18 октября 2022, 10:25
Источник knews.kg
Комментарии
По Конституции Кыргызстана, по законам о международных договорах есть ряд соглашений и договоров, которые должны проходить согласование с парламентом, а точнее с комитетом по международным делам — это вопросы финансового характера, обороны и безопасности и делимитации госграниц. Перед тем, как подписывать соглашение есть такая процедура, как согласование с комитетом ЖК. Комитет может дать согласие, а может не дать. Но по новой Конституции президент может подписать этот документ без дачи согласия комитета. Об этом в интервью «Новым лицам» рассказал председатель комитета Жогорку Кенеша по международным делам Чынгыз Айдарбеков.
— Почему в таком случае Садыр Жапаров сам не хочет подписать это Соглашение?
— Этот вопрос не к нам, а к президенту и его администрации.
По словам Ч.Айдарбекова, вопрос о делимитации отдельных участков кыргызско-узбекской границы первоначально звучал так: "Заслушивание и обсуждение информации правительства о делимитации отдельных участков кыргызско-узбекской границы". О Соглашении вопроса не было. А возник он уже вечером по предложению полномочного представителя президента и при поддержке некоторых членов комитета по международным делам. При наличии кворума этот вопрос они имели право поднять. «По процедуре нарушений не было. Но я депутатов проинформировал, что по регламенту нам должны своевременно предоставлять документы, и этот пакет документов должен быть полным», отметил Айдарбеков.
Проект "Договора о делимитации отдельных участков кыргызско-узбекской границы" поступил в комитет в прошлый понедельник в 10.10 утра. И сразу же автоматически этот документ был роздан всем членам комитета. Работу комитет начал в 11.00. По регламенту документы должны быть предоставлены за три дня. Об этом я сообщил всем членам комитета и подчеркнул, что документы только сегодня поступили. Это всё звучало в открытом эфире. При рассмотрении третьего вопроса по предложению полномочного представителя президента и поддержавших депутатов, шел этот документ – дача согласия на заключение Соглашения. Я ещё раз депутатов проинформировал, что по регламенту не все документы предоставлены и нам нужно это внимательно посмотреть. Но депутаты большинством голосов поддержали предложение рассмотреть этот вопрос.
Ч. Айдарбеков объяснил свою позицию, точнее отказ от подписания проекта соглашения6
Не читая документов, я не могу принимать решения. Это неправильно. Это будет необъективное решение. Тем более, чувствуется, что сейчас хотят взвалить всю ответственность за это решение на депутатов Жогорку Кенеша. Но депутаты не принимают напрямую участия в переговорных процессах между правительственными комиссиями по делимитации. Мы не входим в состав комиссий, не участвуем в переговорах, не знаем специфику вопроса, деталей. Единственное, что мы можем сделать, это провести анализ, когда нам предоставят документы. Но если документы не в полной мере предоставлены, как мы можем дать оценку? Принимается судьбоносное решение.
Далее из интервью:
— Теперь хотят вас отстранить от должности председателя комитета и поставить более послушного?
— Я не знаю какие варианты рассматриваются, но допускаю, что такое возможно.
— А дальше что с документом?
— После того, как комитет подпишет решение, Договор по делимитации должен быть подписан между главами государств. Сейчас наш президент не подписал этот документ. Документ находится на уровне правительств сторон.
— Хотя по новой Конституции президент может подписать и без решения вашего комитета?
— По новой редакции президент может это сделать. Это уже администрация президента должна посмотреть, всё взвесить и принять соответствующее решение. После того, как президент подпишет этот документ, он поступит на ратификацию в Жогорку Кенеш. Сначала этот документ должен пройти через комитеты, после этого будет внесен на рассмотрение в палату.
— А если президент подпишет, а депутаты не ратифицируют?
— Он тогда не вступит в силу.
— То есть у нас ещё есть лазейки сохранить наше водохранилище?
— Есть юридические механизмы. В Советском Союзе принимались решения об обмене некоторыми территориями, о передаче некоторых территорий, передачи во временное пользование некоторых территорий. Правительства подписывали документы, и есть много фактов, когда на тот момент действовавший парламент не принял эти документы и они не вступили в силу. И не считаются вступившими в силу.
Зампредседателя кабмина Эдил Байсалов раскритиковал Ч.Айдарбекова за его позицию.
«Ч.Айдарбеков может голосовать «против» сколько угодно, но он обязан подписать решение комитета, за которое проголосовало большинство членов. Его голимый популизм и безответственная позиция говорят о его некомпетентности, как минимум. Но, скорее всего, есть и подспудные мотивы…», написал в Твиттере Байсалов.
Ранее Эдиль Байсалов высказался на тему границ, раскритиковав блогеров и политиков. Байсалов заявил, что "по вопросам границы вообще [нужно] всем молчать", так как эти проблемы должны решать власти, а не ""сбитые летчики" политики-пенсионеры и не лузеры".
16 октября лидер партии "Социал-демократов" Темирлан Султанбеков опубликовал пост в Instagram, в котором заявил, что нынешняя "борьба с активистами, блогерами и СМИ в Кыргызстане выглядит как целенаправленная работа в пользу Таджикистана". Об этом Султанбеков заявил на фоне давления на три независимых издания — "Клооп", "Азаттык" и Kaktus Media. По мнению политика, именно активисты, блогеры и СМИ сыграли существенную роль в освещении последнего конфликта с Таджикистаном и доведении этих сведений до мирового сообщества. Этот пост возмутил замглавы Кабмина Эдиля Байсалова и он решил вступить в переписку с Султанбековым в комментариях его поста в Instagram.
"Ты не прав и нагнетаешь. А так, по сути, можно ведь и с другой стороны на это посмотреть. В тот момент, когда стране и государству необходимо сплотить ряды перед внешними вызовами, находятся всякие подстрекатели и провокаторы, "пятые колонны"*, паникеры и пораженцы, разговор с которыми вообще должен быть короткий", — написал в ответ на пост Байсалова.
Затем замглавы Кабмина пояснил, что "пятой колонной" считает не СМИ, а "блогеров, возомнивших себя то ли совестью нации, то ли спасителями".
"Популизма поменьше. До выборов еще далеко. Сейчас нужно сплотить ряды. По вопросам границы вообще всем молчать. Таковы законы демократии. Решат всё легитимно всенародно избранные органы власти. Не толпа. Не блогеры. И тем более, не "сбитые летчики" политики-пенсионеры и не лузеры", — отметил Байсалов.
Стоит отметить, что в Узгене прошел Курултай, участники которого выступили против передачи Кемпирабадского водохранилища Узбекистану.
По заявлению кыргызских властей решение вопроса по границе с Узбекистаном находится на финишной прямой. Так из 1 378 километров границы описано 1 170 км или 85%. Правительственные делегации обеих стран 26 сентября подписали протокол, который позволит начать процедуру согласования проекта нового договора об отдельных участках границы между странами. Однако одной из проблем в согласовании границы стал вопрос Кемпир-Абадского водохранилища.
Председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев, также являющийся главой правительственной делегации по делимитации и демаркации границы, рассказал, что земля под Кемпир-Абадским водохранилищем переходит Узбекистану. При этом он заверил, что обе страны будут использовать воду из водохранилища 50 на 50.
Взамен, по словам главы ГКНБ, Кыргызстану в общей сложности переходит 19 тысяч 699 гектаров спорных территорий в нескольких приграничных районах.