18 июля 2022, 10:00
Источник 24.kg
Комментарии
Указ президента о конкурсном отборе директоров школ в Кыргызстане вызвал бурное обсуждение в обществе. Руководители, проработавшие в должности более пяти лет (а их около 1 тысячи), уже считаются освобожденными от занимаемой должности, но они продолжают исполнять свои обязанности. Не приведет ли это к хаосу накануне нового учебного года?
Это вам не частная лавочка! Недовольство бессменностью директоров назревало давно. Еще пять лет назад представители Министерства образования и науки обещали менять руководителей школ каждые шесть лет. Тогда в парламенте заявляли, что эта должность стоит до $25-30 тысяч. А недавно депутат Жогорку Кенеша поинтересовался, на какие деньги некоторые директора купили дорогие машины, дома и квартиры за границей, и предложил проверить их имущество.
Люди годами держатся за директорское кресло. По данным чиновников профильного ведомства, некоторые руководят школами по 30-35 лет, а рекорд составляет 41 год. Интерес, по словам экспертов, представляют внебюджетные средства - вступительные и ежемесячные родительские взносы, распределение которых отследить скрупулезно невозможно.
Если раньше директоров назначали, то теперь участвовать в конкурсе смогут все желающие, но при наличии семилетнего педагогического стажа.
Читайте по теме Почти в 1 тысяче школ Кыргызстана к началу учебного года сменятся директора "Это может быть учитель, директор, завуч - все, кто имеет отношение к школе. "Зеленым", молоденьким кадрам сразу после университета руководить целым коллективом, организовывать весь учебно-воспитательный процесс будет тяжело. Поэтому человек должен понимать, что делать", - пояснила замминистра образования и науки Надира Джусупбекова.
Главная цель конкурсного отбора - обеспечить всем равные условия.
Чиновники обещают, что механизм назначения будет прозрачным и исключающим коррупцию. Претендент сам загружает пакет документов для участия на сайт МОиН, затем проходит автоматизированное тестирование. В залах будет видеонаблюдение и процесс транслироваться онлайн. Результаты кандидаты получат сразу после окончания теста. Состоится он в августе, в июле будет возможность сдать пробный вариант.
"Это конкурс среди профессионалов, чтобы ни знакомые, ни родственники в мэрии, ни депутаты, ни деньги не могли повлиять. Нам хочется, чтобы пришли люди, которые любят школу, детей и горят желанием, несмотря на огромные трудности, двигать школу вперед и поднимать качество образования", - подчеркнула Надира Джусупбекова.
Не лучшее время для реформ Независимый эксперт в образовании Екатерина Касымова считает идею хорошей при правильной подготовке, прозрачной реализации и равенстве возможностей для всех желающих.
"В развитых странах директора отбираются именно на конкурсной основе, которая абсолютно прозрачная. Любой человек, соответствующий критериям, может подать заявку, - сказала она 24.kg. - Но увольнять директоров сейчас - не самое лучшее время. Лето - это время набора учителей, ремонта в школе, подготовки к новому учебному году".
Это самая горячая пора, нельзя оставлять школу без хозяйственника, без менеджера за 1,5 месяца до начала учебы.
Екатерина Касымова "Проведение конкурса лучше, чем ничего. Но это полумера, - поделился своим мнением с 24.kg эксперт по вопросам образования, директор Центра анализа государственной политики Алмаз Тажибай. - Нужно искать талантливых директоров. Я согласен, что у человека должно быть педагогическое образование, но директор должен быть менеджером. У нас проблема в том, что мы не готовим лидеров, менеджеров в образовании. Все директора - это просто самоучки. Поэтому есть слабые кадры не только в регионах, но и Бишкеке".
Незаменимых не бывает Наибольший резонанс вызвала возможная смена директора авторской физико-математической школы № 61 имени Е.Якира Юрия Низовского. Он на этом посту с 1993 года.
Родители учащихся опасаются, что вслед за директором уйдет и костяк учителей. Бывшие выпускники пишут в соцсетях о высоких достижениях учеников этой школы в Общереспубликанском тестировании (ОРТ). "Меняйте директоров в других школах! Почему вы хотите снизить уровень лучшей школы? Хорошая работа должна поощряться, и оценивать ее надо по результатам учеников. Не всякая ротация полезна", - пишут в защиту Низовского.
