4 июля 2022, 15:34
Источник akipress.kg
Комментарии
Начальник Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэрии города Бишкек Максат Нусувалиев в интервью АКИpress рассказал о нынешнем состоянии общественного транспорта и поделился планами по улучшению подвижного состава в столице.
- Какие жилмассивы больше всего страдают из-за нехватки достаточного общественного транспорта?
- На сегодняшний день наблюдается острая нехватка общественного транспорта. 4 года тому назад было 4,5 тыс. микроавтобусов, сейчас их 1800 - почти в 3 раза меньше. А население за 4 года только увеличивается.
И муниципального транспорта с каждым годом становится все меньше. Из 476 автобусов ежедневно на линию выходят только 85, из 185 троллейбусов выезжают только 135. 4 года тому назад цифра была на порядок выше.
В связи с этим, естественно, очень много жилмассивов, особенно те, которые расположены немного отдаленно - Мурас-Ордо, Калыс-Ордо, Бугу-Эне-Багыш - все они страдают от нехватки общественного транспорта.
Мы это знаем, и для решения этих проблем сейчас мэрия города Бишкек работает над тремя большими проектами. Все они связаны с обновлением подвижного состава наших транспортных предприятий - два из них финансируются со стороны Азиатского банка развития и Европейского банка развития.
Покупка 120 электробусов с зарядными устройствами, с улучшением производственной базы, капитальным ремонтом двух ДЕПО Троллейбусного управления - это один проект, финансируемый АБР.
Второй - покупка 250 автобусов с улучшением производственно-технической базы по линии ЕБРР. Этот проект включает в себя даже обновление асфальтового покрытия внутри территории базы.
Кроме этого, из местного бюджета муниципалитет предусмотрел 1 млрд сомов на покупку нового транспорта. На эти средства мы планируем закупить примерно 100 автобусов.
До конца года уже начнут поступать автобусы, к марту 2023 года мы планируем завершить поставку. К марту у нас уже появятся 470 единиц транспорта для обслуживания горожан. Это улучшит систему в целом и, думаю, очень много жилмассивов будет охвачено общественным транспортом.
- С чем связано уменьшение количества транспорта?
- В первую очередь связано с низкими тарифами, которые не оправдывают себя. Даже после повышения тарифов за проезд в ноябре 2021 года ситуация сильно не поменялась, потому что стоимость ГСМ, запасных частей на транспортные средства с каждым днем увеличивается. Если 42 сома стоил литр солярки на момент принятия решения о повышении тарифа, сейчас - 63 сома.
- В связи с этим планируете еще повысить тарифы?
- Сейчас планов по повышению тарифов нет. У нас есть планы ввести дифференцированный тариф. Для более эффективного внедрения мы подготовили проект постановления о дифференцированном тарифе и внесли на рассмотрение БГК. Если городской кенеш поддержит, согласно этому документу, за проезд будет производиться оплата по карточкам "Тулпар". Вообще через систему электронного билетирования проезд будет дешевле, нежели оплаты наличкой.
- Не приведет ли это к увольнению водителей и уходу пассажиров на маршрутки?
- Естественно, на начальном этапе это может произойти. Но мы знаем и изучали мировой опыт перехода на электронное билетирование. Допустим, наш ближайший сосед Казахстан в январе 2016 года на это проходил. Там было большое количество людей задействовано. В общем, все службы и вплоть до правоохранительных органов были задействованы в запуске этого проекта. Даже в этом случае у них затянулось внедрение на 3 месяца.
С водителями мы ведем разъяснительную работу и планируем с введением электронного билетирования поднимать заработную плату водителей минимум в 2 раза.
- Вопрос льготного проезда школьников остается открытым. Есть ли какие-нибудь пути решения?
