздействию, но и при определенных обстоятельствах не подлежат уголовной ответственности, пишет МВД.
В целом законопроект разработали для приведения в соответствие с введенной в действие с 5 мая 2021 года новой редакцией Конституции, нормами нового законодательства уголовного блока и международного права, а также для устранения пробелов, противоречий и коллизий в действующем законе "О противодействии экстремистской деятельности", выявленных при инвентаризации.
С текстом законопроекта можно ознакомиться, нажав на ссылку: Проект ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О противодействии экстремистской деятельности
Настоящим Законом определяются основные принципы, правовые
и организационные основы противодействия экстремистской деятельности в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя
и обеспечения национальной безопасности Кыргызской Республики.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Правовая основа противодействия экстремистской деятельности
Правовую основу противодействия экстремистской деятельности составляют Конституция Кыргызской Республики, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, вступившие в силу в соответствии
с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 2. Задачи настоящего Закона
Задачами настоящего Закона являются определение и установление правовых
и организационных основ для:
- предупреждения, выявления, пресечения экстремистской деятельности
и устранения причин и условий, способствующих совершению данных деяний;
- совершенствования внутригосударственного взаимодействия субъектов противодействия экстремистской деятельности;
- развития международного сотрудничества в сфере противодействия экстремистской деятельности.
Статья 3. Основные принципы противодействия экстремистской деятельности
Противодействие экстремистской деятельности основывается на принципах:
- верховенства права;
- обеспечения законности и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- недискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения;
- общественного, в том числе межнационального, межэтнического
и межконфессионального согласия;
- приоритета мер, направленных на предупреждение (профилактику) экстремистской деятельности;
- сотрудничества государства с юридическими и физическими лицами, международными и иными организациями в противодействии экстремистской деятельности.
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) экстремистская деятельность:
а) действия по планированию, организации, подготовке и совершению деяний, направленных на:
- насильственный захват власти;
- публичные призывы к насильственному захвату власти;
- сепаратистскую деятельность;
- вооруженный мятеж;
- возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды (розни);
- создание экстремистской организации и участие в ее деятельности;
- финансирование экстремистской организации или экстремистской деятельности;
- изготовление, распространение экстремистских материалов;
- использование атрибутики и символики экстремистской организации;
б) совершение иных деяний по экстремистским мотивам, сопряженных
с насилием или приводящих к насильственным действиям, признаваемым таковыми уголовным законодательством Кыргызской Республики;
2) экстремистская организация:
а) организованная группа, имеющая целью осуществление экстремистской деятельности;
б) юридическое лицо либо иная организация, в отношении которой принято решение суда Кыргызской Республики о ликвидации и (или) запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, вступившее в законную силу;
3) экстремистские материалы - информационные материалы, предназначенные для распространения на любых носителях, призывающие, обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления экстремистской деятельности, признанные судом таковыми;
4) атрибутика и символика экстремистской организации - атрибутика
и символика организации, в отношении которой судом вынесено решение
о ее ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Использование атрибутики и символики экстремистской организации допускается только в научно-исследовательских целях;
5) предупреждение (профилактика) экстремистской деятельности
- комплекс правовых, экономических, социальных, организационных, образовательных, воспитательных, просветительских и иных мер, осуществляемых государственными органами и органами местного самоуправления по выявлению, изучению, устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению экстремистской деятельности;
6) противодействие экстремистской деятельности - деятельность государственных органов, направленная на обеспечение национальной безопасности, защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя от экстремистской деятельности, предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности и ликвидацию ее последствий;
7) предостережение - официальный документ, выносимый уполномоченным государственным органом по противодействию экстремистской деятельности в отношении физических, юридических лиц и иных организаций, указывающий на недопустимость распространения экстремистских материалов и осуществления экстремистской деятельности при отсутствии признаков преступлений экстремистской направленности. Форма и порядок вынесения предостережения определяются Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
Статья 5. Международное сотрудничество в сфере противодействия экстремистской деятельности
Государственные органы Кыргызской Республики, осуществляющие противодействие экстремистской деятельности, взаимодействуют
с правоохранительными органами иностранных государств, а также международными организациями в соответствии с национальным законодательством и на основе международных договоров Кыргызской Республики.
Глава 2. Основы организации противодействия экстремистской деятельности
Статья 6. Субъекты противодействия и предупреждения экстремистской деятельности и их компетенции
1. Субъектами противодействия экстремистской деятельности
в Кыргызской Республике являются государство и его органы.
2. Президент Кыргызской Республики возглавляет и руководит деятельностью органов исполнительной власти в сфере противодействия экстремистской деятельности.
