16 августа 2022, 12:00
Источник 24.kg
Комментарии
Кыргызстан готовится к исследованию PISA-2025. Это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся - тест, оценивающий грамотность 15-летних школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит исследование раз в три года.
Кыргызстан участвовал в PISA дважды - в 2006 и 2009 годах и занял последние места. После этого республика отказалась участвовать в данной программе. Что даст очередной срез знаний, в чем секрет его успешного прохождения и чего не хватает для этого Кыргызстану? Об этом 24.kg рассказала национальный проектный менеджер по PISA-2025 Онолкан Уманкулова.
- Онолкан Алматаевна, зачем стране нужно участвовать в этом тестировании?
- Это хорошая возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть, какие позиции мы занимаем и на какой стадии развития по отношению к международному образовательному пространству мы находимся. Это возможность подтянуть нашу систему образования, понять, насколько проводимые реформы хороши или плохи, в правильном ли мы направлении по отношению к международным трендам и как нам менять систему школьного образования.
- Участие подразумевает финансовые вложения? Есть ли у нас ресурсы?
- Да, конечно, за любое исследование нужно платить. Для нашей республики взнос за участие составит 335 тысяч евро. Проводит исследование Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Международные консультанты ОЭСР проведут анализ потенциала нашей страны в соответствии с требованиями прохождения PISA и дадут свои рекомендации, что поможет нам лучше подготовиться к проведению исследования к 2025 году. Участие КР полностью поддерживается Всемирным банком. Помимо этой суммы, будут и другие расходы, которые необходимы для подготовки республики к тестированию.
Читайте по теме Попытка № 3. Какие школы будут вовлечены в тестирование PISA-2025? К примеру, в рамках проекта "Образование для будущего" планируется оснастить 1,2 тысячи школ и 8 педколледжей компьютерами и создать в них IT-платформы по STEM-направлению (естественные науки, технологии, инженерия и математика), заложены обучение 36 тысяч учителей и наращивание потенциала преподавателей Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников (РИПКиППР). Это все требует финансовых вложений. Большая помощь выделяется международными партнерами, кроме ВБ, помогает Европейский союз.
- Как идет подготовка к исследованию?
- Сейчас, летом, идет подготовка системы, чтобы с начала нового учебного года запустить весь процесс. Минобразования вовлекло подведомственные организации: Кыргызскую академию образования (КАО), Национальный центр оценки качества образования и информационных технологий, РИПКиППР, "Окуу китеби" и международных партнеров (ВБ, ЕС и ЮСАИД). Создан экспертный совет, есть 65 районных и городских координационных советов, которые будут отвечать за методическую поддержку и информирование населения на местах.
Контакты этих структур в ближайшее время разместят на сайтах, чтобы по мере возникновения вопросов каждый мог получить необходимую информацию.
Проводится большая работа по разработке PISA-подобных тестов, чтобы школы могли тренироваться. Утвержден план действий, подготовленный Минобразования, вплоть до 2025 года. Очень много мероприятий, которые мы должны будем самостоятельно реализовать без финансовой поддержки доноров.
- Что нужно для успешного прохождения теста школьниками?
- В первую очередь консолидация всего общества. Важно понимать, что это не только ответственность Минобразования и школ, а общая ответственность - и родителей, и школьников, и учителей, и работников системы образования.
Нужно, чтобы все понимали важность изменений и были готовы к ним на всех уровнях.
Есть два фактора, которые определяют успешность PISA:
* педагогика, качество и методика преподавания;
* учебные ресурсы, методическая поддержка.
По этим двум компонентам в ближайшие два-три года предстоит сделать очень большую работу. Фактически нам нужно менять систему обучения, методическую основу, инструкции и рекомендации на уровне всей страны.
В PISA проверяют функциональную грамотность - умение применять знания на практике, в реальной жизни, умение анализировать и критически мыслить. Сегодня в наших школах этому не учат. PISA-подобные задачи требуют совершенно другого подхода, нужно менять вплоть до текстов в учебниках. У нас для работы с учениками используются в основном сплошные, непрерывные, тексты. В PISA-подобных тестах, помимо текста, опора идет на картинки, диаграммы, какие-то дополнительные источники. Нужно анализировать весь визуальный ряд. Это очень сильно меняет существующую концепцию подготовки наших учебников.
В 2018 году Кыргызстан участвовал в Международной программе по оценке компетенций (PIAAC). Выяснилось, что почти у 60 процентов взрослого населения читательская и математическая грамотность на первом уровне и ниже.
То есть 60 процентов взрослых у нас владеет базовым словарным запасом, может читать и понимать смысл прочитанного. В лучшем случае взрослые могут вести простейший счет, простейшую сортировку и выполнять основные арифметические задания.
