Завтра, 1 июля, в муниципальных автобусах и троллейбусах Бишкека отменяется наличная оплата проезда. Хотя проект электронного билетирования в городе внедряется уже более двух лет, многие пассажиры продолжают платить наличными и не знают, как работает безналичная оплата.
Редакция 24.kg подготовила ответы на часто задаваемые вопросы.
1 Платить наличными будет нельзя? Да. По крайней мере так утверждают в мэрии. Однако это не первое обещание чиновников о полном запрете наличного расчета. При первой попытке это планировали сделать в марте 2020 года.
Возможно, наличная оплата все же сохранится, но в этом случае пассажирам придется платить больше - 15 сомов, а не 11.
Мэрия Бишкека разработала соответствующий проект постановления БГК о дифференцированном тарифе при оплате наличными проезда в муниципальном транспорте. Документ вынесли на общественное обсуждение.
2 Какие варианты проездных карт "Тулпар" есть? Их три вида: стандартные, школьные и льготные. Последние две - персонифированные, так как дают преференции на проезд.
3 Где можно приобрести карты "Тулпар", в том числе школьные и льготные?
- Стандартные синие карты можно приобрести в отделениях ГП "Кыргыз почтасы", офисах мобильных операторов, у водителей автобусов и троллейбусов, на некоторых остановках. Точки продаж синих стандартных карт можно посмотреть на сайте проекта "Тулпар".
Стоимость карты - 50 сомов (в стоимость входит одна поездка).
- Для приобретения школьной карты необходимо оформить онлайн-заявку на сайте www.tulpar-card.kg, заполнить все поля, загрузить фотографию ученика в формате 3×4, а также справку с места учебы и свидетельство о рождении в электронном формате.
При правильном оформлении заявки карта будет выдана в течение 10 рабочих дней. После получения карты на нее можно оформить школьный проездной.
- Карту для льготных категорий граждан могут бесплатно получить в районных сервисных центрах (акимиатах) пенсионеры, лица с инвалидностью и почтальоны. Для этого им необходимо прийти в пункт выдачи карт и предъявить документы, удостоверяющие личность и подтверждающие право льготного проезда на муниципальном транспорте Бишкека (пенсионное удостоверение, удостоверение по инвалидности, удостоверение почтальона), сфотографироваться на месте, получить карту и расписаться в получении. Процесс получения займет не более 10 минут.
4 Можно ли не покупать стандартную карту "Тулпар"? Как в этом случае оплатить проезд? Если человек не хочет покупать карту, он может выбрать один из видов безналичной оплаты:
- бесконтактные карты VISA и Элкарт всех банков Кыргызстана;
- виртуальная карта NFC (NFC доступен для обладателей андроид-смартфонов с поддержкой технологии. Чтобы воспользоваться этим видом оплаты, необходимо зайти в приложение, нажать на значок бесконтактной оплаты и поднести к валидатору).
- QR-сканирование или ввод кода транспорта в приложении "Тулпар". Наклейки с QR-кодами размещены как снаружи, так и в салоне транспорта.
5 Как пополнять баланс? Пополнить баланс можно в терминалах самообслуживания, в электронных платежных системах (мобильный банкинг, электронные кошельки), отделениях ГП "Кыргыз почтасы" и сервисных центрах "Тулпар".
Пополнить можно как по номеру карты из 16 цифр, расположенных на лицевой стороне, так и по номеру телефона, если карта привязана к личному кабинету.
6 Как привязать карту к личному кабинету и нужно ли это делать? Для этого необходимо зайти на сайт "Тулпара" (раздел "Личный кабинет") или скачать приложение и пройти регистрацию. Регистрация в системе позволит получить доступ к личному кабинету, через который можно отслеживать поездки, подключать опцию "проездной", а при потере карты - восстановить ее.
7 Как подключить опцию "проездной"? Сколько он стоит? Стандартный проездной стоит 680 сомов, школьный - 240 сомов на месяц, оформляется только при наличии школьной карты.
Подключить опцию "проездной" можно через личный кабинет. Далее через раздел "Карты" добавить свою карту, введя ее номер, и пополнить баланс, равный стоимости проездного. После этого оформить его в разделе "Проездной".
Проездной билет действует на один календарный месяц вне зависимости от того, когда был куплен.
Стандартный проездной можно привязать и на виртуальную карту, в этом случае необходимости в покупке пластиковой карты уже не будет.
8 В летнее время проездные школьные билеты действуют? Да, будут действовать. Проездной можно подключить в любое время года. При желании школьной картой можно пользоваться и без проездного, оплачивая 11 сомов за каждую поездку.
9 В случае потери карты ею может воспользоваться другой человек? Теоретически да, другой человек может воспользоваться, если на балансе есть деньги.
Если карта привязана к личному кабинету, то после утери необходимо ее заблокировать. Пассажир может ее восстановить как самостоятельно на сайте проекта или обратиться за помощью в сервисный центр "Тулпара".
Для восстановления льготной карты необходимо лично обратиться в сервисный центр оператора с документами, подтверждающими личность. Для восстановления школьной карты необходимо повторно оформить заявку на сайте "Тулпара".
10 Может картой пользоваться другой человек с согласия владельца - ребенок, супруг, друг? Стандартной синей картой могут пользоваться все, персонифицированной - школьной, льготной - только ее владелец.
Если не подключен проездной на стандартной синей карте, то пассажир может оплатить проезд за нескольких человек.
Единственное условие - интервал между оплатами должен составлять не менее двух секунд.
11 Если редко пользоваться картой, баланс не сгорит? Нет.
12 Если ошибочно списались лишние деньги или поездка не была завершена из-за поломки или другой причине, как можно их вернуть? Случаи ошибочного списания тщательно изучаются специалистами. Деньги, безусловно, можно вернуть, если факт подтверждается.
Для этого нужно обратиться в кол-центр 0312582000 или написать на почту feedback@tulpar-card.kg.
13 Как будут проверять, оплатил человек или нет? Ведь если он использовал для оплаты карту "Тулпар", то это отразится в истории поездок, а если использовал другой способ? С запуском безналичной оплаты в общественном транспорте будут контролеры. Их обещают обеспечить специальными аппаратами, с которыми можно проверять факт оплаты пассажирами через транспортные и банковские карты.
Кроме того, при оплате по QR или NFC информация также отобразится в приложении.
14 А если выяснится, что пассажир не оплатил, его будут штрафовать? Нет. Недавно БГК принял новые правила перевозки пассажиров, там не предусмотрены штрафы. Контролер может только потребовать оплатить проезд или же попросить покинуть общественный транспорт.