27 августа 2022, 11:27
Источник knews.kg
Комментарии
10 августа вступило в силу эмбарго Евросоюза на российский уголь. До этой даты был введен четырехмесячный переходный период. За это время европейские страны пробовали разные варианты поставки угля в регион, в том числе из Казахстана. По данным Eurostat, Казахстан в январе — мае 2022 года поставил в ЕС 1,5 миллиона тонн угля, что в два раза больше, чем за весь 2021 год. Были попытки экспортировать уголь даже нерентабельным способом — автодорогами. В то же время осенью и зимой в северных регионах сами казахстанцы выстаиваются в огромные очереди, чтобы купить с десяток тонн угля, чтобы пережить холода. Об этом пишет Азаттык (казахская редакция Радио Свобода)
В начале года Казахстан поставлял в ЕС около 140–200 тысяч тонн угля, а после начала войны в Украине — примерно 300–400 тысяч тонн. По данным российской газеты "Коммерсант", Европа может частично заменить российский уголь поставками из Индонезии, Австралии, ЮАР и Колумбии. В числе альтернативных вариантов приводятся Казахстан, Танзания и Нигерия.
Большая часть казахстанского угля в период войны доставили в ЕС по морю с перевалкой в портах России или Прибалтики, еще 635 тысяч тонн — по железной дороге, и 90 тысяч — по автодорогам. Но обойти территорию Россию не так-то легко.
"У нас есть разные пути, мы можем продавать через Прибалтику, дальневосточные и черноморские порты России. Главное — нам нужен выход к морю. Вообще единое экономическое пространство с Россией и Беларусью мы создавали как раз для того, чтобы пользоваться транзитными территориями этих стран, чтобы мы могли выходить к морю", — говорил в апреле LS глава Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец.
Ранее в национальной железнодорожной компании "Казахстан темир жолы" заявляли о том, что Россия блокирует поставки казахстанского угля в Европу, однако, судя по последним данным, конфликт исчерпан.
— Экспорт за 7 месяцев вырос на 12,2 процента и составил 19,6 миллиона тонн. 65 процентов идёт на Россию. Проблем нет, всё в штатном режиме, — сообщила пресс-секретарь КТЖ Любовь Подоляк.
Тогда же Радостовец заявлял, что угольная отрасль Казахстана развивается "достаточно эффективно" и расширение экспорта не будет мешать внутренним поставкам угля на ТЭЦ и коммунально-бытовые нужды.
ДРАКИ У ВАГОНОВ С УГЛЕМ И УГРОЗЫ САМОСОЖЖЕНИЯ Казахстан заявлял о планах заместить Россию в экспорте угля настолько, насколько сможет, — с января по май страна экспортировала угля в Европу в два раза больше, чем за весь 2021 год, однако вряд ли с экспортом всё будет хорошо, если население Казахстана вновь столкнется с дефицитом угля.
Чтобы обеспечить население углем, правительство собирается вводить временный запрет на вывоз угля, но только автомобильным транспортом. Приказ "О некоторых вопросах регулирования вывоза угля" опубликован в "Открытых НПА".
"Анализ показывает, что экспорт угля в соседние страны увеличился: в Кыргызстан на 19 %, Узбекистан — на 30 %. В 2021 году экспорт казахстанского угля в Кыргызстан составил 1 143 тысячи тонн, из них ж/д транспортом вывезено 1 020 тысячи тонн, автомобильным транспортом в соседнюю республику вывезли 123 тысячи тонн казахстанского угля. Для исключения ажиотажа и энергетической безопасности министерство считает целесообразным введение запрета на вывоз угля автомобильным транспортом в пиковый период: с 1 августа 2022 года на 6 месяцев", — говорилось в приложенной к проекту пояснительной записке, однако данных о том, что приказ вступил в силу, нет. В ней также не указывается о поставках в Россию и далее в Европу.
В ответ на запрос издания "Курсив" заместитель председателя комитета индустриального развития МИИР Турар Жолмагамбетов сообщил, что "нелегальный вывоз угля за пределы страны повлиял на обеспеченность углем населения и на формирование цен в приграничных районах".
"В связи с резким похолоданием в сентябре прошлого года в центральных и северных регионах страны резко возрос спрос на уголь: населению его продавали в тупиках с колес вагонов при выгрузке", — заявил чиновник.
Дефицит угля для населения в Казахстане возникает последние пять лет, начиная с 2017 года. У разрезов и тупиков скапливаются огромные круглосуточные очереди. В одной из них в 2018 году в Семее погиб чемпион по дзюдо, а в 2021 году отчаявшийся купить уголь мужчина угрожал самосожжением.
Все эти годы в акиматах, министерствах и других ответственных организациях называли разные причины дефицита угля для населения — например, "перебои с поставкой", "проблемы с поставкой вагонов от КТЖ", "ажиотаж среди населения", "перекупщики, наживающиеся на потребностях населения".
"Этот ажиотаж с углем связан с тем, что жители частного сектора решили одновременно закупиться углем. И всем нужно топливо сегодня и сейчас. У людей было всё лето в распоряжении, чтобы подготовиться к отопительному периоду", — комментировали в 2017 году в продающей уголь в розницу компании (в Карагандинской области), в которой были зарегистрированы неожиданные вспышки дефицита.
Возникновение очередей за углем (дефицит власти Казахстана нередко отрицали) также объясняли ростом потребления угля, возникшим из-за нехватки нефти и бензина.
Согласно статистике, в 2017 году, когда этим объясняли перебои с поставкой угля, потребление, наоборот, снизилось. Возникает закономерный вопрос — неужели именно в 2017 году неожиданно изменились привычки населения? И почему дефицит с тех пор возникал ежегодно?
