18 июля 2022, 10:48
Источник knews.kg
Комментарии
Простите за тавтологию в названии статьи, ведь Сердар на туркменском как раз означает "вождь". Однако имя не всегда может отражать реальный социально-политический статус человека. Так и было с самим Сердаром Бердымухамедовым даже после того, как он стал новым президентом Туркменистана, ибо страной фактически продолжает руководить его отец – Аркадаг (туркм. Arkadag — "покровитель"). Но на прошлой неделе С. Бердымухамедов провел масштабные кадровые перестановки, поменяв несколько десятков топовых чиновников, которые могут быть признаком того, что он постепенно становится самостоятельным, полновластным правителем Туркменистана. К тому же затем он совершил официальный визит в Узбекистан, по итогам которого может начаться возвышение Сердара как нового "отца" туркменской нации, пишет политолог Талгат Мамырайымов в свое статье на check-point.kz.
Правда, известный туркменский правозащитник, основатель сайта "Хроники Туркменистана" Фарид Тухбатуллин не видит "особого обновления" в указанных кадровых решениях Сердара. Ф. Тухбатуллин уточняет: "Все назначенные в последние дни вице-премьеры — люди из обоймы Бердымухамедова старшего, которые уже занимали высокие посты. И они не из поколения нынешнего президента. Министр здравоохранения — да, новый. Но это малозначимая позиция. Реальная власть до сих пор в руках у отца. Например, он до сих пор контролирует стройки, встречается с президентами (главами исполнительной власти) других стран. Хотя по должности ему положено заниматься законотворчеством. По моему мнению, в ближайшей перспективе никакой реальной власти у нынешнего президента не будет". Может быть, поэтому Ш. Мирзиёев на встрече с Сердаром сказал о том, что Гурбангулы Бердымухамедов внес большой вклад в "достижение высочайшего уровня узбекско-туркменских отношений". Словно, тем самым подчеркивая, "кто в туркменском доме хозяин".
Тем не менее, по итогам поездки в Узбекистан Сердар может заработать большие политические очки. Благо во время этой поездки Туркменистан "получил" статус ключевого партнера Узбекистана. Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев в эти дни заявил, что Туркменистан для его страны является надежным и ключевым партнером в регионе. Полагаем, что этот месседж призван показать, что Узбекистан, в частности, намерен диверсифицировать свои транспортно-торговые пути, стремясь развивать транспортный коридор во внешний мир в том числе через Туркменистан. Дело в том, что ранее узбекские власти говорили, что ключевым партнером их страны выступает Казахстан, но сегодня для них, по-видимому, дифференциация внешнеторговых транзитно-транспортных маршрутов является геостратегической задачей.
Тем более, что традиционный торговый коридор Казахстан-Россия-Европа стал высокорисковым после начала войны в Украине, особенно в виду включения серого кардинала Узбекистана А. Усманова в санкционные списки. Да и сам узбекский торговый и культурный мир издавна ориентировался больше на связи со странами Азии, нежели Европы, что сегодня как нельзя кстати для узбекского бизнеса, поддерживающего тесные связи с российскими партнерами. Казахстан в этом плане больше стремится интегрироваться в экономическую, культурную систему Запада. Возможно, потому-то наша страна не уделяла значительного внимания развитию транзитно-торговых маршрутов через Туркменистан, Иран, Афганистан и далее. Ташкент же, напротив, изначально придавал большое значение этим маршрутам.
Так, узбекские перевозки через Каспий могут увеличиться также за счет наращивания транзита через туркменский порт Туркменбаши. Власти Туркменистана, видимо, намерены заниматься этим в сотрудничестве с китайскими торгово-транспортными компаниями. Большой интерес к транзиту через Туркменбаши проявляют практически все страны Центральной Азии, ибо так вдвое сокращается путь до порта Баку. Узбекистан заинтересован в развитии порта Туркменбаши на маршруте "железнодорожного" транспортного коридора Навои–Туркменбаши–Баку–Тбилиси–Карс. Касательно данного маршрута Ташкент достиг взаимопонимания с Анкарой. Через Туркменбаши Узбекистан получит дополнительно альтернативный казахстанскому выход в Россию, который будет короче и дешевле, ибо значительная его часть пройдет по морю и Волго-Донскому каналу.
При Аркадаге Туркменистан не имел дифференцированной внешней торговли, что ограничивало его возможности по социально-экономическому обеспечению туркменского общества. Как мы писали в предыдущей статье по Туркменистану, Сердар в ходе визита в Россию, скорее всего, договорился о льготных поставках российского продовольствия. И теперь, после встречи с Ш. Мирзиёевым, третий туркменский президент, видимо, существенно расширит возможности по диверсификации туркменской экономики. Вслед за чем, быть может, будут преодолены проблемы по доступу туркмен к продовольствию и другим товарам первой необходимости. Тем самым резко возрастут шансы Сердара Бердымухамедова стать новым лидером туркменской нации.