Национальное оценивание образовательных достижений учащихся (НООДУ) в 2017 году показало, что в сельских школах 70 процентов учащихся 4-х классов не достигли базового уровня знаний, а в Бишкеке - 43 процента. Нашим школьникам труднее всего даются выполнение практических задач и вопросы, связанные с аналитическим и критическим мышлением. Это именно то, что проверяет PISA. Это серьезные для нас показатели, которые говорят о том, что проводимые реформы не очень успешные.
- В рамках подготовки к PISA в июне среди учащихся 5-6-х классов Бишкека и Сокулукского района уже провели тестирование функциональной грамотности по математике, чтению и естественным наукам. Какие результаты получили?
- Итоги еще обрабатываются, но предварительные данные говорят о том, что ученики хуже всего справляются с PISA-подобными тестами. То есть у наших школьников пока не сформировано умение анализировать и применять знания на практике. Полный отчет по этому тестированию будет позже.
- Получается, у нас есть всего около двух лет, чтобы дети этому научились. Успеем подготовиться?
- Перед нами стоит ключевая задача - не натаскивать детей и систему, лишь бы пройти тест, как плохой студент весь год прогулял, а в ночь перед экзаменом сидит и занимается, лишь бы сдать.
Нам нужно рассматривать это как возможность сделать системные изменения в содержании образования, в педагогике. Помимо того, что нам будет известно место Кыргызстана в международном пространстве, мы получим отчет ОЭСР с анализом качества школьной системы образования в разных аспектах. В том числе будет дан анализ факторов, которые положительно или негативно влияют на нашу систему образования.
Читайте по теме В Кыргызстане начали проверять готовность учащихся к исследованию PISA-2025 Этот отчет критически важен с долгосрочной точки зрения, он будет служить базой для принятия дальнейших стратегических решений, которые должны быть основаны на данных. Это то, что зачастую в Кыргызстане проседает.
- Мы дважды занимали последние места, последний раз участвовали в PISA в 2009 году. Было достаточно времени учесть ошибки и недостатки. Что-то за этот период сделали?
- Что-то, конечно, проводилось, но каковы результаты всего этого, мы узнаем в 2025 году. Сейчас я не могу сказать, насколько мы можем показать результаты лучше или хуже по сравнению с предыдущими разами, потому что нет ориентиров.
- Если в школах не учат тому, что проверяют в тесте, будут ли менять программы, учебники, подходы в обучении?
- В июле прошла летняя школа для работников образования по подготовке к PISA-2025. По ее итогам КАО уже внесла в предметные стандарты начальной школы требования по функциональной грамотности. Теперь главное, чтобы это применялось на местах так, как должно быть, а не как каждый сам интерпретирует. У нас есть два-три года, чтобы обучить, научить и распространить.
Читайте по теме Работники системы образования пройдут школу подготовки PISA-2025 Конечно, изменения должны быть не просто в виде рекомендаций, но и закрепиться в стандартах, методических пособиях, учебниках. Учителя должны менять методику преподавания, ведь они и сейчас могут практиковать прежние методы - прочти текст, выучи и перескажи его... Это целая цепочка системных изменений, начиная с подготовки кадров в вузах. Уже там будущих педагогов должны учить тому, как обучать детей в школах по-новому с учетом формирования функциональной грамотности.
- Ну это точно вопрос не двух-трех лет. Только на подготовку одного учебника требуется несколько лет плюс подготовка кадров, а тест пройдет уже в 2025 году...
- Да, задачи поставлены амбициозные, признаем. Поэтому без консолидации всего общества прийти к каким-то результатам будет сложно. Но если PISA даст нам серьезный сдвиг хотя бы в плане изменений педагогической практики, уже будет очень хорошо.
- Даже если мы займем последнее место?
- Мы не знаем, какое место займем. Не нужно рассматривать PISA как самоцель, лишь бы занять место получше.
Задача - структурировать, изменить систему обучения, а PISA покажет нам, насколько в правильном русле мы двигаемся.
- Систему образования реформируют так часто, как ничто другое, а видимых результатов пока нет. Почему?
- Проблема в том, что руководство Минобразования достаточно часто меняется. С новыми лицами приходят новые реформы, а предыдущие не всегда доводят до конца. Когда идет нестабильность в политике, результативности добиться очень сложно. Процессы принятия решений нужно менять в целом и повсеместно, следует опираться на какие-то данные, исследования и так далее, чем зачастую у нас пренебрегают.
Еще один момент: мы всегда хотим быстрых реформ, быстрых результатов. Но образование - это не та сфера, где можно получить результаты здесь и сейчас. Это должно быть планомерное, целенаправленное управление, которое даст свои результаты только через несколько лет, а то и через целый цикл обучения, 10-11 лет. Главное - четко понимать, какую цель мы преследуем, какую картинку выпускника школы мы хотим видеть, какими знаниями и навыками должен обладать каждый кыргызстанец - выпускник школы или лицея, которые должны будут помочь ему стать успешным и самореализоваться в будущем с учетом быстро меняющейся внешней среды. Чтобы что-то начинать, всегда сперва нужно видеть конечный пункт назначения.