3. Кабинет Министров Кыргызской Республики:
1) организует разработку и утверждает программы (планы) в сфере противодействия экстремистской деятельности и принимает необходимые меры для их реализации;
2) определяет компетенции государственных органов по противодействию экстремистской деятельности;
3) организует взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления по предупреждению экстремистской деятельности;
4) организует обеспечение деятельности государственных органов
по противодействию экстремистской деятельности необходимыми силами, средствами и ресурсами;
5) утверждает Положение о Межведомственной комиссии по противодействию экстремистской деятельности.
4. Государственные органы осуществляют противодействие и профилактику экстремистской деятельности в рамках компетенций, определенных Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
5. Органы местного самоуправления:
1) участвуют в проведении мероприятий совместно с государственными органами, осуществляющими противодействие экстремистской деятельности, по профилактике экстремистской деятельности, а также минимизации и (или) ликвидации последствий ее проявлений;
2) организуют и проводят совместно с государственными органами, осуществляющими противодействие экстремистской деятельности, информационно-просветительские мероприятия по разъяснению сущности экстремистской деятельности и ее общественной опасности, с целью формирования у граждан неприятия экстремистской деятельности;
3) информируют государственные органы, осуществляющие противодействие экстремистской деятельности, о ставших известными им сведениях об экстремистской деятельности, а также о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению экстремистской деятельности, ликвидации и (или) минимизации ее последствий.
6. Уполномоченным государственным органом, вырабатывающим
и реализующим единую государственную политику в сфере противодействия экстремистской деятельности, являются органы внутренних дел Кыргызской Республики.
7. Уполномоченными государственными органами в сфере противодействия экстремистской деятельности являются органы внутренних дел и органы национальной безопасности Кыргызской Республики.
Статья 7. Межведомственная комиссия по противодействию экстремистской деятельности
1. Межведомственная комиссия по противодействию экстремистской деятельности является коллегиальным консультативно-совещательным органом, который принимает решения по организации взаимодействия
и совершенствованию деятельности государственных органов и органов местного самоуправления для эффективного противодействия экстремистской деятельности.
2. Уполномоченный государственный орган в сфере внутренних дел обеспечивает работу Межведомственной комиссии по противодействию экстремистской деятельности и контролирует исполнение ее решений.
Статья 8. Компетенции государственных органов исполнительной власти
по противодействию экстремистской деятельности
Государственные органы исполнительной власти в рамках своих компетенций проводят работу по:
- предупреждению (профилактике), выявлению, пресечению преступлений экстремистской направленности;
- анализу и прогнозированию причин и условий, способствующих экстремистской деятельности;
- мониторингу реализации законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия экстремистской деятельности, разработке мер по ее предупреждению (профилактике);
- противодействию экстремистской деятельности в период исполнения (отбывания) наказаний и вербовке осужденных для осуществления экстремистской деятельности;
- созданию условий для исправления и ресоциализации лиц, отбывающих наказание за совершение преступлений экстремистской направленности;
- изучению и анализу религиозной ситуации, деятельности зарегистрированных на территории Кыргызской Республики религиозных организаций, объединений, миссий (представительств) зарубежных организаций и миссионеров (проповедников зарубежных религиозных организаций), осуществляющих информационно-пропагандистские мероприятия;
- проведению соответствующей экспертизы по выявлению признаков экстремистской деятельности;
- обеспечению выполнения обязательств, возложенных на операторов электросвязи и на службы электросвязи общего пользования, по ограничению доступа
к информации, запрещенной к распространению на основании вступившего в законную силу судебного акта;
- осуществлению мониторинга пространства сети Интернет с целью недопущения распространения в данной сети экстремистских материалов;
- противодействию финансированию экстремистской деятельности
в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов;
- предупреждению распространения экстремистской деятельности
в образовательных организациях, молодежной среде; воспитанию у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств; обеспечению реализации программ, направленных на формирование
у обучающихся невосприимчивости к экстремистской деятельности, призванных побудить молодежь осознанно противостоять экстремизму;
- сотрудничеству с государственными органами и соответствующими компетентными органами иностранных государств, а также международными организациями;
- иным направлениям противодействия экстремистской деятельности.
Статья 9. Координация деятельности государственных органов в сфере противодействия и предупреждения экстремистской деятельности
Координацию деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по противодействию и предупреждению (профилактике) экстремистской деятельности в Кыргызской Республике осуществляют органы внутренних дел Кыргызской Республики.
Статья 10. Содействие государственным органам, осуществляющим противодействие экстремистской деятельности
Физические и юридические лица, иные организации оказывают содействие государственным органам и органам местного самоуправления в противодействии
и предупреждении (профилактике) экстремистской деятельности.
Глава 3. Предупреждение и пресечение экстремистской
деятельности
Статья 11. Недопущение распространения экстремистских материалов
На территории Кыргызской Республики запрещаются издание, перевозка, пересылка, распространение и хранение с целью распространения печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов запрещенных экстремистских организаций, любых информационных материалов, признанных судом экстремистскими, материалов, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и безопасности человечества.