ЗАПРЕТ НА ВЫВОЗ УГЛЯ ПЫТАЛИСЬ ВВЕСТИ ПЯТЬ ЛЕТ В 2017 году занимавший пост вице-министра национальной экономики Серик Жумангарин предложил ввести временное ограничение на экспорт угля, чтобы населению его хватило: тогда стало заметно, что предназначенный для населения казахстанский уголь стали вывозить за пределы страны. Предложение принято не было. Официальная позиция власти — угля в стране очень много, всем хватит.
Накануне этого предложения в состав акционеров компании, занимающейся разработкой одного из крупнейших разрезов "Каражыра", вошел брат тогда еще спикера мажилиса Нурлана Нигматулина — Ерлан Нигматулин. По состоянию на август 2022 года Ерлан Нигматулин является акционером АО "Каражыра" вместе с Эдуардом Огаем и Владимиром Джуманбаевым.
То, что в Казахстане лоббируют интересы экспортеров угля, подмечали в прокремлевском СМИ "Sputnik Казахстан", однако поддерживали лоббистов, аргументируя это тем, что, "если вы откажете России в угле, в будущем на нее не надейтесь".
Похоже, что после январских событий в Казахстане ослабло угольное лобби. Тот же Нурлан Нигматулин, который в свое время противился подписанию Парижского соглашения, говоря, что "люди в угольных регионах останутся без работы", подал в отставку и, по неофициальным данным, покинул страну, сейчас вместе со своим братом Ерланом Нигматулиным — акционером "Каражыры", по сообщениям, стал фигурантом уголовного дела о рейдерстве.
И в это же время вновь появился проект запрета на экспорт угля автомобильным транспортом. Такой экспорт, несмотря на официально незначительные цифры, сильно, как теперь говорят в правительстве, влиял на обеспеченность населения Казахстана углем.
Эксперт рынка энергоносителей Сергей Смирнов подтверждает, что предназначенный для населения уголь могли вывозить за границу:
— Здесь теневой экспорт, так же как и с бензином. Это запрет на вывоз чем? Автомобильным транспортом. С бензином также. Кыргызская ассоциация трейдеров говорила, что, по их данным, до трети бензина, продаваемого в Кыргызстане, — это казахстанский бензин. Его туда выводят цистернами, но под видом печного топлива, добавок. Дизтопливо, бензин, но под другими названиями.
В вывозе угля для внутреннего потребления в 2017 году, когда начались проблемы с углем в Карагандинской области, обвиняли АО "Шубарколь комир", однако в компании эту информацию опровергли, сказав, что экспорт не увеличивался, а население не может получить уголь, потому что "есть проблемы с подвижным составом".
"ВЕЗУТ УГОЛЬ, А ПИШУТ «ЩЕБЕНКА»" Сергей Смирнов подчеркивает, что если и был теневой вывоз угля, который предназначался для населения, за рубеж, то признать в правительстве это не могли, а потому и "переводили стрелки на население".
— А как они могут его [теневой экспорт] признать? Если он такой маленький был бы, они, может быть, да, признали, а когда он принимает довольно приличные размеры — это значит, что кто-то довольно прилично зарабатывает. И не таможенник рядовой, а наши чиновники зарабатывают. И они признаваться в этом будут, что ли? — недоумевает Смирнов. — Там, где дефицит возникает, там везде коррупция с теневым экспортом: подмена документов, транзит, или просто везут уголь, а пишут "щебенка".
Экономист Пётр Своик подчеркивает, что без смены общего курса глобально ничего не изменится.
— Не стоит ли государству взять на себя ответственность во всех таких точках и просто решать вопросы? А то получается откровенно издевательски. Казахстан — великая угольная держава, откуда с углем перебои? — говорит экономист.
Главным виновником Своик считает агентство по защите и развитию конкуренции:
— В прямые служебные обязанности этого агентства входит обеспечение такой рыночной конкуренции, чтобы больше туда не надо было вмешиваться и чтобы там всё было хорошо на радость населения. А если АЗРК не справляется и пытается искать виновников в виде перекупщиков, то виновник АЗРК, а не перекупщик, потому что, что там делать перекупщику, если есть АЗРК, — говорит эксперт. — Если бы я возглавлял АЗРК, я бы составил перечень важных в социальном либо в экономическом смысле ключевых потоков производств, в которых конкуренции объективно нет. И создать ее невозможно, потому что невозможно создать конкуренцию разрезам "Каражыра", "Майкудук", железным дорогам, разгрузочным тупикам. Эта сфера должна быть объявлена монополией, монополия должна быть выстроена вертикально, то есть от угольного разреза до угольного сарайчика у покупателя. И в рамках этой вертикальной монополии государство должно обеспечить либо со своим участием, либо определив добросовестного исполнителя, бесперебойную работу всей вертикали.
Теневой, или серый, экспорт — большая проблема в рамках ЕАЭС. Это признают и в таможенных и налоговых службах стран. В министерстве торговли и интеграции считают, что к 2025 году потери бюджета от теневой экономики достигнут 1,2 триллиона тенге.
В любом случае Казахстану сложно экспортировать уголь в Европу без России, хотя качество казахстанского угля приемлемо для европейских теплостанций. Вопрос только в логистике. Эксперт "Коммерсанта" считает, что Казахстан может развивать порт Актау на Каспийском море и наладить экспорт через Азербайджан и Грузию, но это займет время и потребует инвестиций.
Сегодня Казахстан занимает 9-е место в топ-10 экспортеров угля.