28 октября 2022, 14:00
Источник 24.kg
Комментарии
Многокилометровые очереди из фур на кыргызско-казахской границе перестали быть чем-то удивительным. Последние полгода отечественные перевозчики регулярно жалуются на искусственные препоны, которые создает казахская сторона.
Читайте по теме Глава ГТС: Многокилометровые очереди на кыргызско-казахской границе не исчезли Чиновники Кыргызстана обвиняют коллег из Казахстана в неисполнении ранее достигнутых договоренностей, те уверяют, что искусственных барьеров нет - на проверку отправляют не все машины, а только те, у которых отсутствуют электронные счета-фактуры на перевозимый товар.
Представители Евразийской экономической комиссии накануне прибыли на кыргызско-казахскую границу, чтобы осмотреть пропускные пункты и помочь разрешить ситуацию.
Очереди по надуманным причинам
Ознакомление с процедурой проверки грузов представители комиссии начали с казахской стороны - пункта "Карасу". Днем ранее они посетили КПП "Кордай" со стороны Казахстана и кыргызстанский "Ак-Жол". СМИ Кыргызстана к осмотру "Карасу" не допустили. Журналисты остались дожидаться комиссию у въезда на "Ак-Тилек".
Спустя час ожидания комиссия вернулась на территорию Кыргызстана. От комментариев ее члены отказались, сославшись на то, что они не уполномочены делать какие-либо заявления, их цель - ознакомление с процедурами пропуска и фиксация нарушений.
Ситуацию прояснил участвующий в проверке заместитель председателя независимого профсоюза водителей-дальнобойщиков Кыргызстана Игорь Голубев.
"Главная проблема - необоснованные досмотровые мероприятия на стоянке "Барыс", которые проводит Комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана.
Есть договоренность, по которой при наличии электронной счет-фактуры на перевозимый груз машина не досматривается. Однако казахская сторона ее не соблюдает.
Комиссия лично в этом убедилась. В 9.30 без каких-либо оснований задержали следовавшую из Кыргызстана машину. Ее больше трех часов продержали на стоянке досмотра. Водителю не предъявили претензий и не предоставили никаких документов. Отпустили только после разбирательств с нашим участием", - сказал он.
Фото 24.kg. Пункт пропуска "Ак-Тилек"
По словам заместителя главы профсоюза, большегрузы из Кыргызстана могут находиться на таком досмотре от 7 до 25 дней. Как итог, предприниматели несут убытки из-за постоянных срывов сроков поставок.
"Нередко проверяющие органы Казахстана ссылаются на поломки оборудования, например, досмотрового рентгена и прочие надуманные поводы. Мы, представители бизнеса, считаем, что так Казахстан искусственно занижает конкурентоспособность наших производителей, ведет нечестную игру, используя административный ресурс", - заключил бизнесмен.
Все надежды на третью сторону
В Кыргызстане представители Евразийской экономической комиссии ознакомились с работой пункта учета товаров. Проверили журнал выявленных нарушений и его соответствие цифровым базам.
"Казахская сторона ссылается на то, что их система якобы автоматически определяет ту или иную машину, как попадающую в зону риска, поэтому они отправляют их на досмотр.
Мы попросили проверить несколько таких машин - оказалось, что это добропорядочные, законопослушные предприниматели. Никаких нарушений у них нет.
Надеюсь, что комиссия сделает выводы по этому поводу", - сказал ведущий специалист отдела тарифного, нетарифного регулирования управления торговой политики Министерства экономики и коммерции Азамат Мураталиев.
В министерстве признали: затянувшееся экономическое противостояние на границе, взаимное недопонимание и разночтения могут разрешиться сегодня только при участии третьей стороны - Евразийской экономической комиссии, которая выступает в сложившейся ситуации третейским судьей.
Фото 24.kg. Очередь из фур на границе
Ожидается, что по итогам визита комиссия составит докладную, на основании которой ЕЭК примет ряд рекомендаций для Кыргызстана и Казахстана по искоренению выявленных нарушений и искусственных барьеров.
Сколько для этого потребуется времени, неизвестно. Пока же водители отечественных большегрузов продолжают дни и ночи простаивать на границе.