Статья 12. Недопущение использования сетей электросвязи в целях осуществления экстремистской деятельности
1. На территории Кыргызской Республики запрещается использование сетей электросвязи в целях осуществления экстремистской деятельности. Запрет на распространение информации, содержащейся в сетях электросвязи и средствах связи, осуществляется на основании решения суда.
2. В случае если сети электросвязи используются для осуществления экстремистской деятельности, определенные настоящим Законом меры применяются
в соответствии с установленными для этих целей нормами законодательства Кыргызской Республики в области связи.
Статья 13. Содействие средств массовой информации в профилактике экстремистской деятельности
Средства массовой информации осуществляют информационно-просветительские мероприятия по предупреждению экстремистской деятельности как самостоятельно, так и во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и международными организациями.
Статья 14. Ответственность средств массовой информации
за распространение экстремистских материалов
1. В случае распространения средствами массовой информации экстремистских материалов или публичного одобрения действий организаций, признанных судом экстремистскими, в отношении должностных лиц средств массовой информации проводится доследственная проверка в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
По результатам принятого в отношении должностных лиц средств массовой информации решения в рамках доследственной проверки уполномоченными государственными органами в сфере противодействия экстремистской деятельности объявляется письменное предостережение с указанием нарушений руководителю и (или) учредителю данного средства массовой информации.
Предостережение считается объявленным с момента его получения уполномоченным лицом средства массовой информации.
Допущенные нарушения, указанные в предостережении, незамедлительно подлежат устранению со дня получения предостережения.
В случае если невозможно принять меры по устранению допущенных нарушений незамедлительно, в предостережении устанавливается дополнительный срок для устранения этих нарушений, составляющий не более десяти дней со дня получения предостережения.
2. Копия предостережения направляется в уполномоченный государственный орган в сфере информационной политики для сведения, анализа и свода информации.
3. Предостережение уполномоченного государственного органа может быть обжаловано в суд.
4. В случае если в установленный срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений либо повторно в течение года выявлены новые факты распространения экстремистских материалов (либо свидетельствующие о наличии признаков экстремистской деятельности средства массовой информации), вопрос о прекращении деятельности соответствующего средства массовой информации подлежит рассмотрению судом.
5. Исковое заявление вносится органами прокуратуры в суд на основании материалов, заключений соответствующих экспертиз, ходатайства уполномоченного государственного органа в сфере противодействия экстремистской деятельности, вынесшего предостережение.
6. В целях недопущения дальнейшего распространения экстремистских материалов суд выносит решение о приостановлении их выпуска и реализации на основании искового заявления органов прокуратуры.
7. Решение суда является основанием для изъятия продукции средства массовой информации, содержащей материалы экстремистской направленности, для последующего уничтожения на всех носителях и информационных ресурсах.
Статья 15. Порядок признания информационных материалов экстремистскими
1. Признание информационных материалов экстремистскими осуществляется в судебном порядке.
2. Заявление о признании информационных материалов экстремистскими предъявляется в суд органами прокуратуры.
3. Для установления судом признаков экстремистской деятельности
в информационных материалах, отсутствующих в реестре информационных материалов, признанных судом экстремистскими, требуется заключение соответствующей экспертизы, проведенной экспертной организацией либо вне экспертной организации.
4. Информационные материалы, включенные в список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территории Кыргызской Республики. Данные информационные материалы подлежат изъятию, уничтожению либо ограничению доступа к ним в сети Интернет.
5. Реестр информационных материалов, признанных судом экстремистскими, ведется Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики и подлежит систематическому обновлению на ее официальном сайте.
Статья 16. Предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов юридическими лицами или иными организациями
1. В случае распространения юридическими лицами или иными организациями экстремистских материалов, или публичного одобрения действий организаций, признанных судом экстремистскими, в отношении должностных лиц юридического лица или иной организации проводится доследственная проверка в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
По результатам принятого в отношении должностных лиц юридического лица или иной организации решения в рамках доследственной проверки уполномоченный государственный орган по противодействию экстремистской деятельности выносит предостережение о недопустимости таких действий.
Предостережение считается объявленным с момента его получения уполномоченным лицом юридического лица или иной организации.
Допущенные нарушения, указанные в предостережении, незамедлительно подлежат устранению со дня получения предостережения.
В случае если невозможно принять меры по устранению допущенных нарушений незамедлительно, в предостережении устанавливается дополнительный срок для устранения этих нарушений, составляющий не более десяти дней со дня получения предостережения.
2. Предостережение уполномоченного государственного органа может быть обжаловано в суд.