- По поручению депутатов БГК мы сейчас работаем над проектом одного документа. Рано об этом говорить. Вообще, я бы хотел сказать о том, что существуют проездные билеты для проезда в общественном транспорте школьников. Стоимость проездного билета составляет 240 сомов, внутри карточки забито 50 проездов. Если 240 поделить на 50, выходит по 4 сома 80 тыйынов за 1 проезд. То есть, в муниципальном транспорте, мы считаем, стоимость проезда для школьников оптимальная, а в микроавтобусах, так как это частный транспорт, пока вопрос не поднимаем.
- Есть горожане, которые жалуются на поведение водителей. Перед тем как принять на работу водителей, проверяют их психическое здоровье или проходят ли они какие-нибудь проверки?
- Перед принятием на работу нет, но, естественно, перед тем, как человек получает водительское удостоверение, он проходит освидетельствование на психическое состояние. В целом, у нас есть служба наркологов, где ежедневно перед выходом на линию проверяют на алкогольное опьянение, то есть процедура проверки перед выходом на линию есть.
- Также очень часто бишкекчане жалуются на водителей троллейбусов и автобусов, нарушающих ПДД (поворот со второй полосы, остановка в неположенном месте). Какая работа ведется по недопущению нарушений ПДД? Бывает ли такое, что водителя увольняют?
- Естественно, за грубое нарушение, за плохое поведение, допустим, если водители нарушают общественный порядок, грубит и позволяет себе очень много лишнего, мы принимаем меры вплоть до увольнения.
Мы знаем, что водители нарушают ПДД, но зачастую это происходит из-за наших автолюбителей, которые паркуют на остановочных пунктах, в неположенных местах. Водители муниципального транспорта вынуждены останавливаться на проезжей части. Также, бывает, микроавтобусные маршруты где-то залезают перед муниципальным транспортом. Зачастую мы видим, изучаем и проводим хронометраж этих нарушений. Выясняется, что это вынужденные нарушения. У водителя троллейбуса кроме всего этого существует график. Он не должен отставать от графика. Чтобы успевать по пробкам, иногда вынужден нарушить, иногда, может быть, со второй линии заворачивает. Но это все никак не должно отражаться на безопасности пассажиров и горожан.
- Ранее было принято решение, что работающие в Бишкеке маршрутки должны вернуть свой заводской цвет и убрать рекламу. Будет ли принято аналогичное решение по автобусам и троллейбусам? Сколько средств в месяц поступает от рекламы в общественном транспорте Бишкека?
- От рекламы в общественном транспорте, в целом, сколько средств поступает нам неизвестно, потому что большинство микроавтобусов - частные. За размещение рекламы рекламные компании оплачивают водителям напрямую. За последний год или полгода наружная реклама выцвела и пришла в ужасный вид. Поэтому по поручению мэра города Бишкек мы провели большую работу и привели в соответствующий заводской вид большинство микроавтобусов.
Естественно, муниципальный транспорт это тоже коснется. Нас сейчас немного останавливает то, что муниципальный транспорт очень старый. Например, автобусы "Ютонг" с сердечком на боку [с надписью "Бишкек менин"] - по ним существует запрет на расклейку рекламной продукции. А на старых автобусах, когда мы сдираем с них рекламу, они сдираются с краской. Поэтому в ближайшее время найдем выход и приведем в единый вид как автобусы, так и троллейбусы.
По троллейбусам вы в ближайшее время увидите результат, для них уже утвердили единый дизайн, он не будет содержать рекламную продукцию.
- Ранее в мэрии сообщали об инициативе сделать некоторые улицы только для общественного транспорта. О каких улицах идет речь?
- В первую очередь это будет улица Киевская - отрезок от бульвара Молодой Гвардии до улицы Ибраимова. Еще есть 2 проекта по внедрению выделенных полос. Начиная с 12 мкр по Южной магистрали вниз, по Жукеева-Пудовкина, по Ибраимова, по одному из вариантов по улице Киевской на Ошский рынок, по другому - по улице Токтогула - тоже в сторону Ошского рынка. Это один из маршрутов, который сейчас нами доработан. Мы ждем обновления подвижного состава. Как только придут новые автобусы, мы сразу пустим по выделенным полосам.
