Жогорку Кенеш принял в первом чтении законопроект о легализации капиталаНе каждый человек способен стать спасателем, быть им – это призвание, - президент

Модернизация аэропортов. Что известно о компании, которой хотят отдать проект

 

Фотографии: 24.kg

1 июля 2022, 10:00       Источник 24.kg       Комментарии

Последние дни работы Жогорку Кенеша перед уходом на летние каникулы - всегда жаркое время. Именно в этот период обычно принимаются скандальные законопроекты и делаются громкие заявления. Конец июня-2022 исключением не стал.
Председатель кабинета министров на заседании парламента заявил, что два аэропорта Кыргызстана реконструирует турецкая компания.
Акылбек Жапаров отметил, что проект реализуется при государственно-частном партнерстве. Правда, конкурс еще не объявляли. Проект касается международного аэропорта "Манас" и аэропорта "Ош".
Редакция 24.kg изучила данные из открытых источников, чтобы понять, кому хотят отдать в аренду два самых крупных аэропорта страны.
Чем занимается потенциальный инвестор
Депутат Жанар Акаев заявил, что кабинет министров собирается отдать аэропорты "Манас" и "Ош" во внешнее управление компании YDA INSAAT на 39 лет.
Группа компаний YDA основана в 1954 году и имеет 47-летний опыт работы на рынке.
На сайте YDA INSAAT указывается, что компания занимается строительством различных объектов "под ключ". В том числе реализует инвестиционные проекты по моделям государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессии в области строительства и управления аэропортовыми комплексами.
Она построила и запустила многопрофильные больничные комплексы, высокотехнологичные здания, промышленные сооружения, цементные заводы, объекты инфраструктуры: дороги, мосты, транспортные развязки.
Есть в пакете реализованных ею проектов также многоэтажные здания, жилищные комплексы, бизнес-центры, торгово-развлекательные комплексы, больницы, комплексы школьного образования, жилье класса люкс и коттеджные поселки.
YDA GROUP работает в Казахстане, Украине, Объединенных Арабских Эмиратах, России, Саудовской Аравии, Афганистане и Молдове.
Как следует из сообщений на сайте YDA GROUP, в основном она занимается все-таки строительством и управлением различными больничными комплексами. Они составляют основной пакет ее проектов.
Работа в Казахстане и Албании
Если говорить именно об аэропортовых проектах, то их не так много. Компания в 2003 году победила в тендере по строительству по концессионной модели терминала турецкого международного аэропорта "Даламан". В 2014 году этот аэропорт отдали YDA GROUP в доверительное управление на 25 лет.
В Казахстане компания занималась строительством и реконструкцией международных аэропортов Туркестана и Актау.
В консорциуме с Mabco Constructions Sa и 2A Group sh.pk Yda Insaat выиграла тендер на строительство и эксплуатацию международного аэропорта Влеры (Албания).
Компания также проводила многочисленные строительные работы в нескольких турецких аэропортах "Йозгат", "Диярбакыр", "Сабиха Гекчен", "Анталья", "Хатай" и "Эрхач".
А как же конкурс и ГЧП?
Отметим, что турецкие компании уже не раз интересовались возможностью работать в Кыргызстане. Ранее желание модернизировать "Манас" высказывали TAV Airports Holding, TAV Airports Holding и Gata Airlines. В этом году в предконкурсной встрече по проекту модернизации главного аэропорта страны вместе с YDA INSAAT также участвовала и еще одна турецкая компания ICTAS.
Самое странное во всей этой истории - очередная непоследовательность в решениях властей.
В 2019-м распоряжением правительства создали рабочую группу под председательством первого вице-премьер-министра Кубатбека Боронова. В нее вошли независимые эксперты, депутаты Жогорку Кенеша, бизнес-ассоциации, представители ОАО "Международный аэропорт "Манас" и государственных органов.
Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация (IFC) представили предложения.
Рабочая группа решила сотрудничать с IFC и назначить ее советником при подготовке проекта государственно-частного партнерства. Это сделано потому, что у IFC есть опыт реализации подобных проектов в других странах.
Буквально в начале июня в Центре государственно-частного партнерства сообщили, что проект практически готов. Все условия выработаны, ожидается привлечь не менее $400 миллионов инвестиций. Конкурс планировали провести в третьем квартале 2022 года. Даже провели предварительную встречу с заинтересованными компаниями.
В кои-то веки все шло хорошо, спокойно и как положено. И вдруг глава кабмина заявляет, что решение об инвесторе уже принято.
"Планировали провести открытый конкурс, в нем рассчитывали участвовать немецкие и корейские компании. Кабмин же решил без конкурса передать все турецкой компании YDA INSAAT на 39 лет. МИД и межправительственная комиссия дали отрицательное решение", - возмутился депутат Жанар Акаев.
Он прав. О каком развитии проектов ГЧП и привлечении крупных инвесторов может идти речь в таких условиях? Инвесторам еще раз показали, что договариваться нужно напрямую с руководством. Никакие конкурсы и консультанты не помогут, если хочешь зайти в страну с крупным проектом.
В самом Центре государственно-частного партнерства не комментируют слова главы кабинета министров.
Неизвестна также и судьба проекта ГЧП по модернизации аэропорта "Манас".

Ссылка на новость:
https://for.kg/news-772045-ru.html

Читайте также

Запрет снимать милиционеров на видео. Кто из депутатов поддержал законопроект

Как "Академия роста" создает среду для образования, о котором мечтают дети

Кыргызстан представил инвестиционные проекты в Германии

В Госдуму РФ внесут проект о запрете на получение гражданства мигрантами

Жогорку Кенеш принял законопроект, запрещающий сбор денег в школах

 

SAPE:

 

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Обучение ювелирному делу в Бишкеке
МСН Общественно-политическая газета

18+

FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

Поисковый сайт новостей (новостной агрегатор, агрегатор СМИ) FOR.kg

Прежде прочтите Соглашение по использованию поискового сайта FOR.kg

При использовании материалов сайта FOR.kg - ссылка на источник обязательна

По всем вопросам обращайтесь в Службу поддержки

Top.Mail.Ru