3. Если в установленный срок юридическим лицом или иной организацией
не приняты меры по устранению допущенных нарушений, указанных
в предостережении, уполномоченный государственный орган по противодействию экстремизму направляет материалы в органы прокуратуры для рассмотрения вопроса о внесении искового заявления в суд о прекращении их деятельности.
4. Копия решения суда о принудительной ликвидации юридического лица направляется в уполномоченный государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, по месту регистрации для внесения сведений о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц, филиалов (представительств).
5. В случае если религиозная организация или миссия (представительство) зарубежной религиозной организации зарегистрированы в уполномоченном государственном органе по делам религий, копия решения суда о принудительной ликвидации направляется в уполномоченный государственный орган по делам религий для исключения из единого реестра религиозных организаций.
Статья 17. Профилактические мероприятия в отношении физического лица
1. В целях недопущения распространения экстремистских материалов физическими лицами (гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства) уполномоченные государственные органы по противодействию экстремизму, государственные органы и органы местного самоуправления проводят профилактические мероприятия, предусмотренные законодательством о профилактике правонарушений.
2. В случае хранения физическим лицом экстремистских материалов или публичного одобрения действий организаций, признанных судом экстремистскими, проводится доследственная проверка в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела в отношении физического лица уполномоченный государственный орган по противодействию экстремистской деятельности выносит ему письменное предостережение и проводит профилактические беседы о недопустимости таких действий.
3. Предостережение уполномоченного государственного органа может быть обжаловано в суд.
Статья 18. Порядок признания юридического лица или иной организации экстремистской
1. Юридическое лицо или иная организация признается экстремистской
и подлежит принудительной ликвидации на основании решения суда.
2. Основанием для признания судом юридического лица или иной организации, действующей на территории Кыргызской Республики, экстремистскими являются сведения и факты, подтверждающие их причастность к экстремистской деятельности.
Для установления судом наличия в деятельности юридического лица или иной организации признаков экстремистской деятельности требуется заключение соответствующей экспертизы, проведенной экспертной организацией либо вне экспертной организации.
3. Исковое заявление о признании юридического лица или иной организации экстремистскими и их принудительной ликвидации, а также о запрете использования их атрибутики и/или символики направляется в суд органами прокуратуры.
4. Копия решения суда о принудительной ликвидации юридического лица, признанного судом экстремистским, направляется в уполномоченный государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, по месту регистрации для внесения сведений о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц, филиалов (представительств).
5. В случае если религиозная организация или представительство зарубежной религиозной организации зарегистрированы в уполномоченном государственном органе по делам религий, копия решения суда о принудительной ликвидации направляется в уполномоченный государственный орган по делам религий для исключения из единого реестра религиозных организаций.
6. В случае признания судом Кыргызской Республики иностранной или международной организации (ее отделения, филиала, представительства) экстремистской, деятельность данной организации на территории Кыргызской Республики запрещается, а ее отделения, филиалы, представительства ликвидируются.
7. Реестр организаций, признанных судами экстремистскими, ведется Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики и подлежит систематическому обновлению на ее официальном сайте.
Статья 19. Недопущение осуществления экстремистской деятельности при проведении мирных собраний
При проведении мирных собраний не допускается осуществление экстремистской деятельности, использование символики или атрибутики экстремистской организации, а также распространение экстремистских материалов.
Эти мероприятия организуются и проводятся в соответствии с законодательством, регулирующим проведение мирных собраний.
Глава 4. Надзор за законностью при осуществлении противодействия экстремистской деятельности
Статья 20. Надзор за законностью при осуществлении противодействия экстремистской деятельности
Надзор за соблюдением законности при осуществлении противодействия экстремистской деятельности осуществляют Генеральный прокурор Кыргызской Республики и подчиненные ему прокуроры.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 21. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
2. Кабинету Министров Кыргызской Республики в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
3. Признать утратившими силу:
1) Закон Кыргызской Республики "О противодействии экстремистской деятельности" от 17 августа 2005 года № 150 (газета "Эркин Тоо" от 19 августа 2005 года № 67);
2) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 20 февраля 2009 года № 60 (газета "Эркин Тоо" от 3 марта 2009 года № 15);
3) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменения и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О противодействии экстремистской деятельности" от 8 мая 2013 года № 66 (газета "Эркин Тоо" от 17 мая 2013 года № 40);
4) Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнений в Закон Кыргызской Республики "О противодействии экстремистской деятельности" от 18 февраля 2014 года № 32 (газета "Эркин Тоо" от 21 февраля 2014 года № 13);
5) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики "О противодействии экстремистской деятельности")" от 1 июля 2016 года № 97 (газета "Эркин Тоо" от 8 июля 2016 года № 60);
6) статью 5 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере противодействия терроризму и экстремизму" от 2 августа 2016 года № 162 (газета "Эркин Тоо" от 16 августа 2016 года № 71).
Президент Кыргызской Республики