12 июля 2022, 10:00
Источник 24.kg
Комментарии
Последние два года от представителей горнорудного сектора поступает все больше жалоб. Работать в секторе добычи полезных ископаемых становится практически невозможно. Международный деловой совет обеспокоен ситуацией.
Проблем накопилось немало: от рисков монополизации рынка недропользования до статуса Госгеологии, уполномоченного госоргана.
"Беспокоят инвесторов непоследовательность государственной политики и многие другие вопросы, которые могут привести к дальнейшему упадку нашей горнодобывающей промышленности. Стоит напомнить, что эта отрасль дает более 20 процентов налоговых доходов в госбюджет и создает более 20 тысяч прямых рабочих мест и в несколько раз больше - косвенных, причем в самых отдаленных, высокогорных и приграничных районах страны", - отметил исполнительный директор МДС Аскар Сыдыков.
Монополизация рынка
Обеспокоенность представителей отрасли вызвала норма по обязательной передаче минимум 30 процентов доли предприятий государству. Соответствующие поправки к закону о недрах подписал недавно президент Садыр Жапаров.
Читайте по теме Горнорудный сектор. Государство выживает инвесторов вместо их защиты "Норма будет применяться к новым объектам. Но даже это значительно ухудшит инвестиционный климат отрасли и отпугнет потенциальных инвесторов. Неясно, на каких условиях государство будет получать 30-процентную долю в этих предприятиях", - говорит Аскар Сыдыков.
Нет и разъяснений чиновников о том, что государство взамен вложит в эти предприятия. Будет ли это освобождение от налогов, вклад в уставной капитал или предоставление техники. Или же это будет просто безвозмездная передача доли государству. В таком случае вряд ли это заинтересует добросовестных инвесторов. Неопределенность, отсутствие четких и понятных комментариев кабинета министров вызывает кривотолки среди общественности и в СМИ.
Привилегии для госкомпаний
С 2021 года в Кыргызстане действуют нормы по выдаче лицензий госкомпаниям на месторождения без конкурса и аукциона. Бизнес считает, что это может привести к неэффективному использованию лицензионных объектов, снижению поступлений в госбюджет и коррупционным рискам.
Везде должна быть конкуренция. Задача государства - обеспечить не безусловное госуправление в горной добыче, а наибольшую эффективность при добыче полезных ископаемых.
Аскар Сыдыков Глава МДС уверен, что только такой подход даст результат для экономики, бюджета и других направлений развития.
Но власти на этом не остановились. Сейчас у них новая идея. Госкомпании, которые занимаются недропользованием, предлагается освободить от уплаты бонусов и ставок сбора за удержание лицензий на право пользования недрами.
Возникает вопрос: будет ли это стимулировать госкомпании работать эффективно? Кроме того, эта инициатива тоже противоречит основам конкуренции и законодательству о конкуренции.
Монополизация исследований и перевозки
Еще одна проблема, с которой столкнулись недропользователи - планомерная работа по монополизации лабораторных исследований. Речь идет об инспекциях и анализах проб руд и концентратов драгоценных металлов. Уже вынесен на обсуждение проект постановления, которым предусматривается проведение всех этих инспекций и анализов исключительно государственной лабораторией.
Сейчас таких лабораторий несколько, в том числе частных компаний с мировым именем и стандартами деятельности.
Эксперты напоминают, что при отсутствии конкуренции есть риски снижения качества анализов руд и концентратов, скорости анализов. Вырастет стоимость и коррупционные риски при проведении анализов, потому что не к кому будет обращаться на альтернативной основе.
Предлагается монополизировать и рынок перевозки драгоценных металлов. Предусматривается, что это будет проведено исключительно государственным предприятием "Служба специальной связи".
По неясным причинам ограничен вывоз руд и концентратов драгметаллов на переработку за пределы страны.
"Здесь тоже нужно снимать ограничительные меры, потому что это влияет на производство. Могут нарушиться производственные цепочки, снизиться объемы и, соответственно, налоговые отчисления", - подчеркнул Аскар Сыдыков.
Инициативы кабмина могут плохо сказаться не только на бизнесе. Если государство возьмет на себя все перечисленные выше функции, то, соответственно, повысятся и расходы. Кроме того, снизится привлекательность отрасли для инвесторов. Возможны коррупционные риски, снижение качества ведения геологических и горных работ, стандартов экологической и технической безопасности.
Бюрократия и неразбериха
К тому же в отрасли накопилось много других проблем, требующих оперативного решения. Прежде всего, это неясная и непоследовательная государственная политика в сфере недропользования.
Компании не знают, чего им ждать от законодательства.
К примеру, уже год идет обсуждение Горного кодекса. Но до сих пор неясно, каким он будет, когда будет принят и на каких условиях. Иногда некоторые нормы противоречат друг другу.
Читайте по теме Когда оптимизация на бумажке. Кабмин продолжает создавать новые структуры Много вопросов по статусу уполномоченного госоргана. Сейчас статус Госгеологии спустили до уровня департамента при Министерстве природных ресурсов. Причем в самом ведомстве совмещены противоречащие друг другу направления - охрана окружающей среды, лесное хозяйство, геология, горнодобывающая промышленность и несколько контрольно-надзорных функций бывшей госэкотехинспекции.
Скорее всего, в мире не существует таких практик, чтобы в одном министерстве совмещали и промышленность, и экологию. По крайней мере мы не нашли таких примеров.
Аскар Сыдыков Поэтому неудивительно, что этот орган получает столько нареканий и вопросов от бизнеса. Уже больше года идут обращения о бездействии и бюрократии в ведомстве.
"Пора наладить нормальную, адекватную работу основного регулятора одной из приоритетных отраслей экономики. Бюрократия в недропользовании затягивает деловые процессы, рассмотрение планов горных работ, выдачу необходимых экспертиз, разрешительной документации. Чтоб изменить ситуацию, необходима оптимизация всех лицензионно-разрешительных процедур и цифровизация всех процессов. Чтобы максимально снизить контакт между предпринимателями, предприятиями и госорганами, документы выдавать в режиме онлайн в электронном формате", - отметил глава МДС.
Сделать отрасль убыточной
За последние годы значительно выросло и налоговое бремя недропользователей. Да, в мировой практике этот сектор действительно должен платить больше налогов. Но система должна быть адекватной, чтобы не сделать деятельность отрасли нерентабельной, не отпугнуть добросовестных инвесторов.
Читайте по теме Новый Налоговый кодекс. Когда от заботы государства бизнесу выть волком хочется С 2020 года в стране повышены размеры роялти, ставки налога на доходы золотодобывающих предприятий, вывозящих концентраты и руды драгметаллов. Беспрецедентно в сотни раз повышены ставки сборов за удержание лицензий. Бизнес надеется, что в ближайшее время они будут снижены - проект постановления уже прошел согласования, но до сих пор не принят. Тысячекратно повышены ставки сбора за пользование поверхностными водами.
Сейчас в госорганах рассматриваются предложения, которые могут увеличить налоговое бремя горнодобывающей отрасли.
"Нам и государству нужно определиться, по какому пути идти. Продвигать рыночную экономику, как в развитых странах - с минимальным вмешательством государства в экономику. Или придерживаться административно-командной, плановой системы, которая доказала свою несостоятельность в мировой практике. Пока мы видим больше проявлений второго направления не только в горнодобывающей отрасли, но и во многих других решениях", - заключил Аскар Сыдыков.