28 июля 2022, 10:00
Источник 24.kg
Комментарии
Прошлую зиму кыргызстанцы запомнят надолго. В стране остро ощущалась нехватка угля. В результате цены на него взлетели, пришлось вводить госрегулирование и выдавать ограниченный объем топлива по низкой цене. Люди записывались в очереди, но многие так и не дождались льготного топлива.
В этом году все может быть еще хуже. Уже сейчас цены на твердое топливо на уровне зимних, а на Кара-Кече совсем не многообещающе.
При этом даже с высокими ценами купить уголь на зиму тоже удается не всегда. Жителям ближайших к Бишкеку сел уже сейчас приходится записываться в очередь и ждать минимум неделю. А что будет с похолоданием, когда потребность в топливе станет еще выше?
Все дороже и дороже
Середина лета - самое время подумать о том, чтобы подготовиться к предстоящим холодам. Жители частного сектора хорошо об этом знают. Но в этом году даже предусмотрительные кыргызстанцы столкнулись с высокими ценами и проблемами с поставками.
Читайте по теме Деньги останутся в стране. ТЭЦ Бишкека будет топиться только местным углем "В прошлом году за тонну угля мы отдавали 4,5 тысячи сомов. В июле-августе купить его было легко. Но в этом году цены начинаются от 5 тысяч сомов. И его быстро разбирают. Приходится записываться в очередь и ждать неделю-две. Плюс еще приходится платить за доставку. Страшно представить, сколько уголь будет стоить в октябре-ноябре", - рассказывает жительница Новопокровки Чуйской области.
Ее слова подтверждают и данные Нацстаткома. В прошлом году стоимость одной тонны угля превысила отметку в 5 тысяч сомов в октябре. По итогам же июня средняя цена на твердое топливо оказалась почти такой же, какой она была в декабре 21-го. А ведь зимние месяцы - период, когда цены на уголь традиционно самые высокие.
В июле эта тенденция сохранилась. Причем сильнее всего дорожает местный уголь. По данным Госантимонопольной службы, 13 июля одна тонна стоила 4 тысячи 450 сомов. К 22 июля уголь подорожал сразу на 80 сомов - до 4 тысяч 530 сомов. Это официальные цены. Если же посмотреть на сайтах объявлений, то там стоимость твердого топлива еще выше - от 5 тысяч сомов за тонну.
Сами продавцы на угольных базах говорят о сложностях с поставками топлива. Есть опасения, что Казахстан и вовсе может прекратить его экспорт в нашу республику. Это связано с тем, что из-за потенциальных проблем с газом Европа начинает закупать уголь в других странах. В том числе активно экспортирует топливо соседний Казахстан.
Сейчас вся надежда только на местный уголь, который уже сейчас поставляют с перебоями. К тому же и Кыргызстан в этом году начал поставлять уголь в Латвию и Польшу. Где гарантия, что желание заработать больше не экспортных поставках не превысит заботы о простых кыргызстанцах?
Что происходит на Кара-Кече
Вопрос об обеспечении углем обсуждался на заседании кабмина. Чиновники традиционно заверяли, что все идет хорошо. Президент предупредил, что повторения прошлогодней истории быть не должно.
"Мы купили необходимую технику. Мы не должны слышать о проблемах с обеспечением углем", - сказал Садыр Жапаров.
Об этом же ранее говорил и заместитель председателя кабинета министров Бакыт Торобаев.
Но последние события на Кара-Кече заставляют переживать.
В начале июля на месторождении произошел первый обвал. Буквально через несколько дней еще два. Очевидцы тогда сообщили журналистам о том, что из-за этого происшествия на неделю остановили вскрышные работы.
Следом пошли кадровые перестановки. На прошлой неделе в отставку подал 33-летний глава "Кыргызкомура" Элдияр Калдарбеков. Он проработал в должности около трех месяцев. Вместо него на свое место вновь вернулся Мирлан Жакыпов. Он занимал должность гендиректора ГП "Кыргызкомур" в 2015 году. По данным СМИ, был отстранен от должности из-за возбужденного против него уголовного дела по обвинению в коррупции.
Пресечь контрабанду
Есть и еще один момент, который заставляет усомниться в реальной готовности чиновников к предстоящему сезону. Министерство экономики и коммерции вынесло на общественное обсуждение проект постановления кабинета министров "О некоторых вопросах перевозки угля".
Ведомство предложило разрешать экспорт угля только железнодорожным транспортом, чтобы... избежать контрабанды.
При этом ведомство рассматривало и вероятность введения запрета на вывоз угля для недопущения роста цен и обеспечения потребностей населения. Но пока от этой идеи отказались, учитывая значительную долю объемов экспорта.
Все эти факторы вместе рисуют совсем невеселую картину. Нас убеждают, что все хорошо, но реальность говорит об обратном. Если власти не обратят внимание на проблему, то уголь этой зимой будет просто золотым. Он станет не по карману простым кыргызстанцам.