- Не создаст ли это пробки?
- У большинства семей, проживающих в городе Бишкек, по несколько автомобилей. Каждый ездит на своем индивидуальном автомобиле. Мы постепенно должны приучить горожан к езде в общественном транспорте. Для этого нужно развивать общественный транспорт. Муниципалитет считает, что при внедрении хорошего общественного транспорта, при наладке работы многие горожане пересядут с автомобилей на общественный транспорт.
К примеру, зачем ехать из 12 мкр в центр города? Туда ехать на машине, там искать парковку, машины будут целый день стоять для того, чтобы уехать вечером домой. Если у нас будет общественный транспорт, ездящий по выделенной полосе с интервалом между автобусами не больше 80 минут, то я думаю, очень много людей пересядут в общественный транспорт. При этом у нас будет электронная система оплаты. Мы большую работу проводим по улучшению предоставления услуг.
- Уже долгие годы стоит вопрос переполненности общественного транспорта. Как-нибудь будет решаться этот вопрос?
- Переполненность общественного транспорта происходит от того, что не хватает общественного транспорта. При всем желании у нас для миллионного города всего 135 троллейбусов и 85 автобусов - это ерунда, это капля в море. Для того, чтобы не было давки, не было переполненности, нужно пополнять количество общественного транспорта. После увеличения ситуация улучшится.
Хочу отметить, для полного удовлетворения потребностей мэрии города Бишкек в сфере общественного транспорта нам нужно 1500 тыс. единиц крупногабаритного транспорта в виде автобусов, троллейбусов и электробусов. И только тогда вопрос по нехватке транспорта будет снят.
- По вашему, сколько времени потребуется чтобы решить эти проблемы?
- Не сколько времени, а сколько средств нужно. Пока мы вопрос с финансированием не решим, этот вопрос будет актуальным. У нас есть поддержка со стороны руководства страны. Как вы знаете, глава Кабинета министров Акылбек Усенбекович пообещал выделить нам 1 млрд сомов для Бишкека на покупку автобусов. Это еще 100 автобусов.
- Какие маршруты закрыли в 2021 году и какие планируется закрыть в 2022 году?
- В 2021 году ближе к зиме, осенью, мы начали проводить инвентаризацию выданных схем. Тогда схемы выдавало Управление городского транспорта. Ситуация была такова, что у перевозчиков была 101 схема микроавтобусных маршрутов, из них действовало 93-94, остальные были недействующими. То есть они были на руках, но никто на них не ездил.
Потом, когда мы выявили, что на данных линиях деятельность по перевозке пассажиров не осуществляется со стороны перевозчиков, мы расторгли договора. То есть закрытые маршруты вернули УГТ. Сейчас эти же маршруты уже готовы со схемами, мы приняли 4 апреля, смогли защититься в городском кенеше. БГК поддержал, проект постановления о проведении конкурса на ведение деятельности на маршрутных линиях. В скором будущем мы начнем проводить конкурсы и тогда по итогам открытых конкурсов будем закреплять за фирмами-перевозчиками.
- Планируется ли открыть новые маршруты?
- Естественно, с поступлением нового подвижного состава. У нас уже подготовлен четкий план действий. Разработаны порядка 5 маршрутов на новые электробусы, порядка 10 - на новые автобусы. На автобусах часть будет ранее закрытые автобусные маршруты. Мы планируем возобновить автобусный маршрут №4. Еще 3-5 автобусных маршрутов мы будем возобновлять. Кроме этого, будет еще порядка 10 новых автобусных маршрутов.
Мы еще должны не забывать о том, что будет изменение схем движения маршрутов. Изменение маршрутов коснется очень многих - действующих микроавтобусов. Мы планируем центр города Бишкек освободить от микроавтобусов.
- Почему так получилось, что в некоторые районы курсирует очень много транспорта, а в некоторые очень мало?
- Любой маршрут формируется по решению комиссии. Раньше, в Советское время, над этим работал целый институт. Разрабатывали проекты, даже эти институты разрабатывали эти маршруты по пассажиропотоку и по обращению горожан. Сейчас пассажиропоток более-менее известен, мы отталкиваемся в первую очередь от него.
Каждую пятницу в Департаменте транспорта комиссия проводит заседание по разработке новых маршрутов и внесению изменений в действующие маршруты. В рамках работы этой комиссии проводится работа: и пассажиропоток просчитывается, и заявления рассматриваются, и согласно действующего законодательства, маршрут не должен дублировать другой маршрут, более чем на 50% - комиссия и на это смотрит. В состав этой комиссии входят 11 человек: представители 4 акимиатов, представители транспортных компаний, транспортной инспекции, Министерства транспорта, мэрии и наших предприятий. Это огромная межведомственная комиссия. По итогам работы этой комиссии составляются схемы движения или же вносятся изменения.
- К примеру, если взять центр города (район Восток-5, ЦУМ и т.д.) в сторону Белинки-Южной магистрали нет ни одного транспорта, а оттуда же в сторону Ошского рынка очень много...
- Любой маршрут составляется, смотря на рентабельность. Как вы знаете, выше Ахунбаева раньше никто не жил, если только за последний год не застроили. Даже сейчас мы видим, что там много элитных домов, то есть пассажиропоток не сильно большой и поэтому обращений с той стороны пока нет. Если были бы обращения, мы, конечно же, просмотрели бы. Я хочу сказать о том, что там проезжает автобус №8 и 3 маршрутки [№265, №266, №295].
- Но они же приезжают со стороны Ошского рынка...
- Я не говорю, что весь город охвачен общественным транспортом. Очень много маршрутов было закрыто, наверное, и эти районы коснулись закрытия маршрутов. Закрываются маршруты из-за того, что подвижного состава нет. А почему подвижного состава нет на той или другой линии? Потому что микравтобусные маршруты - частные. И если линия не рентабельна, идти туда работать никто не хочет. Поэтому туда мы пускаем только муниципальный транспорт. Все эти вопросы не решатся до обновления подвижного состава. Автобусы прибудут, изменится многое в лучшую сторону.
- В новых белых автобусах вместимость очень маленькая. Планируется ли закупка подобных автобусов еще?
- Нет. Прежде всего, я хочу сказать, что эти белые узбекские автобусы ISUZU мэрия не покупала. Эти автобусы привез частный инвестор, которому мэрия представила маршрутные линии. То есть мэрия не потратила ни копейки. В сложное время, когда город остался без транспорта, когда маршрутники вышли на забастовку, этот инвестор на узбекских автобусах перевез наших пассажиров. На каком транспорте - тогда выбор не стоял. Я тогда работал в акимиате, тогда все сотрудники всех 4 акимиатов, мэрии столицы выезжали на своих автомашинах и отвозили пассажиров по домам. Тогда нам протянул руку помощи инвестор, привез автобусы и начал перевозить. Сейчас они осуществляют перевозку по городу.
- Еще из Беларуси тестировали такой автобус...
- Нет, это другой. Это низкопольный МАЗ. Он был просто тестовый. Автобусы МАЗ - это мировой производитель, один из самых сильных брендов. Этот МАЗ прислали для тестирования, чтобы Бишкек посмотрел, подойдет ли для него такой автобус или нет. Из-за того, что он в том числе оказался маленьким для нас, мы после завершения процедуры тестирования отправили обратно. Такие маленькие мы брать не будем. Мы берем минимум 10,5-метровые или 12-метровые трехдверные. Сейчас по линии ЕБРР 140 автобусов покупаем 10,5-метровые, а 110 - 12-метровые. Электробусы все 12-метровые. У нас сейчас троллейбусы 12-метровые.