22 июля 2022, 17:47
Источник knews.kg
Комментарии
Национальный банк согласно законодательству, не вправе вмешиваться в договорные отношения заемщиков и кредиторов. Отношения между кредитором и заемщиком, равно как между залогодателем и залогодержателем, носят гражданско-правовой характер. Все вопросы, вытекающие из этих отношений, решаются путем ведения переговоров сторон (мирное урегулирование) либо в судебном порядке. Об этом говорится в сообщении, которое опубликовано на сайте Нацбанка Кыргызстана.
«Особо следует отметить, что многочисленные обращения граждан касаются случаев, где имеются вступившие в силу судебные акты, в том числе окончательного характера. Подобные случаи не могут быть рассмотрены Национальным банком, поскольку Национальный банк не вправе вмешиваться в деятельность судов и не может отменять судебные решения. При рассмотрении подобных обращений граждан Национальный банк рекомендует решать вопросы проблемных заемщиков в индивидуальном порядке с учетом требований законодательства о банковской тайне и разъяснения порядка обжалования судебных решений в случае несогласия с ними», отмечает Нацбанк.
Ниже приводим полный текст публикации:
Национальный банк на постоянной основе ведет работу, направленную на защиту прав потребителей финансовых услуг. Так, на ежедневной основе ведется работа по приему и рассмотрению обращений граждан, предоставлению консультационной помощи потребителям финансовых услуг, руководством Национального банка проводится личный прием граждан, для удобства граждан сотрудниками оказываются консультации по телефону и другим каналам связи.
Национальный банк предоставляет ответы на все вопросы, возникающие у потребителей финансовых услуг, касающиеся механизмов и путей урегулирования споров между заемщиками и кредиторами.
В рамках защиты прав потребителей банковских и микрофинансовых услуг Национальным банком c начала года по состоянию на 22 июля 2022 года рассмотрено 566 письменных обращений граждан, предоставлена консультационно-правовая помощь 649 гражданам-потребителям финансовых услуг. Каждое обращение рассматривается в индивидуальном порядке.
Следует учитывать, что Национальный банк согласно законодательству, не вправе вмешиваться в договорные отношения заемщиков и кредиторов. Отношения между кредитором и заемщиком, равно как между залогодателем и залогодержателем, носят гражданско-правовой характер. Все вопросы, вытекающие из этих отношений, решаются путем ведения переговоров сторон (мирное урегулирование) либо в судебном порядке.
Особо следует отметить, что многочисленные обращения граждан касаются случаев, где имеются вступившие в силу судебные акты, в том числе окончательного характера. Подобные случаи не могут быть рассмотрены Национальным банком, поскольку Национальный банк не вправе вмешиваться в деятельность судов и не может отменять судебные решения. При рассмотрении подобных обращений граждан Национальный банк рекомендует решать вопросы проблемных заемщиков в индивидуальном порядке с учетом требований законодательства о банковской тайне и разъяснения порядка обжалования судебных решений в случае несогласия с ними.
На основе поступающих обращений Национальный банк проводит анализ деятельности банков и финансово-кредитных организаций в части их работы с клиентами, раскрытия информации о предоставляемых банками услугах в ясном и доступном для понимания виде, а также при необходимости проводит проверки на предмет соблюдения финансово-кредитными организациями законодательства при выдаче кредитов. При выявлении нарушений Национальный банк применяет меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Руководителям коммерческих банков указывается на необходимость проведения необходимых работ, направленных на раннее выявление проблем клиентов, при необходимости выработку конкретных мер по реструктуризации задолженности заемщика, обратившегося в банк, ведение переговоров и встреч с проблемными заемщиками, проводить надлежащую работу в региональных представительствах банков на предмет улучшения работы с клиентами, а также осуществление разъяснительной работы.
Кроме того, Национальным банком ведется работа в рамках межведомственной комиссии по изучению обращений граждан, сообщивших о фактах нарушений законов при взыскании задолженности по заемным средствам (далее – комиссия), образованной распоряжением Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики. Во всех регионах республики созданы местные комиссии по работе с проблемными заемщиками.