Однако он и все другие, отработавшие намного больше пяти лет, могут принять участие в конкурсе на общих основаниях. "Вообще нет никаких норм, которые бы ограничивали в этом. Конкурс - для профессионалов. Почему бы не пройти его, не показать свои блестящие успехи и дальше продолжать руководить успешной школой, которую сам и сделал такой? Каждый претендент может сам выбрать школу, где он хочет работать. Ну неужели успешный, опытный, умный человек не сможет одолеть задания, которые касаются его работы? Мы же не говорим о медицинской или инженерной деятельности. Только то, что необходимо директору, то, что он ежедневно делает", - подчеркнула Надира Джусупбекова.
Нет ограничений и по владению языками, поскольку в стране есть школы с разными языками обучения. Претендент, выбирая конкретную школу, должен сам понимать, какой язык поможет ему успешно работать.
Читайте по теме В зеркало посмотрите. Балбак Тулобаев ответил на заявление директоров школ "Незаменимых людей не должно быть. Как будто кроме одного талантливого руководителя других нет. Нужно взращивать других менеджеров, - считает Алмаз Тажибай. - Если я хороший менеджер, поставил на ноги школу за 5-10 лет, мне уже неинтересно, я должен уйти в другую школу, подняться по карьерной лестнице, взяться за более тяжелую, интересную работу. У нас же наладили систему и сидят, но госшколы - не частная собственность директоров. Это как посадили яблоневый сад и хотят вечно получать плоды".
Другой вопрос - насколько опытным, талантливым и успешным привлекательна работа в государственных школах. Судя по нехватке учительских кадров, интереса не много.
Печально и то, что из 2,3 тысячи школ по республике можно по пальцам пересчитать сильные общеобразовательные организации. Во многих школах завышают оценки учащимся, в том числе с ведения директоров, в результате отличники не могут подтвердить свои знания и заваливают тесты.
"Я знаю одну школу, где учительницу уволили за то, что она не поставила дочери председателя родительского комитета пятерку. На директоров давят богатые родители - раз помогают школам материально, то и оценки хорошие требуют. И директора рисуют их", - отметил Алмаз Тажибай.
Сколько лет работать? Согласно указу президента, назначать руководителей общеобразовательных организаций по итогам конкурсного отбора будут на пять лет.
У претендентов должна быть программа развития школы. Основной блок - кадровый потенциал, подбор педагогов. "Мало найти учителя, надо его развивать, мотивировать, работать с местными властями, донорами, институтами повышения квалификации, - подчеркнула замминистра Надира Джусупбекова. - Второй блок - повышение качества образования детей и третий - инфраструктурный".
По мнению Екатерины Касымовой, только качество знаний учащихся является главным показателем эффективной работы директора.
Если он справляется с этой задачей успешно, даже на протяжении 41 года, его не надо ограничивать рамками в 5 лет.
Екатерина Касымова Пока на республиканском уровне такого среза знаний нет. Наиболее объективный показатель - ОРТ, но оно проводится только в 11-м классе, когда уже что-то менять поздно.
К примеру, в Эстонии, завоевавшей первенство среди других стран Европы в рейтинге PISA в 2018 году, существует специальная программа оценки качества образования, которая проводится раз в три года по трем профилям: чтение, математика и естественные науки. Большинство школ сами подают заявку на участие, чтобы понимать ситуацию.
Читайте по теме Еще в одной из школ Бишкека учителя выступили против своего директора "Среди директоров-долгожителей есть на самом деле эффективные управленцы, которые превратили свои школы в ведущие общеобразовательные учреждения по республике. Такие кадры терять нельзя. Их можно было бы просто ротировать, а не отстранять от должности совсем", - считает Екатерина Касымова.
Алмаз Тажибай придерживается другой позиции. "Ставить срок в пять лет - это неоправданный риск. Человека могут назначить, а он ничего делать эти пять лет не будет, - опасается он. - Судить нужно по успеваемости учащихся. Если уровень падает, то снимать с должности. При этом ОРТ - это только один показатель. Нужно оценивать в комплексе - учатся ли в школе социально незащищенные дети, трудные подростки, лица с инвалидностью, инклюзия, пандусы, фандрайзинг, обеспеченность кадрами. Некоторые школы, в том числе частные, снимают сливки, принимают самых лучших учеников из других заведений, улучшая таким образом успеваемость. Но это не есть показатель хорошей работы в целом. Поэтому нужно учитывать все аспекты. Должна быть независимая оценка деятельности директора".
Окажется ли нововведение успешным или повлечет учительские бунты, станет понятно уже осенью.