Для расширения охвата детей дошкольным образованием в рамках текущих бюджетных ограничений есть несколько альтернатив. Об этом заявлено на презентации отчета ЮНИСЕФ "Анализ эффективности государственных расходов в секторе образования".
Авторы документа отметили, что детские сады и центры предшкольной подготовки загружены полностью в связи с 10-часовым рабочим днем.
Читайте по теме Государственно-частное партнерство. В Бишкеке хотят построить 10 детских садов "Родители, выросшие при советской системе, ожидают, что их младенцы и дети дошкольного возраста будут проводить 10 часов в день в госучреждении, а не дома. Даже те матери, которые не работают за пределами своего домохозяйства, предпочитают, чтобы дети проводили свой день - с 8.00 до 17.30 - в дошкольной организации. Поскольку финансовые ресурсы и площадь помещений ограничены, существует очередь в детские сады", - говорится в отчете.
Отмечено, что используемая на текущий момент площадь ДОУ может быть увеличена вдвое без физического расширения инфраструктуры, если дети будут проводить в учреждении 3-5 часов и работа будет организована в две смены. Однако предлагаемый подход не нашел положительного отклика у опрошенных руководителей детсадов, поскольку они считают, что качественная программа подготовки потребует 6 часов в день.
Для увеличения охвата предлагаются следующие альтернативы:
- платить учителям за 6 часов, а родители будут платить за оставшиеся 4 часа;
Читайте по теме Детей в детсады будут зачислять через новую систему "Электронное комплектование"
- организовать работу в две смены: смену в 6 часов и смену в 4 часа на том основании, что 4 часа гораздо лучше, чем ничего для детей, которые находятся в списке ожидания;
- работать в течение шести часов и следовать подходу частных дошкольных учреждений, где у родителей есть выбор - забрать ребенка домой или платить дополнительно за необходимое время (или исходя из того, сколько могут себе позволить). Таким образом, детей будут забирать в разное время в зависимости от финансовых договоренностей между родителями и детсадами;
- внедрить адресные ваучеры, благодаря которым дети из семей с низким доходом могут покупать период в оставшиеся 4 часа в день, а семьи со средним и высоким доходом смогут сами оплачивать 4-часовую смену.
Участники встречи отметили, что родители в Кыргызстане не заинтересованы в таких изменениях. Кроме того, их мнением никто не поинтересовался. Один из авторов отчета Густаво Арсия не исключил сопротивления со стороны родителей. "Поэтому правительству необходимо тщательно продумать этот вопрос либо остается признать, что часть детей будет не подготовлена к школе", - сказал он.