Контактные данные районных и городских комиссий по работе с проблемными заемщиками
Что касается деятельности общественных организаций по защите прав потребителей, необходимо отметить, что Национальный банк тесно взаимодействует с ними, рассматривает их обращения в рамках законодательства. В то же время общественные организации должны работать в соответствии с законодательством и осуществлять свою деятельность, основываясь на качественных и системных знаниях законодательства и опыте представительства интересов подзащитных в финансово-кредитных организациях, судебных и иных государственных органах.
В Бишкеке возле здания Нацбанка сегодня, 22 июля, состоялся митинг.
Как сообщили СМИ, протестующие заявляют, что пострадали от "незаконной деятельности коммерческих банков". По их словам, интересы частных банков лоббирует Национальный банк Кыргызстана.
Один из адвокатов потерпевших, Муктар Шарипов пояснил, что у одной из его подзащитных снесли дом. В нем она жила одна со своей 92-летней мамой.
"Ей говорят, что она должна 120 тыс. долларов, хотя это не так, ведь даже контракта никакого нет. Согласно конституции, статьи 15, любое имущество изымается только в установленном законом порядке. То есть банки и компании подают исковое заявление без доказательств о взыскании задолженности на руках", — рассказал он.
М.Шарипов добавил, что у его потерпевшей Чынары Жумагуловой не имели права сносить дом. Сама она заявляет, что ее покойная сестра ранее взяла кредит у микрокредитной компании "Золотой стандарт".
"Дело в том, что мы ещё по закону не вступили в права наследования, чтобы платить за её кредит, а у нас уже требуют деньги и съехать, при этом сумму завысили. Госорганы нарушили процедуры, а в Нацбанке выдали незаконное предписание. Мы не должны им 120 тыс. долларов. Теперь остались без крова над головой с моей 92-летней мамой", — пояснила она.
По ее словам, это делается не только для возврата денег.
"Ее сестра взяла кредит, но она умерла. Но когда человек умирает, то банк закрывает дело. Потом он должен был подать на наследование кредита. Такой процедуры не было. Они даже решения суда не видели", — сказал М.Шарипов.
По словам около 50 собравшихся, все они столкнулись с подобной ситуацией.
"Они нарушают все уголовные и другие кодексы. Без доказательств изымают у людей имущество. Нацбанк, согласно статье закона о Нацбанке, должен контролировать, чтобы коммерческие компании не отмывали деньги, добытые преступным путем", — добавил он.
По его мнению, таким образом коммерческие организации хотят покрыть свои доходы за счет обычных граждан.
"И Нацбанк не контролирует, откуда они такие суммы взяли и вменяют людям. Это говорит о том, что он соучастник. Эти долги правоохранительные органы имеют право рассматривать только после того, как Нацбанк докажет, что было отмывание денег. А Нацбанк этого не делает. Согласно статье 106 Конституции, только Нацбанк должен это контролировать. Они покрывают все коммерческие банки. Особенно "Оптима банк" и Банк "Кыргызстан", — сказал он.
Другая митингующая, Асель Мусаева пояснила, что столкнулась с такой проблемой при обращении в "Оптима банк".
В итоге к митингующим вышел представитель Нацбанка Сейтек Чалбаев. По словам представителя регулятора, они предложат своему председателю встречу с протестующими.
Позже в комментарии Tazabek Сейтек Чалбаев прокомментировал сложившуюся ситуацию.
"В соответствии с требованием нашего законодательства, любое обязательство оформляется в виде договора. Все заёмщики, которые есть здесь, в свое время получали кредит в банке, брали на себя обязательства по возврату суммы под залог, но не смогли вернуть деньги. В связи с этим банки взыскивают кредиты по закону. В законодательстве все эти нормы прописаны, и мы пошли ещё дальше в плане защиты прав потребителей, включили все эти моменты в нормативно-правовые акты Нацбанка", — рассказал он.