11 октября 2022, 12:37
Источник vb.kg
Комментарии
В Бишкеке 10 октября 2022 года профильный комитет Жогорку Кенеша одобрил рассмотрение закона о том, чтобы Кыргызстан после 30 лет независимости получил международно-признанную границу с Узбекистаном.
Граница с Узбекистаном – это вторая по протяженности граница Кыргызстана, которая проходит через 4 области. Как отмечает руководитель Института социально-политических исследований "Элчи" политолог Денис Бердаков, "это очень не простая граница".
"На этой границе было около десятка спорных территорий. По итогам многолетних переговоров, которые наконец-таки закончились, Кыргызстану отходит большая часть спорных территорий, около 19 тысяч гектаров. И тут нужно отдать должное действующему политическому руководству, которое путем сложных ошибок пришло к пониманию, что демаркацию и делимитацию границы нужно проводить. Без чётко признанных мировым сообществом границ мы не имеем полного суверенитета. К сожалению, не все это понимают" - говорит эксперт.
Бердаков напомнил, что у Кыргызстана с момента обретения независимости не был окончательно решен вопрос ни с одной границей и только граница с Китаем считалась более-менее международно-признанной, но и там возникали споры. "На сегодня у нас урегулированы границы с Казахстаном и с Китаем. В обеих случаях еще в конце девяностых и начале двухтысячных власти пошли на этот непростой шаг и получили огромную волну негатива со стороны народа. А люди с обеих сторон при разделе любой границы всегда остаются недовольными.
Нужно учитывать, что особенность границ в Центральной Азии в том, что здесь исторически не было государств, которые имели бы в последние скажем три сотни лет какие-то общепризнанные политические границы. Единственное, к чему апеллировала Центральная Азия – это границы Советского Союза. А во времена СССР по картам 20-х годов была одна Центральная Азия, а по прошествии 70 лет – совсем другая. Границы в Союзе были экономическими, а это не тоже самое, что политические. То есть какие-то территории отдавались соседним республикам, этому не придавалось политического смысла. Так как кому-то было удобнее выпасать где-то скот, кому-то удобнее добывать газ. Поэтому, когда Советский союз распался в 1991 году, возникло большое количество сложностей. И сейчас мы живем в такое время, когда те политические сложности детонируют" - говорит руководитель Института социально-политических исследований "Элчи".
И сейчас, как отмечает Бердаков, власти берут на себя большой политический риск, понимая, что будут недовольные. По его словам, внутри Кыргызстана сейчас на фоне вопроса о Кемпир-Абаде усилились спекулятивные силы разных политических групп. Однако при решении межгосударственных вопросов, особенно связанных с границами, нужно убирать политику подальше. "Кемпир-Абад с 1965 года находится в ведении РУз. Сейчас создается совместная комиссия, которая будет регулировать совместное водопользование" – подчеркнул политолог.
Он отметил, что с точки зрения долгосрочных государственных интересов наличие признанной миров границы – это то, что в разы усилит государственный суверенитет. Не понимать этого – национальное предательство, заявил эксперт.
"Нужно понимать, что любые переговоры возможны только там, где есть уступки. Кыргызстан очевидно не пошел ни на какую серьезную территориальную потерю. Да, есть серьезные вопросы по Кемпир-Абадскому водохранилищу, но оно будет под совместным управлением. Это большое достижение. Те, кто изучил вопрос, поймут, что здесь подход крайне взвешенный и обдуманный потому что на кону реализация проектов на десятки миллиардов долларов. Это: кыргызско-китайско-узбекская железная дорога, газопровод Таджикистан-Кыргызстан-Узбекистан-Китай. Десятки миллиардов долларов, огромный рост приграничной торговли, процветание всей Центральной Азии – вот что стоит на кону. Этому мешает неурегулированность границ. Сейчас мы подошли к тому, что мы можем решить этот вопрос. Но если отбросить этот вопрос сейчас, что через 5-10 лет наши условия будут на порядок хуже. Поэтому надо решать и решать сейчас, конечно соблюдая наши стратегические интересы" - говорит Денис Бердаков.
Эксперт подчеркнул, что граница с Узбекистаном крайне важна для Кыргызстана.
"Как только обе стороны подписывают границу и мировое сообщество признает ее, то с этого момента невозможно уже никакое вторжение, захват и движение границы в какую-либо сторону. Сейчас некоторые предлагают не отдавать никакие спорные территории, не идти ни на какие уступки, но нужно понимать, что демографическая ситуация в Узбекистане и Таджикистане гораздо сильнее, чем в Кыргызстане, рождаемость выше. И через 10-20 лет мы могли бы столкнуться с ситуацией, когда все спорные участки де-факто были бы заселены гражданами соседних стран.
Мы видим, как эта ошибка была допущена на границе с Таджикистаном и те границы, которые мы могли легко получить в начале 90-х годов, сейчас многие спорные участки просто этнически заселены таджиками. В связи с этим на порядок сложнее вести разговоры о делимитации и демаркации границы. Тот же анклав Ворух вырос в 4-5 раз по населению" - сказал политолог.
По его словам, многие гигантские проекты с Узбекистаном при помощи международных доноров в Кыргызстане не запускались именно потому, что нет четкой границы. Так как когда нет четкой границы, развивается контрабанда, налаживается наркотрафик, происходит постоянная экономическая дележка региона и возможны перестрелки.
"Сейчас мы подходим к тому, что с Узбекистаном, ключевым игроком в Центральной Азии и по демографии, и по растущей экономике и по транзитному потенциалу, нам нужно договариваться. Мы очевидно не уступали своих интересов, это Узбекистан пошел на огромное количество послаблений, уступал нам везде где были спорные территориальные моменты, идя нам навстречу. Это нужно ценить. Конечно нельзя отдавать ни сантиметра своей земли, но и нужно помнить, что своя земля – это та, когда есть чёткая граница, до этого эти земли считаются спорными и никем из мирового сообщества не признанными.
И граница нам нужна именно сейчас, так как с каждым годом ситуация будет становиться более нестабильной и более сложной. И сейчас, скажем честно, с Узбекистаном удалось решить вопросы, так как есть очень тесные и продуктивные связи с узбекским руководством, которая занимает конструктивную позицию. На примере Таджикистана мы видим в какие проблемы упирается неконструктивный подход, когда одна сторона не хочет подписывать границу" - отметил руководитель Института социально-политических исследований "Элчи".
Сообщи свою новость: