Чиновники Госстроя предлагают поправки в закон о питьевой воде. Действующий, по их мнению, недостаточно эффективен, и предлагают устранить коллизии.
Задачами документа являются:
- обеспечение всеобщего охвата услугами в целях осуществления прав человека на питьевое водоснабжение и водоотведение;
- обеспечение охраны здоровья человека, охраны окружающей среды путем снижения негативного воздействия на водные объекты и повышения качества очистки сточных вод;
- обеспечение рационального использования водных ресурсов;
- предоставление эффективных, оперативных, устойчивых, доступных, надежных и безопасных услуг питьевого водоснабжения и водоотведения;
- повышение качества и эффективности предоставляемых услуг питьевого водоснабжения и водоотведения;
- продвижение роли гражданского общества и частного сектора в предоставлении услуг питьевого водоснабжения и водоотведения;
- стимулирование государственных и частных инвестиций в сектор питьевого водоснабжения и водоотведения;
- установление благоприятной экономической среды для развития питьевого водоснабжения и водоотведения;
- установление государственных гарантий устойчивости питьевого водоснабжения и водоотведения;
- обеспечение и стимулирование экономного потребления воды.
По мнению разработчиков, действующий Закон "О питьевой воде" должным образом не регулирует правоотношения, связанные с питьевым водоснабжением в городах, и нет законодательного акта, регламентирующего отношения, связанные с водоотведением. Поэтому его нужно отредактировать.
Отмечается, что МСУ не вправе производить и поставлять питьевую воду. Местные администрации могут только организовать на своей территории услугу по обеспечению питьевой водой, а обеспечением должен заниматься поставщик или оператор питьевого водоснабжения.
Имеются противоречия с административным и уголовным законодательством Кыргызской Республики.
Закон обязывает бесперебойную поставку питьевой воды, хотя это не всегда возможно по гидрогеологическим и климатическим условиям в различных регионах.
За нарушение требований поставщик должен возместить материальный ущерб потребителю.
Из действующего закона разработчики предлагают исключить норму, предусматривающую обязанности органов местного самоуправления по установлению правил водоснабжения. Они определяют основные правоотношения между субъектами водоснабжения.
"Однако потенциал органов местного самоуправления настолько низок, что они не в силах разработать и внедрить эти правила водопользования, из-за чего возникает очень много неразрешимых и законодательно неотрегулированных моментов среди субъектов водопользования", - отмечают авторы поправок.
Утверждение тарифов также передано в ведение местных кенешей, которые без каких-либо расчетов и обоснований вправе утвердить любой тариф, даже который ведет к банкротству поставщика.
В связи с чем во всех регионах страны операторы пользуются тарифами, которые ниже себестоимости производства и поставки воды. При этом убытки поставщиков не компенсируются как со стороны местной власти, так и со стороны республиканского бюджета. Нет норм, обеспечивающих экономическую устойчивость поставщика.
В предлагаемом проекте предусматривается ответственность местных органов власти за утверждение тарифов за питьевое водоснабжение и водоотведение ниже себестоимости, а также утверждение тарифов на уровне себестоимости затрат с учетом расходов на профессиональное техническое развитие кадрового потенциала.
В случае же утверждения тарифов ниже себестоимости местные органы власти обязаны субсидировать за счет своего местного бюджета или других источников, не противоречащих законодательству страны.