В мае кыргызское правительство сообщило, что этой осенью начнется строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. В сентябре на саммите ШОС планируется подписание лидерами КНР, КР и РУз соглашения о запуске данного проекта, который наверняка будет сопряжен с портом Туркменбаши. Морской порт Туркменбаши одновременно может принимать 17 судов, а за весь год — 300 тысяч пассажиров. Общая мощность его терминалов позволяет обрабатывать 17 миллионов тонн грузов в год. В порту есть также контейнерный терминал, который может обслуживать в год 400 тысяч контейнеров. Кроме того, в Туркменбаши функционирует судостроительный и судоремонтный завод "Balkan", который участвует в строительстве 3 суден по гранту ОПЕК. Этот завод может еще ежегодно ремонтировать 20 судов. Этой весной на маршрут Баку — Туркменбаши заступили два новых контейнерных парома.
Как известно, Индия и Россия готовы оказывать содействие в подключении порта Туркменбаши к коридору "Север-Юг" с выходом к Персидскому заливу и далее – к портам Индии. Напомним, Индия недавно официально присоединилась к соглашению о транспортном коридоре Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Катар. На днях Дагестан в русле стратегии развития маршрута "Север-Юг" заявил о готовности возобновить паромное сообщение с Туркменистаном по Каспию. И в этих транспортных коридорах Туркменистан призван играть ключевую роль, что, несомненно, повысит политический рейтинг клана Бердымухамедовых. Особенно Сердара, при котором данные транзитно-транспортные маршруты должны получить масштабное развитие.
Вдобавок из Узбекистана Сердар привез хорошие достижения. На встрече заключены договоренности по реэкспорту туркменского карбамида, расширению транзитных поставок туркменского газа в Китай и другим проектам. Ш. Мирзиёев и С. Бердымухамедов достигли соглашения о постройке Узбекистаном в Туркменистане автомобильного завода, ремонта и частичной модернизации "Марыазот". Ташкент и Ашхабад заявили о способности двукратного увеличения объемов взаимной торговли в ближайшие годы. В этих целях было принято решение о создании узбекско-туркменских зон приграничной торговли "Лебап-Бухара" и "Дашогуз-Хорезм", об открытии торговых домов Узбекистана и Туркменистана в Ашхабаде и Ташкенте.
Причем в октябре прошлого года Ташкент и Ашхабад договорились о замещении импорта из третьих стран на конкурентоспособную продукцию из Узбекистана и Туркменистана. То есть стороны, наверное, несколько дистанцируются от других игроков в регионе. Среди прочего обсуждались практические вопросы поставок в Узбекистан электроэнергии, газа и нефтепродуктов из Туркменистана. Узбекистан и Туркменистан будут развивать совместные проекты в пищевой промышленности и аграрном хозяйстве, автопроме, электротехнической, текстильной и фармацевтической отраслях. Для чего создан совместный проектный офис, и имеются соответствующие госпрограммы. Важное значение для аграриев обеих стран имеет река Амударья. Поэтому в ходе визита С. Бердымухамедова было заключено соглашение об управлении, охране и рациональном использовании водных ресурсов реки Амударья.
На переговорах Ш. Мирзиёева и С. Бердымухамедова, повторимся, особое внимание уделялось вопросам развития транспортного маршрута Узбекистан–Туркменистан–Каспийское море с выходом через черноморские порты в Европу, а также коридору Узбекистан–Туркменистан–Иран–Оман–Катар. Не случайно в ходе переговоров были рассмотрены практические аспекты льгот и скидок на транспортировку грузов. За прошлый год международные грузовые перевозки между Узбекистаном и Туркменистаном достигли почти 2 миллиона тонн, что на 18% больше, чем в 2020 году. В 2021 году торговый оборот между Узбекистаном и Туркменистаном дошел до 902 млн. долларов, увеличившись по сравнению с 2020 годом на 67,6%. Причем за январь-май текущего года рост товарооборота между двумя странами составил 1,2% (322,6 млн. долларов)…
Вот только С. Бердымухамедов начал свое правление с ряда самодурских указов, которые существенно уменьшают его шансы быть вождем (читай "идеологическим лидером") туркмен. К примеру, чего стоят одни только его указания по разным запретам для женщин носить некоторую одежду, краситься и прочее. Впрочем, учитывая консервативные ценности туркменского общества, данные нововведения Сердара могут быть восприняты большинством туркмен как дань традициям и "духовным скрепам". В конце прошлой недели ряд СМИ сообщили, что в Туркменистане несколько дней почти не работают VPN-сервисы, а также заблокированы иностранные сайты, в частности российские информагентства. Однако затем российская сторона опровергла эту информацию.
Как отметил Ф. Тухбатуллин: "Заблокированы практически все медиа, которые размещают или потенциально могут разместить критический контент о Туркменистане. В тех СМИ, что остались в РФ, критики диктаторских режимов нет, соответственно их не блокируют". Что ни говори, но эта ситуация не такая уж из ряда вон выходящая для "закрытого" Туркменистана, в котором вот уже несколько лет заблокированы все социальные сети, почти все мессенджеры, сайты независимых СМИ. Похоже, что Сердар стремится обойти своего отца и в деле по закупориванию "свежего воздуха", чтобы обезопасить режим Бердымухамедовых от проникновения в туркменское общество идей свободы и демократии…