Соцфонд разработал поправки в Закон "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию". Проект вынесен на общественное обсуждение.
Законопроектом предусматривается изменение тарифной политики по государственному социальному страхованию для крестьянских хозяйств без образования юридического лица.
Уточняется, что в структуре экономики преобладают доли сельского хозяйства, неформального сектора, имеет место внешняя трудовая миграция, что оказывает влияние на полноценное функционирование пенсионной системы.
Перед действующей пенсионной системой стоят следующие вызовы, сокращение которых является приоритетным направлением деятельности Социального фонда:
- сокращение числа реально уплачивающих страховые взносы к численности пенсионеров;
- несбалансированность тарифов страховых взносов для сельских товаропроизводителей и самозанятых;
- увеличение численности пенсионеров по льготным основаниям и досрочным пенсиям;
- снижение среднего коэффициента замещения (32 процента в 2021 году не соответствует нормам конвенции Международной организации труда).
Указывается, что конвенция МОТ устанавливает минимальный уровень пенсионного обеспечения в размере 40 процентов от типичной заработной платы при наличии 30 лет страхового стажа. Для сбалансированности пенсионной системы необходимо соблюдение числа плательщиков и пенсионеров в соотношении не менее один к трем.
Плательщики бюджетных организаций и хозяйствующих субъектов составляют 39,1 процента от общей численности, при этом они обеспечивают более 96 процентов от общей суммы поступивших страховых взносов.
Самая многочисленная категория плательщиков - члены крестьянско-фермерских хозяйств (29,4 процента), которые платят взносы по символическим фиксированным ставкам (7,7 сома в месяц в среднем), исходя из площади и плодородности земель. Доля крестьянско-фермерских хозяйств в общих поступлениях взносов составляет всего 0,6 процента, при этом на выплату им пенсий направляется порядка 40 процентов бюджета пенсионного фонда.
Таким образом, размер их пенсии состоит в основном из базовой части, а не страховой. Как показала практика, сельхозпроизводители оказались не готовыми к реформам. Ставки тарифов страховых взносов, установленные от среднемесячной заработной платы, стали непомерны для крестьянских хозяйств при том, что сумма взноса составляла на первоначальном этапе порядка 50 сомов.
В Соцфонде указали на то, что незначительные взносы глав и членов фермерств без образования юридического лица, владеющих земельной долей до 1 гектара, приводят к маленьким пенсиям и снижению уровня жизни. Поэтому разработчики предложили освободить крестьян от обязательной уплаты страховых взносов. Они могут вносить страховые только добровольно.
Если же не захотят, то за ними остается право на получение социального пособия из средств республиканского бюджета.
Если же у фермера участок свыше гектара, то он должен будет платить взнос обязательно с тарифом 6 процентов.